Миграционный учет через ЕПГУ официально пока не запущен и бесплатным не будет
Официальных постановлений или иных документов, в которых бы говорилось о запуске в промышленную эксплуатацию услуги по передаче данных по миграционному учету через Единый портал государственных услуг (ЕПГУ), на сегодняшний день еще нет.
Представители Минкомсвязи России (портал ЕПГУ – их собственность) действительно подтверждают относительно хорошие результаты прошедшего 15 февраля тестирования передачи данных из подмосковной гостиницы «Аквариум» в подразделения МВД России, о чем RATA-news уже рассказывала.
Как сообщило Главное управление региональной безопасности Московской области, первый заместитель директора департамента информационных технологий, связи и защиты информации (ДИТСиЗИ) МВД России Ирина Шаповал отметила, что «в целом ЕПГУ готов к осуществлению информационного взаимодействия с ППО «Территория» и повсеместному использованию». Также она пояснила, что вопрос о практической организации указанного информационного взаимодействия будет рассмотрен руководством МВД России в ближайшее время.
Но до этого будет еще один месяц – предварительно до 1 апреля – апробации передачи данных через ЕПГУ по пяти регионам – Москве, Московской области, Санкт-Петербургу, Казани, Сочи. И только после этого при условии хороших стабильных показателей и будет выдано разрешение на использование этой системы передачи данных по всей России. А недоработки действительно есть, включая недостаточную скорость, сложность передачи данных и то, что процедура пока оптимально подходит лишь для малых средств размещения.
Теперь о том, что процедура становится бесплатной. Тестирование проводилось с помощью робота загрузки данных в ЕПГУ, то есть с использованием комбинированной программы «Скала-ЕПГУ», разработанная Олегом Вихманом. С помощью робота передача, в том числе пакетная, проходит качественней, чем без него. Но эта услуга предоставляется за деньги! Тарифы есть – за год от 6500 руб. для отеля до 10 номеров до 52400, если в гостинице более 500 номеров. Сюда следует приплюсовать тарифный план «Элит», который обеспечивает защиту личных данных руководителя, если функции подписания передаются сотрудникам гостиницы, а также предоставляет возможность ввода данных на нескольких рабочих местах и распределения ответственности. Тариф предполагает поставку оборудования для интеграции с гостиничной системой в автоматическом режиме (без участия человека). Стоимость этого оборудования составляет 91100 руб.
Кроме того, разработчик предлагает дополнительные услуги: квалифицированную электронную подпись, консультирование, соглашения с МВД, итоговую настройку личного кабинета и др. Это тоже за деньги. Вот такая «бесплатная» услуга.
Не стоит вводить в заблуждение отельеров: пока без робота гарантированного качества передачи данных не получить, и, если не хотите платить штрафы за многочисленные ошибки, обращайтесь к специалистам. И здесь тоже не должно быть монополизации, а потому уже сейчас IT-компаниями создаются программы, аналогичные разработанной Олегом Вихманом.
И еще. Взаимодействие через роботов действительно оптимизирует и упрощает гостиницам работу с ЕПГУ. Но электронный документооборот между отелями и УМВД через ЕПГУ предполагает техническое взаимодействие посредством нескольких отдельных инфраструктур, находящихся в зоне ответственности разных государственных ведомств. Например, за разработку интерактивных форм, пакетную загрузку, обновление и транспорт на ЕПГУ отвечает Минкомсвязи. За саму государственную услугу и контроль ее исполнения – МВД. За поддержку и доработку своего программного обеспечения – гостиницы.
Этот документооборот и исполнение нормативных актов возможно только при тесном взаимодействии всех участников электронного процесса. Необходимо заблаговременно информировать об обновлении форматов, технических работах, важно совместно решать возникающие проблемы, иначе они будут только множиться.
Российская гостиничная ассоциация (РГА) при поддержке Российского союза туриндустрии (РСТ) активно занимается улучшением системы передачи данных по миграционному и регистрационному учету из гостиниц в подразделения ФМС России, а затем МВД России с 2014 года.
Именно в 2014 году была предпринята попытка монополизации рынка по передаче из гостиниц в подразделения ФМС России. Частной компанией «Федеральные гостиничные услуги» при помощи чиновников УФМС по Москве настойчиво предлагалось программное обеспечение «Элпост», которое на порядок дороже ПО других IT-компаний, уже работающих на рынке передачи данных в других городах. Вот тогда РГА и инициировала борьбу за свободу выбора, которую поддержали комитет Совета Федерации по социальной политике и РСТ. Далее с помощью Минкультуры, Ростуризма, правительства Москвы, ФАС, объединений «Опора России» и «Деловая Россия» вопрос был урегулирован и на гостиничный рынок вышли альтернативные программы «Вега», «Скала УФМС», «Контур» и другие.
И именно на одном из двух прошедших в 2014-м совещаний в Совете Федерации было озвучено предложение рассмотреть возможность передачи данных через ЕПГУ. После чего последовала переписка с ФМС России, Минкомсвязи России, МВД России, многочисленные совещания по разработке технического задания и пр., проводились многочисленные тестирования.
И вот сейчас уже есть определенные результаты. Но давайте не будем опережать события.
Если за два месяца до начала чемпионата мира по футболу система не будет полностью отлажена, лучше подключить к работе IT-компании со своими ПО, которые хорошо зарекомендовали себя в Москве до апреля 2017 года, да и сейчас успешно работают во многих регионах страны.
Геннадий Ламшин, президент РГА, специально для RATA-news