Интурмаркет с 1 октября

Хроника пикирующего турагентства. Часть 2

В рамках проекта «РСТ Мониторинг» комитет по турагентской деятельности РСТ провел опрос 450 турагентств, который показал, что лишь 2% из них смогли воспользоваться мерами поддержки малого и среднего бизнеса, объявленными государством в связи распространением коронавируса.

Напомним, что это уже второй опрос проекта «РСТ Мониторинг». Первый – пилотный – был проведен в апреле.

Треть участников очередного опроса – сетевые турагентства, две трети – независимые.

Половина респондентов мерами поддержки «пытаются воспользоваться, но пока не удалось», 38% – еще не пытались, а 10% – и не собираются, по крайней мере, теми мерами, которые уже предложены.

Опрос выявил определенные проблемы с доступностью и внятностью предлагаемых государством мер. Лишь каждый пятый заявил, что отчетливо понимает, как ими воспользоваться, 57% – понимают «в общих чертах», 23% – не понимают.

Иными словами, и сами процедуры получения помощи носят достаточно сложный характер, и разъясняются они, судя по всему, не лучшим образом.

В офисах сотрудники работают всего у 7% компаний, причем, как правило, это лишь часть коллектива. 93% агентств офисы закрыли, из них 58% продолжают работать в удаленном режиме.

При этом лишь 5% руководителей агентств заявили, что в сложившейся ситуации смогут платить зарплату сотрудникам больше трех месяцев, 8% считают, что их возможностей хватит месяца на три, 13% – на два месяца, 27% – на один, а 47% заявили, что уже прекратили платить сотрудникам. Как показал предыдущий опрос, большинство компаний пока сотрудников не увольняли, но отправили их в отпуска, в том числе без содержания.

Драматизм ситуации подчеркивают прогнозы по срокам возобновления турпоездок. Надежд на открытия курортов в мае у турагентств практически не осталось. 38% опрошенных полагают, что турпоездки по стране разрешат в июне, столько же – что в июле. Прогнозы остальных приходятся на август или вообще на осень этого года.

 Еще пессимистичней оценивают респонденты перспективы возобновления выездного туризма. Лишь 14% рассчитывают на июнь, столько же надеются на июль. 17% ждут начала зарубежных вояжей в августе. Большинство же – 41% – полагают, что выездной туризм начнется осенью этого года.

Говорить о доверии власти со стороны агентского бизнеса особо не приходится. Лишь 7% участников опроса верят, что обещанная государством помощь дойдет до турагентств, 54% сомневаются, 39% считают, что не дойдет.

Судя по данным опроса, 87% турагентов – женщины, 93% имеют высшее образование, из них две трети – гуманитарное. В турбизнесе в среднем работают 13 лет. И они не только кормят свои семьи, но и дают работу в среднем еще 6-7 сотрудникам.

Обнадеживает лишь то, что пока только 1% респондентов решили уйти из турагентского бизнеса. Еще 15% не знают, смогут ли продолжить, а 84% собираются продолжить или говорят, что они свою деятельность и не останавливали.

Причем это точка зрения преимущественно крепких опытных агентств, о чем говорит и стаж работы на рынке их руководителей, и тот факт, что 35% компаний, участвовавших в агентском опросе, зарегистрированы еще и в Едином федеральном реестре туроператоров.