Travelport с 25 октября

В Сочи после Олимпиады начнутся ценовые войны

По случаю Олимпиады в Сочи был практически с нуля создан новый курорт, аналогов которому по масштабу гостиничного строительства в современной истории России нет. Однако такие проекты несут для их участников большой риск: сейчас сочинские гостиницы заполняют спортсмены, члены делегаций, журналисты и зрители, приехавшие на Игры, но после того, как они разъедутся, образовавшемуся номерному фонду потребуется равноценный поток отдыхающих.

Эффективность использования гостиниц, построенных к Олимпиаде, RATA-news попросила оценить туроператоров – тех, кто занимается отправкой туристов в Сочи и их принимающих партнеров в городе-курорте. Мнения на этот счет высказаны разные, однако большинство сходятся в одном: после Олимпиады сочинские гостиницы будут вынуждены бороться за гостя стоимостью своих услуг, и это приведет к удешевлению отдыха на курорте.

 

Илья Уманский, генеральный директор компании «Алеан»: «На 2014 год перспективы Сочи кажутся вполне радужными. Помимо того, что в течение года в городе запланировано большое количество массовых мероприятий, многие россияне поедут туда из любопытства. Но, к сожалению, уже через год «олимпийская» привлекательность может померкнуть. И тогда стоит ожидать жесткой конкурентной борьбы, следствием которой станут ценовые войны отельеров. Для гостиничного бизнеса, которому по-сути навязали сегодняшний объем номерного фонда, это плохо, но для туристов – огромный плюс. Российские курорты постоянно ругают за несоответствие цены, качества и отсутствие грамотного менеджмента. Возможно, благодаря появлению большого числа новых средств размещения, баланс, наконец, будет достигнут. Это касается в равной степени отелей и на побережье, и в горах».

 

Сергей Ромашкин, генеральный директор компании «Дельфин»: «Я бы все же не стал преувеличить объемы построенного к Играм гостиничного фонда. До Олимпиады в Большом Сочи было не менее 150 тысяч номеров, появилось еще порядка 20-25 тысяч, то есть увеличение составило всего 15%. Если турпоток вырастет пропорционально, проблем с загрузкой не будет. То, что это реально, подсказывает опыт проведения 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга, который отмечался в 2003 году. Активность туристов на этом направлении сохранялась примерно два года, после чего пошла на спад. То же, скорее всего, произойдет и с Сочи. Гостиницам важно не упустить этот момент.

Сейчас новый номерной фонд дороже старого примерно на 25-30%. Учитывая, что большинство россиян склоняется к более дешевому размещению, для нормальной загрузки «новостроек» цены придется корректировать.

Сложнее ситуация на Красной Поляне. Зимой, в разгар горнолыжного сезона, проблем с заполняемостью отелей не будет, однако летом они могут пустовать. Сейчас на всех уровнях власти идет интенсивный поиск идей для межсезонной загрузки горного кластера. Есть даже предложение открыть там игорную зону. Но более очевидная картина, скорее всего, начнет вырисовываться только к следующей зиме, когда часть объектов будет распродана под апартаменты».

 

Алексей Высоканов, генеральный директор компании «Мультитур»: «Для постолимпийского Сочи вопрос упирается не столько в количество отелей – в Анапе, например, тоже много средств размещения и все они в сезон успешно заполняются. Проблема в ценообразовании. Предложат место за 1,5 тыс. рублей – от желающих не будет отбоя, за 5-6 тыс. – ситуация будет противоположная. В каком из этих направлений двинутся только что вышедшие на рынок средства размещения, пока непонятно. Скорее всего, большинство отельеров займется формированием цен на летний сезон уже после завершения Олимпиады и Паралимпиды.

Не стоит забывать и о других моментах, формирующих привлекательный турпродукт: ценовая доступность перевозки и наличие достаточного количества квалифицированного персонала. В дни Олимпиады функцию по обслуживанию туристов частично выполняют волонтеры. Однако в разгар сезона найти нужное число работников, соответствующих всем требования, не всегда возможно. Также вряд ли сохранится нынешняя цена авиабилетов в 4-5 тыс. рублей из Москвы в Сочи и обратно, которую на период Игр выставили многие авиакомпании. В «обычной жизни» перелет обходится в районе 10-12 тыс. рублей».

 

Валерий Сычев, заместитель гендиректора компании «Росюгкурорт»: «После Олимпиады новые гостиницы однозначно будут давить на рынок с помощью цен, чтобы заполнить пустующие места. Если все закончится банальной конкуренцией с местными санаториями и переходом части клиентов от них к «олимпийским» гостиницам, тогда можно будет сказать, что мы никак не воспользовались теми шансами для развития курорта, которые дает Олимпиада.

На базе Олимпийского парка в Имеретинской долине надо создавать абсолютно новый турпродукт по аналогии с теми же турецкими курортами: внедрять систему «все включено», привлекать анимацию и так далее. Силами только сочинского турбизнеса это сделать крайне сложно. Требуется выход на направление новых туроператоров, продвижение курорта в России и за ее пределами, в том числе за счет поддержки властных структур. Аналогичный ребрендинг необходим и горнолыжным курортам Красной Поляны».

 

Надежда Сердюкова, заместитель гендиректора компании «Ривьера Сочи»: «Чтобы загрузить весь номерной фонд Сочи после Игр одной «олимпийской» славы курорта, безусловно, недостаточно. Для продвижения нужна соответствующая рекламная кампания и продуманная ценовая политика. Сейчас некоторые объекты уже начали примериваться к ценам на постолимпийский период. Пока радует то, что большинство отельеров реально смотрят на вещи – стоимость продукта вполне умеренная. Для примера, на март в Красной Поляне можно подобрать размещение уровня luxury всего по 7500 рублей в сутки за двухместный номер. В эту сумму входят завтраки и пользование спа-центром. Год назад за тот же набор услуг пришлось бы заплатить 10-12 тыс. рублей. Думаю, аналогичная тенденция сохранится и летом.

К Олимпиаде в Имеретинской долине отстроено много новых пятизвездочных гостиниц. Подобного уровня отелей прежде здесь практически не было. Туристов нужно будет убедить, чтобы они остановили свой выбор не на Турции и других заграничных курортах, а именно на сочинских «пяти звездах». Частично загрузку обеспечат саммит «Большой восьмерки» в июне и намеченная на октябрь гонка «Формула-1». Но между этими событиями, если отели не хотят стоять пустыми, им придется выпускать спецпредложения».

 

Анна Паю, менеджер компании «Лазурный берег – Сочи»: «Для Красной Поляны сезон в этом году не заканчивается Олимпиадой. Снег здесь лежит, как правило, до середины апреля, а в высокогорье катание возможно до начала мая. Однако шквала заявок от горнолыжников на этот период мы не наблюдаем. Возможно, россияне просто не догадываются о возможности покататься на олимпийских трассах сразу после Игр. Однако есть надежда, что подтянутся иностранцы. Местные горнолыжные курорты уже опробовали китайцы, норвежцы, немцы и сербы. Стоимость двухместного номера в постолимпийский период в отеле 3-4* колеблется в районе 4-6 тыс. рублей, но можно найти предложения и за 2-2,5 тыс. рублей. Примерно такие же цены были и в прошлом году».

 

Нина Егоршева, RATA-news