Интурмаркет с 1 октября

В Воронежской области готовы заниматься агротуризмом

Россиян, желающих подышать свежим воздухом, прогуляться по лесу или попить парного молока, становится все больше. А в стране есть регионы, будто созданные для такого замечательного, популярного во всем мире, отдыха. О том, как поставить на рельсы экотуризм в Воронежской области, шла речь на проходившем здесь недавно общероссийском форуме хозяев Прихоперья «Черноземье-21». В области уже есть некоторые наработки в этой сфере. Например, Воронежский заповедник сделал своей «приманкой» первый в регионе веревочный городок «Ежкины дорожки». Полазать по канатам приезжают и из соседних областей, причем, молодежь зачастую не подозревает, что здесь есть открытый для посещения дендропарк и бобровый питомник. Как сообщила замдиректора заповедника Светлана Родионова, в 2012 году заповедник принял 14 тыс. посетителей, а в 2013-м – уже 48 тыс. За минувшие девять месяцев доходы от туристской и экскурсионной деятельности выросли втрое, одно только экопросвещение «заработало» 3 млн. рублей. Веревочный городок скоро окупится. Там еще появятся двухуровневый аквариум для семьи бобров и интерактивная экспозиция о лесных пожарах. На одной из экологических троп сделали площадку для выездных регистраций брака, другую адаптируют для зимнего использования. У озера Чистого планируются занятия иппотерапией.

По пути создания экотроп пошли и другие заповедники. На Хопре приезжим предлагают экскурсии по лесу и посещение милой экспозиции с чучелом реликтовой выхухоли. В Костенках, где найдена и реконструирована древнейшая в Европе стоянка человека, проводят тематические праздники. Заняться «гостеприимством» на широкую ногу не дают, во-первых, опасения за состояние природы: туристы не всегда аккуратны, да и вообще присутствие человека в заповедных местах не приветствуется. Во-вторых – отсутствие нормального «номерного фонда». Однодневные же поездки, к примеру, на Хопер довольно утомительны – из Воронежа это 200 км в один конец по не самой удобной трассе.

Этнотуризм в регионе представлен пока отдельными инициативами. Так, в Семилукском районе действует музей «Русская изба», обустроить его двум активным пенсионеркам помогли бизнесмены и иностранные волонтеры. В Эртильском районе фермер Владимир Брежнев на личные средства выстроил целую деревеньку – избушки ремесленников с аутентичной «начинкой», пруд с нутриями и гусями, гостевые домики. Сейчас он может разместить 12 человек за 500 рублей с каждого, но будут и еще комнаты. Когда туристы приезжают, фермер зовет местный вокальный коллектив, угощает продуктами собственного производства. «Хочу, чтобы было, как в белорусских Дудутках», – признался он.

Из проектов аграрного профиля специалисты по внутреннему туризму называют пока только лишь один – в селе Бабяково. Здесь принимают посетителей на козьей ферме, предлагают подоить козу и поиграть с козлятами, а затем отведать диетических молочных продуктов.

Трудности в развитии «зеленого» турбизнеса очевидны. В недавнем исследовании «Воронежский пульс: культурная среда и культурная политика» глава региональной федерации туризма Николай Корзон констатировал: координация в отрасли потеряна, усилия чиновников разобщены. Чтобы стимулировать путешествия внутри страны, надо дополнять законодательство, финансировать развитие инфраструктуры, поддерживать профильный бизнес. Тот же эртильский фермер Брежнев на протяжении ряда лет взывал о помощи к облправительству, но его «посылали» из департамента культуры в департамент аграрной политики и обратно. Цена туров по региону зависит главным образом от стоимости аренды транспорта – выходит недешево. А если ночевать где-нибудь в райцентре, уровень комфорта будет заведомо ниже, чем в заштатном европейском хостеле за те же деньги. Ассортимент услуг для туристов беден, «мертвый сезон» чересчур долог. Вдобавок в регионе нет специалистов, умеющих формировать туристское предложение с учетом запросов потребителей. Хотя, по мнению Николая Корзона, за счет областного бюджета реально выстроить систему управления отраслью и подготовки кадров для нее, обеспечить маршрутам рекламу, разработать выполнимую программу развития туризма, пишет «Российская газета».

Правда, параллельно придется «перестраиваться» и владельцам объектов, ведь фермеры не знакомы с маркетингом. «Говоришь им: турагентство работает за комиссию, а они в ответ: нет, вы лучше к нашей цене прибавляйте, сколько хотите. Но это неправильно: если кто-то напрямую купит тур за 10 тыс., а мы, допустим, за 15 тыс. будем предлагать, то человек решит, что его обманывают. Так организованные группы не набрать, а на одиночках бизнес не построишь», – объяснила директор проекта «Зеленые маршруты России» Оксана Гронемайер. Тем не менее, полагает она, направление это очень перспективное, желающие отдохнуть в деревенской тиши есть – это те, кто «наелся» зарубежных пляжей, и готов взять отпуск и хотя бы раз добраться до уникальных мест в России.

  • Еще материалы этой рубрики