Тревелпорт

Сравнение как инструмент маркетинга

Продолжаем разговор о состоянии московского гостиничного рынка, начатый в RATA-news от 26.07.02, 29.07.02, 01.08.02. По мнению начальника информационно-аналитического отдела ассоциации "Университет гостиничного, туристского и ресторанного бизнеса" Марины Смирновой, сравнение как инструмент маркетинга широко применяется в гостиничном консалтинге, поскольку подобный метод дает возможность высветить некоторые нюансы состояния рынка, замечаемые только при контрастном освещении проблемы. В частности, количественная характеристика объектов размещения в Москве имеет как абсолютную, так и относительную значимость: только сопоставление с другими показателями позволяет понять, много или мало построено у нас отелей, каких типов средств размещения не хватает, соответствует или нет структура гостиничного рынка имеющимся потребностям и т.д. Без получения этой информации не имеет смысла говорить о привлечении средств в гостиничный сектор.

Так как же выглядит гостиничный комплекс нашей столицы при сравнении его с другими городами и столицами Европы?

Сравнительная характеристика гостиничных комплексов различных городов Европы по состоянию на 2000 г.*

Город

Кол-во жителей (млн.)

Кол-во туристов (млн.)

Из них иностранных

Кол-во гостиниц и их вместимость (номеров/мест)

Загрузка (%)

Кол-во новых гостиничных проектов в верхнем сегменте рынка**

Москва

12,0

3,6

0,917

170/42000/73500

59

1

Берлин

3,4

5,1

4,1

440/-/65000

68,2

7

Милан

1,4

3,3

2,3

417/22931/45000

71,8

3

Лондон

6,8

28,3

13,2

1000/100000/-

82,5

36

Будапешт

2,1

4,4

3,6

103/12217/22000

65,3

4

Источник: Ассоциация УГТРБ

*более подробно см. А. Лесник, С. Мейра, «Функционирование гостиничных комплексов отдельных городов Европы», Москва, 2002 г

**о которых имеются точные данные (в Москве это «Хилтон - Большой»)

Первое, что бросается в глаза при анализе таблицы, - тот факт, что в городах, где гостиничный сектор особенно активен, количество приезжих превышает число местных жителей. При этом иностранных граждан прибывает туда больше, чем внутренних туристов. К Москве сказанное не относится. Второе: в Москве на одно место в средствах размещения претендует в год 48 человек (россиян и иностранцев), в Берлине эта цифра повышается до 78, а в Лондоне – до 283. Аналогичным образом выстраивается кривая загрузки. Далее, сравнение показывает, что гостиничных объектов в нашей столице значительно меньше, чем в других крупных европейских городах (за исключением Будапешта, но там идет активное строительство новых отелей).

Так что же, получается, в Москве избыток номерного фонда? В некоторой степени это так: средний отель в нашей столице насчитывает 247 номеров, тогда как в Лондоне – 100, в Милане – 55, Париже – 43. Высокая единовременная вместимость гостиничных объектов Москвы затрудняет их функционирование на рынке и снижает показатели заполняемости. Это, в частности, было одной из причин, по которой в последние годы новое строительство в этом секторе рынка было практически заморожено.

Но сейчас обстановка кардинально меняется. "Университету гостиничного, туристского и ресторанного бизнеса" уже приходилось консультировать различные новые проекты, так что, по мнению Марины Смирновой, негативные тенденции в столичной гостиничной индустрии в целом удалось преодолеть, по крайней мере, в настроениях потенциальных инвесторов. При этом г-жа Смирнова подчеркивает тот факт, что пробуждается интерес инвесторов не только к объектам среднего класса, на которые в последние годы традиционно обращалось повышенное внимание. Оказывается, в Москве есть и другие сегменты рынка средств размещения, инвестиции в которые могут принести хорошую отдачу. Но это – объект другого сравнения и тема нового разговора.