Сравнение как инструмент маркетинга
Продолжаем разговор о состоянии московского гостиничного рынка, начатый в RATA-news от 26.07.02, 29.07.02, 01.08.02. По мнению начальника информационно-аналитического отдела ассоциации "Университет гостиничного, туристского и ресторанного бизнеса" Марины Смирновой, сравнение как инструмент маркетинга широко применяется в гостиничном консалтинге, поскольку подобный метод дает возможность высветить некоторые нюансы состояния рынка, замечаемые только при контрастном освещении проблемы. В частности, количественная характеристика объектов размещения в Москве имеет как абсолютную, так и относительную значимость: только сопоставление с другими показателями позволяет понять, много или мало построено у нас отелей, каких типов средств размещения не хватает, соответствует или нет структура гостиничного рынка имеющимся потребностям и т.д. Без получения этой информации не имеет смысла говорить о привлечении средств в гостиничный сектор.
Так как же выглядит гостиничный комплекс нашей столицы при сравнении его с другими городами и столицами Европы?
Сравнительная характеристика гостиничных комплексов различных городов Европы по состоянию на 2000 г.* | ||||||
Город | Кол-во жителей (млн.) | Кол-во туристов (млн.) | Из них иностранных | Кол-во гостиниц и их вместимость (номеров/мест) | Загрузка (%) | Кол-во новых гостиничных проектов в верхнем сегменте рынка** |
Москва | 12,0 | 3,6 | 0,917 | 170/42000/73500 | 59 | 1 |
Берлин | 3,4 | 5,1 | 4,1 | 440/-/65000 | 68,2 | 7 |
Милан | 1,4 | 3,3 | 2,3 | 417/22931/45000 | 71,8 | 3 |
Лондон | 6,8 | 28,3 | 13,2 | 1000/100000/- | 82,5 | 36 |
Будапешт | 2,1 | 4,4 | 3,6 | 103/12217/22000 | 65,3 | 4 |
Источник: Ассоциация УГТРБ *более подробно см. А. Лесник, С. Мейра, «Функционирование гостиничных комплексов отдельных городов Европы», Москва, 2002 г **о которых имеются точные данные (в Москве это «Хилтон - Большой») |
Первое, что бросается в глаза при анализе таблицы, - тот факт, что в городах, где гостиничный сектор особенно активен, количество приезжих превышает число местных жителей. При этом иностранных граждан прибывает туда больше, чем внутренних туристов. К Москве сказанное не относится. Второе: в Москве на одно место в средствах размещения претендует в год 48 человек (россиян и иностранцев), в Берлине эта цифра повышается до 78, а в Лондоне – до 283. Аналогичным образом выстраивается кривая загрузки. Далее, сравнение показывает, что гостиничных объектов в нашей столице значительно меньше, чем в других крупных европейских городах (за исключением Будапешта, но там идет активное строительство новых отелей).
Так что же, получается, в Москве избыток номерного фонда? В некоторой степени это так: средний отель в нашей столице насчитывает 247 номеров, тогда как в Лондоне – 100, в Милане – 55, Париже – 43. Высокая единовременная вместимость гостиничных объектов Москвы затрудняет их функционирование на рынке и снижает показатели заполняемости. Это, в частности, было одной из причин, по которой в последние годы новое строительство в этом секторе рынка было практически заморожено.
Но сейчас обстановка кардинально меняется. "Университету гостиничного, туристского и ресторанного бизнеса" уже приходилось консультировать различные новые проекты, так что, по мнению Марины Смирновой, негативные тенденции в столичной гостиничной индустрии в целом удалось преодолеть, по крайней мере, в настроениях потенциальных инвесторов. При этом г-жа Смирнова подчеркивает тот факт, что пробуждается интерес инвесторов не только к объектам среднего класса, на которые в последние годы традиционно обращалось повышенное внимание. Оказывается, в Москве есть и другие сегменты рынка средств размещения, инвестиции в которые могут принести хорошую отдачу. Но это – объект другого сравнения и тема нового разговора.