Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Кто будет работать в московских гостиницах?

08:07, 5 апреля 2006

Как отметил в своем выступлении на конференции вице-президент ГАО «Москва» Леонид Николаев, Москва полна планов по развитию гостиничного хозяйства. Предполагается, что к 2010 году гостиничный фонд столицы увеличится двукратно. Но подкреплены ли эти планы адекватными мерами по обеспечению количественного и качественного прироста специалистов и персонала отрасли?

На начало 2006 года, с учетом ввода в строй новых гостиничных объектов, численность персонала, занятого в гостиничной отрасли, составляет более 27,5 тыс. рабочих мест. Это данные Комитета по внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы.

Структура персонала, занятого в гостиничной отрасли

Основные направления деятельности Доли сотрудников, %
Службы управления номерным фондом
(с горничными)
24
Служба питания 23
Инженерно-техническая служба 14
Бухгалтерия и экономический отдел 5
Служба приема и размещения (с бронированием) 8,5
Прочие службы 25,5

Источник: ЗАО «Мосвнешинформ», 2005

В отелях 5*, представляющих 8% номерного фонда столицы, занято 22% работающих. 15% относятся к персоналу гостиниц 4* (14,5 % номерного фонда). Каждый пятый (20%) является сотрудником гостиниц уровня 3*, в то время как соответствующий номерной фонд составляет 43,2% общегородского. Наибольшее число сотрудников - 43% - работают в гостиницах уровня 1-2*, которые составляют 34,4% номерного фонда.

ёИсточник: ЗАО «Мосвнешинформ», 2005

Генеральная схема размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года позволяет увеличить гостиничный фонд города в 2,5-3 раза по сравнению с существующим. Запускаемые и планируемые проекты касаются более 200 гостиничных объектов новой постройки и реконструированных, которые рассчитаны на прибавку 98 тыс. мест. То есть уже в пределах срока получения высшего и среднего специального образования для обеспечения функционирования гостиниц потребуется еще 30-40 тысяч мест, если следовать прямой интерполяции.

В дальнейшем, до 2020 г., планируется, что в Москве будет функционировать до 730 гостиниц общей вместимостью до 517 тыс. мест. Это обеспечит достижение норматива для крупных мегаполисов с развитым туризмом – 1 место в гостинице на 50 человек населения. Учитывая эти показатели, можно сделать вывод, что к 2020 году количество гостиниц в Москве увеличится примерно в 4 раза, а общая вместимость гостиничного комплекса - в 7 раз.

Кто будет работать в этих гостиницах? С учетом нынешнего состояния дел, требуется серьезная и по-новому организованная государственная поддержка решения этой проблемы, в том числе - учреждений, ведущих подготовку и переподготовку кадров для сферы гостеприимства. Проблема быстрого увеличения подготовленного персонала для гостиниц должна решаться совместными усилиями гостиничных предприятий, нынешних и будущих собственников и менеджмента отелей, учебными центрами подготовки и переподготовки персонала.

Готовы ли гостиницы к меняющимся условиям рынка? По-разному. В наиболее удачном положении находятся гостиницы, использующие стандарты международных брендов. Сейчас таких отелей в Москве 17 (12% всех предприятий), они занимают 15,7% рынка по размеру номерного фонда (4644 номеров) и 12% по числу мест (7702). Подготовка персонала в этих отелях происходит системно, с учетом требований соответствующих управляющих компаний.Участие в дальнейшем создании и управлении отелями в Москве намереваются принять многие международные гостиничные цепи - Holiday Inn, Intecontinental, Crownie Plaza, Novotel (Accor Group), Four Seasons, Karlton-Ritz, Marriott, Radisson SAS, Sheraton, Hyatt, Kempinski и другие.

Отели, не входящие в гостиничные цепи, гораздо меньше информированы о проблемах подготовки кадров, не имеют опыта подбора персонала и, бывает, открываются, практически без комплектации подразделений. По некоторым данным, с управляющими компаниями не связаны до 70% московских отелей.

