Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Грузия – тропой паломника

08:15, 5 сентября 2013

Грузии подвластны познавательный и оздоровительный, активный и винный, гастрономический и горнолыжный виды туризма. Одними из самых востребованных способны стать религиозные туры и паломничество. Удостовериться в этом журналисты профильных изданий смогли во время ознакомительной поездки, организованной Национальной администрацией туризма Грузии при содействии российского интернет-издания «Рекреационные ресурсы».

Светицховели переводится на русский язык как Животворящий столп. Предание грузинской церкви гласит, что в I веке раввин Элиоз, присутствовавший при распятии Христа, выкупил у воинов одну из одежд Иисуса – хитон. В Евангелии от Иоанна он описан как «нешвенное одеяние» Спасителя, сотканное руками Божьей матери. Солдаты, делившие одежды Иисуса, не стали, как сказано в Евангелии, «раздирать его, а бросили о нем жребий». Элиоз привез хитон в Мцхета, вручив своей сестре Сидонии. Сердце благочестивой дамы не выдержало встречи со святыней и остановилось. Хитон же так и остался в ее мертвых объятиях, и высвободить его, как ни старались, не смогли. Так и похоронили их вместе. На могиле вырос гигантский кедр, которому местные жители поклонялись как божеству. В IV веке, как мы помним, в Грузию пришла равноапостольная Нина и принесла Благую весть. Уверовавший во Христа царь Мириан решил построить в своей столице, коей тогда была Мцхета, деревянный храм, для чего понадобилось срубить кедр. Срубили, но сдвинуть ствол не смогли. Осталась легенда, что этот столп, блистающий светом, то поднимался самостоятельно над своим бывшим основанием, то вновь отпускался. Причем, из пня истекало благовонное миро.

Существующий ныне собор – это самое начало XI века. Внутри над местом, где лежит Сидония, обнимающая хитон, и где рос кедр, выстроено что-то вроде часовенки или каменной сени, расписанной изумительными фресками примерно в XIV веке. У основания видна крохотная ниша с дверцами, которую использовали для взятия миро, сочившегося из кедрового пня. Мироточение после страшного нашествия шаха Аббаса в XVI веке, к сожалению, прекратилось.

Вокруг одной из украшающих часовню фресок творится настоящий ажиотаж. Вглядитесь, вверху справа и слева изображено нечто, похожее на медузу. Фантазеры, верящие в инопланетян, уверяют, что это летающие тарелки. Но скорее всего древний живописец, как умел, пытался воспроизвести лик луны с исходящим от нее светом.

Помимо хитона, в храме можно приложиться к частице мощей Андрея Первозванного (фото). Хранится здесь и плащ святого пророка Илии. Перед алтарем захоронены грузинские цари, в том числе Вахтанг Горгасали, основатель Тбилиси, и Ираклий II, подписавший Георгиевский трактат о покровительстве России над Грузией. Одно время покоилась в Светицховели и царица Тамар. Кстати, первого грузинского президента Звиада Гамсахурдия отпевали тоже здесь.

Интересно пройтись и по самому Мцхета. Ныне это небольшой городок, от «столичности» в нем давно уже ничего не осталось. Храм окружают тщательно отреставрированные дома, что придает обстановке элемент некой театральной декорации. Связь с реальностью поддерживает только кипящая на улицах обычная туристическая жизнь – гуляют толпы гостей со всего света, торговцы предлагают сувениры и чурчхелу, мед и домашнее вино. Один из торговцев, когда я покупала у него мед с орехами, спросил – откуда приехали? Услышав, что из Москвы, всплеснул руками и на выдохе воскликнул: «Наконец-то!». Было приятно!

Покинем, однако, Светицховели и двинемся дальше. В том же Мцхета стоит монастырь Самтавро, одна из древнейших христианских обителей. Удивительна миниатюрная церквушка, построенная в первые годы после крещения Грузии, вероятно, еще при жизни святой Нины. Стоит она на месте зарослей ежевичных кустов, в тенистой сени которых святая проповедовала и молилась. Кусты ежевики и сейчас благоденствуют рядом с храмом. Церковь настолько мала, что двум паломникам в ней тесно, а троим и вовсе не развернуться. Вход в нее низок – не поклонившись до земли, не войдешь.

Строительство главного монастырского храма – Преображенского, датируется IV веком, то есть сразу после преставления святой Нино. «Пошли царь и весь народ и строили верхнюю церковь из камня…». С тех пор он, конечно же, неоднократно разрушался и восстанавливался. Причисленные к лику святых царь Мириан и его жена Нана покоятся здесь. Их могилы сразу от входа слева.

Среди множества святынь монастыря – и частица Животворящего столпа, и чудотворные иконы – мироточащая Иверской Божьей матери и святой Нины, и кусочек камня с могилы равноапостольной Нины в Бодби. За храмом, скромно в уголочке, находится могила одного из самых почитаемых монахов Грузии – старца Гавриила, почившего в 1996 году и канонизированного в 2013-м. К нему беспрерывно идут люди, чтобы поведать о горестях, постигших их, или поделиться радостью. Рассказывают, что у могильного холмика свершалось немало чудес.

Дорога обязательно приведет паломников в Зеленый монастырь в Боржомском ущелье. Основан он где-то в IX-X веках. От первоначальных построек мало что осталось, только часовня с колокольней, да и то – частично. Храм, что на фото справа, это уже XIV век.

Вроде бы прятали монастырь тщательно – от главной дороги до него и сегодня ни одна машина не доедет. Однако грабили его и разрушали неоднократно. Сохранилась даже легенда, что кто-то из захватчиков в стародавние времена убил на ближайшей речке 300 монахов. Косточки их лежат в храме, а в реке (мы увидели скорее тоненький ручеек) можно найти красные камни, впитавшие кровь мучеников. Подключив воображение, я разыскала несколько булыжников, на которых и правда виднелись какие-то бурые пятна.

В окрестностях монастыря было удивительно многолюдно.

Нужно сказать, что ни один объект, где мы побывали за время путешествия по Грузии, не пустовал – их посещали и группы школьников, и семьи, и экскурсанты из разных стран мира.

Главным своим храмом грузины называют Светицховели. Но не менее значим для них и монастырь в Бодби, так как в нем покоится просветительница Грузии святая равноапостольная Нина. Она умерла здесь же, в Бодби, в 347 году, не дожив до 67 лет. Церковь над могилой построена по указанию благоверного царя Мириана.

Монастырь сегодня действует, хотя судьба его складывалась непросто. Несколько раз монашеское служение в нем приостанавливалось, то из-за вторжения монголов, то из-за иранской экспансии. Весной 1889 года российский император Александр III издал указ о возобновлении женской обители, а потом и сам посетил могилу святой Нины. После революции монастырь вновь закрыли. Жизнь вернулась в него только в 1995 году.

Насельницы превратили территорию в настоящие райские кущи – чисто, тихо, все в цветах.

А с монастырской стены открывается чудный вид на Алазанскую долину и заснеженные вершины Кавказского хребта.

Продолжение следует…

 

Любовь Булгакова, RATA-news

Фото автора

Обсудить в telegram

вам может быть интересно