Travelport с 18 января

Госдума обещает до конца года принять закон о невозвратных авиабилетах

До конца года Госдума примет поправки в Воздушный кодекс, снижающие стоимость авиаперевозок. Это заявление вице-спикера нижней палаты парламента Сергея Неверова прозвучало на фоне сообщений о письме Дмитрию Медведеву от генпрокурора РФ Юрия Чайки, в котором тот раскритиковал российские авиакомпании за намеренное завышение цен на авиабилеты.


Ранее в Госдуму был внесен законопроект на основе разработанных Минтрансом поправок, которые дают перевозчикам право продавать невозвратные билеты и изменить порядок и условия возврата денег за авиабилеты в случае отказа пассажиров от перелета, что должно повлиять на стоимость билетов в сторону ее уменьшения. Летом прошло совместное заседание комитетов Госдумы по транспорту и экономической политике, где обсуждался комплекс мер, направленных на снижение стоимости авиаперевозок пассажиров на внутренних воздушных линиях. До конца 2013 года будут приняты поправки в Воздушный кодекс, которые будут способствовать снижению стоимости авиаперевозок.


В свою очередь, на необоснованную дороговизну билетов в РФ ранее пожаловался главе правительства генеральный прокурор РФ Юрий Чайка. Перевозчики навязывают пассажирам дополнительные услуги, которые включаются в различные тарифы экономкласса, увеличивая стоимость билетов в 1,5 раза. При этом количество дешевых билетов ограничено, пассажирам приходится приобретать билеты по высоким тарифам с дополнительными услугами, в которых они, как правило, не нуждаются. Такая ситуация, в частности, сложилась на рейсах авиакомпаний «Аэрофлот», «Сибирь» (S7), «Татарстан» и «Ак Барс Аэро» на рейсах из Москвы в Хабаровск, Казань и Новосибирск.


По мнению генпрокурора, все это результат того, что в авиационной отрасли действуют устаревшие нормативы (1992-1993 гг.). Они вводились, когда в России была лишь одна авиакомпания – «Аэрофлот», и не содержат механизмов рыночного регулирования, считает г-н Чайка. По указанным актам прибыль авиаперевозчика ограничена 20% от себестоимости перевозки. При этом в себестоимость включаются расходы, которые не являются операционными (на рекламу, аренду офисных помещений, канцтовары). Авиакомпании также компенсируют за счет других пассажиров, например, предоставление скидок детям до 12 лет в период летних каникул. Не урегулировано и ценообразование в бизнес-классе. Оказывая эти услуги, авиакомпании завышают себестоимость перевозки в два раза. В заключение письма генпрокурор просит премьера «поручить Минтрансу с участием заинтересованных органов принять комплекс мер нормативно-правового характера, направленных на обеспечение доступности воздушного транспорта».


Между тем, как пишут «Ведомости» со ссылкой на топ-менеджера крупной авиакомпании, прибыль в 20%, которую приписывают перевозчикам, – «даже не мечты, а грезы». Если авиакомпании установят рентабельность на уровне 20%, то билеты подорожают на 18%. Как полагают эксперты, в письме генпрокурора совершенно не учтена специфика авиаперевозок. Так, европейские рейсы рентабельны. Но на большинстве внутренних рейсов, где НДС составляет 18%, дорогое аэропортовое обслуживание, топливо – до 40% в стоимости авиабилета, перевозчики летают в убыток. Издержки перекладывают на другие популярные направления, утверждают они. Например, чтобы установить конкурентную цену в эконом-классе, авиакомпании повышают цену в бизнес-классе. Прибыль от высокого летнего сезона дотирует перевозки в низкий сезон, поэтому билеты летом дороже. При этом согласно подсчетам Международной ассоциации воздушного транспорта в среднем она составляет 0,6%.