Неотъемлемой составной частью индустрии гостеприимства является системы питания. Как здесь уже говорилось, в этом секторе занято почти четверть персонала, относящегося к гостиничной отрасли. Соответствующее число ресторанных предприятий откроется во вновь создаваемых гостиницах. По прогнозам Федерации рестораторов и отельеров прирост индустрии питания только за ближайшие два года составит 20-30%. Отрасли потребуется не менее 10 тыс. квалифицированных менеджеров и специалистов ресторанного дела. Пока, за небольшими исключениями, работодатели заполняют этот пробел менеджерами любого уровня, но в течение года примерно 30% увольняются из-за несоответствия требованиям работодателя.

Для выяснения степени востребованности работы с персоналом в Москве проведено исследование, в котором участвовали 49 московских гостиниц (кроме 1*). На вопрос «Соответствует ли уровень подготовки персонала требованиям самой гостиницы?» отрицательно ответили объекты размещения, находящиеся в государственной собственности или федерального подчинения. Руководители этой категории гостиниц явно стремятся к улучшению обслуживания гостей «У нас все в порядке» ответили, прежде всего, менеджеры гостиниц с низким уровнем обслуживания. Судя по всему, они имеют соответствующие ожидания относительно качества своей работы и не стремятся его улучшать.

На вопрос «Соответствует ли существующая система обучения персонала целям отеля?» положительно отвечали представители некоторые гостиниц с менее полной программой обучения. А менеджеры тех отелей, где ведется более глубокая работа с кадрами, наоборот, ответили на вопрос отрицательно. О чем это говорит? О том, что удовлетворенность работой зависит от уровня требовательности самих гостиниц. Чем ниже уровень, тем более завышена самооценка.

Какова реальная потребность и фактический объем подготовки и переподготовки кадров для гостиниц?

Численность выпускников основных вузов Москвы по специальностям для гостиниц

Специальность, специализация 2002 2003 2004 2005 2006 (план)
Менеджмент в гостиничном
и туристическом бизнесе
209 352 300 403 425
Экономика и управление туризмом и гостиничным хозяйством 153 127 207 360 566
Социально-культурный сервис туризм: гостиничный сервис 58 76 103 188 237
Организация обслуживания в гостиницах и туркомплексах 61 49 49 47 60
Всего, человек 481 629 708 998 1288

Эти показатели могут расти, но, тем не менее, постепенно образуется разрыв между числом специалистов и реальной потребностью. Проблема еще и в том, что средний возраст значительной части персонала (32%), занятого в гостиничной отрасли Москвы, составляет 40-49 лет. Более 50% работников находятся в возрасте 40-59 лет. Отсюда следует, что в ближайшие 5-7 лет 30-50% ныне трудоспособного персонала достигнет пенсионного возраста. Таким образом, актуальным остается вопрос омоложения отрасли. И такая тенденция уже наметилась - в сегменте гостиниц 4-5*.

Возраст персонала

Доля на рынке туда, %

До 18 лет

1

18-29 лет

18

30-39 лет

22

40-49 лет

32

50-59 лет

20

60 и более лет

7

Источник: Федулина А.А., «Исследование рынка трудовых ресурсов гостиничного комплекса Москвы»

Для того чтобы удовлетворить растущую потребность в кадрах для гостиничной отрасли города, необходимо активное участие в этом процессе самих гостиниц. Слабое взаимодействие между гостиничными предприятиями и вузами приводит к отсутствию практических навыков у выпускников, а значит - снижает общее качество кадрового резерва отрасли. Не это ли является причиной проблем, о которых мы упоминаем в связи с учебными центрами?

Качество подготовки кадров. Несмотря на то, что только в Москве более 50 учебных заведений готовят специалистов разного уровня для сферы гостеприимства и питания, в отрасли даже в сегодняшних условиях ощущается нехватка квалифицированных кадров. Причина, видимо, в том, что в российском высшем образовании отсутствовал опыт подготовки кадров для этой сферы.

Существующая в настоящее время структура подготовки специалистов с высшим образованием для сферы гостеприимства и питания сложилась, во многом, спонтанно.Обучение осуществляется, в основном, по уже имеющимся специальностям в рамках различных специализаций: главным образом - по специальностям «Менеджмент организации», «Экономика и управление на предприятии».Первым опытом создания государственного стандарта для сферы гостеприимства и питания явилось открытие специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» с рядом специализаций, позволяющих в середине 1990-х годов осуществлять подготовку кадров для этой сферы. В 2004 году в качестве эксперимента в некоторых вузах был введен государственный стандарт высшего образования по специальности 230800 «Туризм». Представители гостиничного и ресторанного бизнеса, рассматривающие содержательную сторону этого стандарта, не смогли дать по нему однозначно положительного заключения.

