Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Надо знать язык своих... проверяющих

08:07, 5 сентября 2007

На сайте Роспотребнадзора размещено письмо-разъяснение «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания», подписанное руководителем ведомства Геннадием Онищенко. Фактически это инструкция для проверяющих, с которой, конечно же, директорам турфирм необходимо ознакомиться - чтобы знать, чего ожидать. По просьбе RATA-news документ комментирует генеральный директор юридической компании «Визит» Анна Гладун.

- Этим письмом Роспотребнадзор определил свою позицию в отношении правового регулирования туристической деятельности и планируемых деятельности турфирм. В целом стоит заметить, что ведомство косвенным образом констатирует несовершенство новой редакции закона «Об основах туристской деятельности», изменение которого не только не устранило пробелы правового регулирования, но и повлекло возникновение новых коллизий в туристической сфере, добавило противоречий нормативных актов друг другу.

Примечательно, что трактовка некоторых норм права Роспотребнадзором отличается от ранее опубликованной позиции Ростуризма. Например, по мнению Роспотребнадзора к отношениям, связанным с перевозкой пассажиров, в первую очередь применимы нормы законодательства о воздушном, водном, железнодорожном и иных видах транспорта. Следовательно, ответственность за выполнение договора перевозки пассажира несет сторона данного договора – перевозчик. Однако прямые правоотношения между перевозчиками и потребителями-туристами не исчерпывают ответственности туроператора за надлежащее исполнение договора о реализации турпродукта.

Новым толкованием закона является обязанность туроператора при задержке вылета предоставить клиенту размещение на время ожидания рейса, а также связаться с иностранным партнером и перенести сроки проживания в гостиницах по маршруту, изменить даты экскурсий и т.п. Не менее интересно утверждение, что все авиабилеты, независимо оттого, приобретались ли они на чартерный либо на регулярный рейс, подлежат возврату с выплатой за них определенной денежной суммы. Из практики же следует, что подобные действия турфирм технически невозможны из-за особенностей бронирования различных видов услуг.

Ответственность турагента, действующего от своего имени, по мнению Роспотребнадзора, наступает на стадии заключения договора о реализации турпродукта. Более расширенный смысл приобретают нормы по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации о туристском продукте, обеспечивающей возможность его правильного выбора. То есть в обязательном порядке потребитель, совершающий тур, связанный с экстремальными видами спорта и туризма, как в России, так и за ее пределами, если они являются целью путешествия, должен пройти соответствующий инструктаж и обладать полной информацией, о том, с какими трудностями и опасностями ему предстоит столкнуться. Такая трактовка норм права накладывает на турфирмы обязанность подробно и в письменной форме знакомить туристов с информацией о турпродукте.

Следует напомнить, что отсутствие на договоре, заключенным с туристами, подписи указанных лиц лишает права туроператора и турагента ссылаться на факт ознакомления потребителя с условиями договора, в том числе на предоставление достоверной информации.

Обращаем внимание на обязательное указание в договоре с туристом общей цены туристского продукта (в рублях РФ), так как ее отсутствие при невыдаче туристской путевки (что само по себе определяет объективную сторону соответствующего административного правонарушения) может быть квалифицировано как административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.

По мнению Роспотребнадзора, при заключении договора с туристом оформление туристской путевки обязательно, при этом туристская путевка является, прежде всего, бланком строгой отчетности, приравненным к кассовому чеку согласно положениям п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 № 171 «Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники».

Однако, в отличие от разъяснений Ростуризма, ведомство считает, что оплата договора безналичным способом согласно п. 16 Правил не освобождает туроператора или турагента от обязанности оформить туристскую путевку как неотъемлемую часть договора и впоследствии передать ее потребителю (п. 19 Правил). В случае оплаты безналичным способом с целью подтверждения факта оплаты договора о реализации турпродукта в путевке вручную указывается способ поступления денежных средств исполнителю, например, «безналичный платеж на расчетный счет туроператора», с указанием реквизитов такого платежа. Реализация гражданам турпродукта без оформления путевки дает основание для привлечения виновного субъекта к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ.

Многими турфирмами практикуется включение в договор фиксированных сумм «штрафных санкций» в случае отказа туристов от забронированных услуг. Однако, по мнению Роспотребнадзора, включение в договор положений об удержании с потребителя в пользу туроператора при расторжении договора части денежной суммы, внесенной в счет договора, в том числе в процентном отношении к цене услуги, не основано на нормах права и определяет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно