Travelport с 25 октября

«Горки город» за полцены

Сделка Сбербанка по продаже Краснодарскому краю курорта «Горки город», построенного к Олимпиаде, сорвалась. Комплекс продадут с торгов: цена на старте оказалась примерно вдвое меньше суммы, вложенной в строительство.

«СВК Холдинг» объявила о продаже 96,91% акций НАО «Красная поляна», на балансе которого находится сочинский горнолыжный курорт «Горки город». Аукцион по продаже состоится 9 октября, стартовая цена лота составит 35 млрд. руб., размер задатка – 3 млрд. руб., говорится в объявлении для потенциальных покупателей.

Продавец называет себя компанией, аффилированной со Сбербанком. По данным СПАРК, 100% ООО «СВК Холдинг» принадлежит ООО «Сбербанк капитал». В пресс-службе Сбербанка РБК подтвердили, что банк продает «Горки город», но от других комментариев отказались.

В объявлении говорится, что курорт включает в себя «несколько десятков апарт-отелей и гостиниц европейского класса, автомобильные и канатные дороги, горнолыжные и велосипедные трассы, кафе, рестораны, а также комплекс инфраструктурных сооружений». На сайте «Горки города» указано, что в состав курорта входят семь элитных отелей на 996 номеров, горнолыжный комплекс «Горная карусель», включающая в себя 25 км горнолыжных трасс площадью 1,5 млн. кв. м и пятиуровневый торгово-развлекательный центр.

Как писал журнал Forbes, первый владелец проекта – бизнесмен Фархад Ахмедов, планировал в 2004-2006 годах вложить в него около 16 млрд. руб. В 2006-м проект был продан Магомеду Билалову, младшему брату бывшего председателя совета директоров компании «Курорты Северного Кавказа» и вице-президента Олимпийского комитета Ахмеда Билалова. К 2009 году, когда совладельцем проекта стал Сбербанк (в начале его доля составляла 25%), инвестиции выросли до 41,1 млрд. руб. За год до Олимпиады, в феврале 2013-го, Владимир Путин раскритиковал строительство за срыв графика. После этого Билалов-младший продал свою долю структурам Михаила Гуцериева, а сами братья уехали из страны. Позднее долю Гуцериева выкупили структуры Сбербанка.

В конце 2014 года газета «Коммерсантъ» сообщала, что общие затраты на проект составили 70,3 млрд. руб., из них 52 млрд. – кредиты ВЭБа.

В конце 2014 года Сбербанк договорился о продаже курорта «Горки город» компании НАО «Центр Омега», на 100% принадлежащей администрации Краснодарского края. В декабре прошлого года ФАС удовлетворила ходатайство «Омеги» о покупке 96,91-процентного пакета. Источник со стороны «Центра Омега» подтвердил РБК, что сделка сорвалась, но назвать причины затруднился. Запросы РБК в администрацию Краснодарского края остались без ответа.

О намерении полностью или частично выйти из проекта «Красная поляна» глава Сбербанка Герман Греф сообщал еще в сентябре 2013 года: «Это наша непрофильная деятельность, поэтому мы, конечно, постараемся в какой-то обозримой перспективе, как только экономическая ситуация позволит, выйти из этого проекта, продав его целиком или по частям».

По данным СПАРК, выручка НАО «Красная поляна» в 2014 году составила 1,6 млрд. руб., убыток – 8,2 млрд. Скорее всего, власти Краснодарского края посмотрели экономику объекта и поняли, что не смогут окупить его, как минимум, в ближайшие 15 лет – это и стало причиной отказа от сделки, считает заместитель директора по развитию индустрии гостеприимства CBRE Станислав Ивашкевич. «Власти такими объектами никогда не умели управлять, – говорит он. – Кроме того, горнолыжная структура объекта не дотягивает до объема номеров, и это тормозит развитие всего комплекса».

Гендиректор краснодарской консалтинговой компании Macon Realty Group Илья Володько предполагает, что в приобретении курорта был заинтересован бывший губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, который в апреле 2015 года был назначен министром сельского хозяйства. «Возможно, новая команда приняла другое решение», – рассуждает г-н Володько. Найти покупателя на такой объект Сбербанку будет сложно, считает Станислав Ивашкевич: «Сейчас не то время, когда можно бросаться деньгами, поэтому, думаю, горнолыжным курортом может заинтересоваться только очень амбициозный покупатель, который точно представляет себе, как можно сделать этот объект прибыльным». По его мнению, логичнее было бы продавать курорт по частям: отдельно – апартаментный комплекс, отдельно – гостиничный, затем торговый центр и так далее. «Говорить об адекватной стоимости сложно, поскольку прецедентов по продаже подобных объектов не было», – говорит руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма московского офиса компании Cushman & Wakefield Марина Смирнова. «Потенциал курорта огромный, но сейчас нельзя сказать, что гостиницы работают на пределе своих возможностей, – считает она. – Думаю, участники аукциона, в первую очередь, будут оценивать потенциал объекта, а не текущую доходность».