Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Туристы устремились в труднодоступные места Алтая

В Чулышманской долине за лето побывало более 14 тыс. человек, сообщает министерство природы Республики Алтай. Это одно из самых красивых и труднодоступных мест на Алтае.

Чтобы попасть в долину, необходимо преодолеть сложнейший серпантинный перевал Кату-Ярык в Улаганском районе. И все чаще в последние годы на это решаются даже владельцы обычных легковых автомобилей, хотя дорога там не асфальтирована. В июле и августе, то есть в пик сезона, ежедневно через перевал проезжали в среднем 170 человек на 70 автомобилях и микроавтобусах. Всего за два месяца Кату-Ярык преодолели более 3500 тыс. транспортных средств без учета движения в ночное время. Расстояние от Барнаула составляет около 700 км, от Новосибирска – около 900 км.

Эти цифры были получены в результате исследования, которое во время учебной практики провели студенты Горно-Алтайского государственного университета, обучающиеся на специальности «туризм». Работа была инициирована Общиной коренных малочисленных народов (КМН) теленгитов «Кун» при поддержке турбазы «Кату-Ярык». Студенты пытались собрать не только достоверный материал о турпотоке на этой территории, но и определить уровень антропогенной нагрузки на долину. Максимальное количество автомобилей фиксировалось в конце каждой рабочей недели, когда через перевал проезжали более 100 машин в день. Общий турпоток за два месяца превысил количество населения, проживающего во всем Улаганском районе Республики Алтай.

Студенты также выяснили, что туристы прибывают в Чулышманскую долину, в основном, на собственном транспорте, доля пеших романтиков и велосипедистов – только 2%. Конечная точка всех путешественников чаще всего – южная оконечность Телецкого озера, а также многочисленные достопримечательности: Каменные грибы, водопады Учар и Куркуре, да и сам перевал Кату-Ярык. Ко многим из них уже давно проложены маршруты туроператоров Алтая.

География потока – 34 российских региона, а также страны ближнего и дальнего зарубежья. Ежедневно регистрировались туристы из Ямало-Ненецкого автономного округа, Пермского края, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска. Но больше посетителей было из сибирских регионов – Новосибирской, Кемеровской и Омской областей, Алтайского и Красноярского краев, республик Хакассия и Алтай. Студенты проводили опрос проезжающих, выдавали туристам мешки для мусора и буклеты, которые рассказывают о достопримечательностях Улаганского района и правилах посещения особо охраняемых природных территорий.

Руководитель алтайской операторской компании «Плот» Александр Смирнов рассказал RATA-news, что, по наблюдениям регионального турбизнеса, туристов в долине Чулышмана с каждым годом действительно становится все больше: «Причин тому несколько. Первая – качество дороги стало лучше. В свое время на бюджетные деньги дорогу отгрейдировали, привели в божеский вид, построили более приличные мосты. Если раньше, еще буквально года четыре назад, проехать там можно было только на полноприводных машинах с достаточным дорожным просветом, то сейчас этот путь по силам и легковому транспорту. Если вдруг не удастся самостоятельно подняться на Кату-Ярык, то с помощью буксировочного троса это поможет сделать ГАЗ-66, который постоянно дежурит в долине – конечно, за плату. Вторая причина увеличения потока – «сарафанное радио», молва о прекрасных возможностях для автотуризма в этом районе. Те, кто каждый год путешествуют по Чуйскому тракту, обычно следуют принципу «от простого к сложному». Проехав, например, в первый раз до Кош-Агача, на следующий год туристы пытаются открыть для себя новые «крутые» места. Перевал Кату-Ярык считается очень серьезным препятствием, преодолев его, многие ощущают себя немного героями. И главное – в долине Чулышмана развивается туристическая инфраструктура».

Цифры, полученные в результате исследования, подтверждают тенденцию, о которой алтайские операторы говорят в последние годы: все чаще туристы хотят отдыхать не в популярных развитых турзонах в среднем и нижнем течении Катуни, а добираться до самых труднодоступных, но и самых красивых мест Алтая.

 

Анна Вальцева, RATA-news