К числу его недостатков отнесены существующие учебные планы подготовки специалистов для сферы гостеприимства и питания. Выпускники, закончившие профильный вуз, не обладают достаточными базовыми знаниями, практически не знакомы с организацией и технологией работы различных служб гостиниц, ресторанов. На предметы специализации в указанных государственных стандартах высшего образования отводится от 500 до 2000 часов, что составляет не более 25% от всего учебного плана. К тому же, состав и содержание дисциплин специализации требуют пересмотра и увязки с потребностями рынка труда в сфере гостеприимства и питания, с потребностями работодателей.

Объединение под одним направлением подготовки кадров для турфирм и гостиниц (специализация «Туризм и гостиничное хозяйство») привело к тому, что большинство дисциплин специализации в учебных планах вузов относятся к туристической сфере. Услуги, предоставляемые гостиницами по размещению туристов, и услуги предприятий общественного питания рассматриваются только как составная часть турпродукта, а это, в свою очередь, привело к перекосу в подготовке кадров, в основном, для турфирм.

Что делать? Для обеспечения потребности гостиничной отрасли Москвы в квалифицированных кадрах предлагается создание системы государственной поддержки учреждений, специализирующихся на образовательной деятельности в гостинично-туристской отрасли. При этом господдержка должна заключаться не в прямом финансировании новых учебных проектов, программ, а в стимулировании инвесторов, коммерческих структур, которые могли бы вложиться в развитие учебных центров, ведущих подготовку специалистов для индустрии гостеприимства. Должны быть выработаны утвержденные государством стандарты подготовки специалистов, а также система контроля за их соблюдением, включая систему сертификации. Необходимо поддерживать системы коммерческого обучения по гостиничным профессиям с отложенным платежом (например, рассрочкой на 10 лет), что одновременно будет способствовать стабилизации кадров на предприятиях.

Разработка системы требует формирования авторитетной рабочей группы из представителей гостиничной отрасли, организаторов систем обучения, специалистов вузов. Прежде всего, необходимо определить численную потребность гостиничной отрасли Москвы в трудовых ресурсах, выявить наиболее востребованные специализации. Надо создать доступную для работодателей единую базу данных по работникам гостиничной отрасли. Сформировать кадровый резерв и систематически проводить мониторинг профессионального роста наиболее перспективных сотрудников, которые после специального обучения смогут занять управленческие позиции. Также необходимо провести полномасштабный набор и обучение персонала для вновь открывающихся московских отелей. Важно предложить услуги кадрового консалтинга действующим гостиничным предприятиям Москвы.

В рамках взаимодействия с профильными учебными заведениями можно было бы реализовывать программы переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава профильных учебных заведений с целью их адаптации к реалиям современного гостиничного бизнеса. Необходимо разработать и внедрить системы дистанционного обучения с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий. Очень нужны зарубежные стажировки студентов и преподавателей профильных вузов. И еще более важна организация практики студентов профильных вузов на базе действующих гостиничных предприятий Москвы с возможностью их последующего трудоустройства.

Информационно-координационная деятельность в кадровой сфере предполагает разработку отраслевого предложения по аттестации работников гостиничного хозяйства, регулярный обмен информацией путем проведения круглых столов, семинаров, встреч с участием преподавательского состава профильных учебных заведений и высшего управленческого звена московских отелей, выпуск специализированных пособий для руководства московских отелей.

Итогом взаимодействия представителей гостиничного бизнеса и профильных учебных заведений Москвы может быть создание саморегулирующегося объединения участников процесса обеспечения гостиниц специалистами и персоналом. Это будет способствовать соблюдению стандартов качества в области подготовки кадров для гостиничного хозяйства, созданию кадрового резерва, осуществлению общей координации процесса развития кадрового потенциала гостиничной отрасли.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно