Тревелпорт

В моем гриппе прошу винить турфирму N

Вчера турбизнес подвергся еще одной атаке Роспотребнадзора, на этот раз московского. Главный санитарный врач Москвы Николай Филатов выпустил предписание, которое уже никому в голову не придет назвать рекомендацией:

«ПРЕДПИСЫВАЮ:

1. Руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим туристскую деятельность:

1.1 запретить до особого распоряжения в августе 2009 года вывоз организованных групп детей в Великобританию;

1.2 воздержаться до особого распоряжения от организации деловых и туристических поездок, культурного обмена и обучающих программ в страны, где регистрируется распространение высокопатогенного гриппа;…»

Таким образом, после Свердловской области Москва стала вторым российским регионом, запретившим детским группам выезжать в Великобританию.

Помимо привычного уже недоумения по поводу принимаемых Роспотребнадзором решений документ вызывает много вопросов, которые мы попытаемся перечислить.

ПЕРВЫЙ касается стран, «где регистрируется распространение высокопатогенного гриппа». В предписании говорится, что «наибольшее число заболеваний зарегистрировано в США, Мексике, Канаде, Великобритании, Чили, Австралии, Аргентине, Таиланде, Китае (Гонконг) и Японии». Это исчерпывающий список или просто примеры? Проблема в том, что в предписании Роспотребнадзора от 27.07.2009 приведен другой список - стран, откуда был завезен грипп: США, Испания, Кипр, Болгария, Великобритания, Таиланд, Турция, Доминиканская Республика, Индонезия, Чили. Так на каких направлениях надо «воздержаться» от организации турпоездок?

ВТОРОЙ вопрос – чем «обеспечить информирование граждан (их законных представителей), планирующих выезд в страны, неблагополучные по высокопатогенному гриппу, о возможном риске заражения, симптомах гриппа, мерах личной профилактики»? На сайте московского управления Роспотребнадзора мы раскопали только одну фразу, которую можно с большой натяжкой отнести к требуемой информации: «Всем москвичам и гостям столицы необходимо помнить, что в случае возникновения симптомов гриппа (повышение температуры до 39-40 гр., насморк, кашель, боль в горле, головная боль, мышечные и суставные боли) следует немедленно обращаться за медицинской помощью».

Зато на сайте Роспотребнадзора памяток множество, разного объема, разного содержания и от разных организаций. Одной, удобоваримой, внятной и именно от Роспотребнадзора – нет. Какую брать для туристов? Интересная деталь: еще 19 июня Геннадий Онищенко направил памятку Всемирной организации здравоохранения для населения нескольким адресатам: руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту, главным врачам ФГУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте. В органы управления туризмом документ не поступал. Кстати, именно в этой памятке на вопрос «могу ли я совершать поездки?» следует такой ответ: «Если Вы неважно себя чувствуете или у вас имеются симптомы гриппа, Вы не должны совершать поездки. Если у вас есть какие-либо сомнения в отношении состояния Вашего здоровья, Вам следует обратиться к вашему участковому врачу».

ТРЕТИЙ вопрос касается пункта 1.5 московского предписания: туроператорам велено «обеспечить организацию медицинских осмотров групп детей, прибывших из стран, неблагополучных по высокопатогенному гриппу, по факту прибытия в Москву». Это как? Почему это должны делать туроператоры, а не органы здравоохранения и Роспотребнадзор? Требует же г-н Филатов «обеспечить представление списков групп детей, выезжающих в страны, неблагополучные по высокопатогенному гриппу, в Управление Роспотребнадзора по городу Москве» - вот и организуйте медосмотр, уважаемые санитарные врачи.

Следующие вопросы вытекают из разъяснений по поводу вышедшего документа заместителя главы Ростуризма Евгения Писаревского. Как сообщил он «Интерфакс-Туризму», для турфирм предписание главного санитарного врача Москвы носит обязательный характер, а для туристов – рекомендательный. Фактически получается, что туроператоры должны своими руками удерживать клиентов, желающих поехать за границу. Каким образом? Турфирмы должны предоставить туристу полную и достоверную информацию о поездке (это они и по закону «Об основах туристской деятельности в РФ» обязаны делать). С учетом распространения вируса гриппа А(Н1N1), эта информация в виде памяток, инструкций и т.д. в обязательном порядке должна содержать сведения об опасностях, с которыми потребитель может столкнуться в путешествии, о медицинских и санитарно-эпидемиологических правилах в стране пребывания (см. второй вопрос). По словам г-на Писаревского, туроператоры и турагенты обязаны обеспечить туристов качественной медицинской страховкой, покрывающей необходимые риски, с учетом специфики путешествия и состояния санитарно-эпидемиологической обстановки в стране пребывания. При необходимости туристу рекомендуется осуществить профилактические медицинские мероприятия. На время путешествия у туриста должна быть с собой медицинская аптечка, сформированная в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора. Вопрос ЧЕТВЕРТЫЙ – а есть такие рекомендации?

Вполне вероятно, что предписание московского Роспотребнадзора спровоцирует аннуляции уже оплаченных туров по различным зарубежным направлениям. Вопрос ПЯТЫЙ, конкретно к Ростуризму: в связи с предписанием вступает ли в действие статья 14 закона «Об основах туристской деятельности»? Считаются ли разъяснения Евгения Писаревского официальным информированием федерального органа исполнительной власти в сфере туризма «об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания, в том числе путем опубликования соответствующих сообщений в государственных средствах массовой информации»? Проще говоря, должны ли туроператоры вернуть туристу «денежную сумму, равную общей цене туристского продукта», даже если отъезд предполагался сегодня или завтра?

 Своим обращением к турбизнесу предписания Роспотребнадзора фактически вводят ограничения по выезду за рубеж только для трети от общего количества россиян, совершающих заграничные поездки. По данным Росстата, в 2008 году за границей с различными целями побывали 34,3 млн. граждан России, в том числе с целью туризма – 11,3 млн., то есть 33%. Вопрос ШЕСТОЙ: на основании каких данных, полученных при изучении А(Н1N1), сделаны выводы, что этот вирус могут подхватить и ввезти в страну лишь те россияне, которые при организации путешествия воспользовались услугами турфирм? Не потому ли санитарные власти навалились на турбизнес, что в этом случае есть на кого свалить вину за распространение нового гриппа?

Российский союз туриндустрии рекомендует турфирмам брать у клиентов расписку в том, что они проинформированы об эпидемиологической ситуации в стране выезда. В случае, если человек вернется заболевшим, это поможет доказать проверяющим органам, что турфирма не насильно отправила туриста на отдых за его же деньги. В качестве документа, подтверждающего доведение необходимой информации, можно, например, использовать ксерокопию памятки (рекомендации Всемирной организации здравоохранения) с подписью получившего ее клиента. (Ирина Тюрина, RATA-news)