Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Интервью

Гостиниц эконом-класса в Москве хватает

14:34, 5 ноября 2013

По статистике, на гостиничном рынке США 70% брендовых отелей, в Европе этот показатель близок к 45%. В России же лишь 1% гостиниц гордо носят логотипы известных сетей. Даже в продвинутой Москве только девять midscale-отелей принадлежат тому или иному бренду, хотя спрос на них велик.

Проблемы и перспективы развития гостиничного рынка среднеценового сегмента в России обсуждались 21 октября на посвященном этой теме круглом столе.

С журналистами встретились представители российской и международной туриндустрии, чтобы дать оценку потребительскому спросу и расстановке сил в гостиничном секторе Москвы и регионов. Спикерами выступили председатель Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы Сергей Шпилько, директор по развитию IHG в Европе Роберт Шеперд, два представителя от KPMG – руководитель практики оказания услуг компаниям в области недвижимости в России и СНГ Свен Осмерс и менеджер индустрии гостеприимства и развлечений Ольга Фазуллина. Модерировал дискуссию вице-президент IHG по развитию в России и СНГ Арон Либинсон (на фото справа).

Учитывая интерес глобальных игроков к нашей стране, а также рост въездного и делового туризма, развитие среднеценового сегмента может не просто решить проблему размещения, но и стать ключевым фактором увеличения объемов рынка. Как одну из основных проблем г-н Шеперд (на фото слева) отметил очень высокие цены на недвижимость. В итоге при выборе категории будущей гостиницы инвесторы предпочитают 4-5* эконом-классу, надеясь на более быстрый возврат средств. Особенно ощущается это в регионах, где денег крутится намного меньше, чем в Москве и Санкт-Петербурге.

Второй сложностью стала дурная привычка собственников обращаться к международным операторам, когда здание уже возведено (зачастую с огрехами), а не на этапе создания проекта. А западных инвесторов почему-то сложно убедить в том, что неграмотно построенный объект в глуши станет для них находкой.

Третья проблема: гостиницами в России зачастую некому управлять, нехватка квалифицированных кадров налицо. Так что необходимо инвестировать не только в недвижимость, но и в персонал.

Сергей Шпилько согласился с Робертом Шепердом, уточнив, что именно в Москве сложности не столько с нехваткой средств или нежеланием инвесторов вкладывать деньги, сколько с инфраструктурой. Одна из ключевых задач города – найти площадки, которые оптимально подойдут для строительства новых гостиниц и реконструкции уже построенных объектов под средства размещения: «Без интересных предложений в сфере недвижимости развивать рынок непросто. А с учетом исторической застройки города и открытий последних 5-6 лет стало не так легко подобрать участок, который идеально подойдет инвестору. Особенно если речь о бюджетных гостиницах 2-3*. А когда находится выгодное место, инвесторы предпочитают повышать звездность объекта или же строить апартаменты.

С проблемой кадров я согласен, и мы очень ценим опыт IHG, создавшей собственную школу подготовки линейного персонала. Очень важно, чтобы обучение молодых отельеров было практикоориентированным, и велось в тесном сотрудничестве с гостиницами, во многом на их базе».

Г-н Шпилько напомнил, что со своей стороны Комитет по туризму делает все возможное для привлечения максимума туристов в город. Решаются вопросы логистики, организации транспортных стоянок. Вместе с туроператорами готовятся новые предложения, чтобы заманить как можно больше гостей в столицу в низкий сезон, выходные и праздничные дни. Успешность начинаний подтверждает небольшой, но устойчивый рост ADR в гостиницах – к слову, впервые с начала кризиса 2008 года.

Отвечая на вопрос, почему ситуация с количеством отелей эконом-класса в столичном регионе выглядит печально, Сергей Шпилько пояснил, что часто упоминаемая в СМИ статистика Мосгорстата не вполне корректна. По крайней мере, Комитет по туризму еженедельно проводит собственный мониторинг численности действующих объектов, цен и т.д. – и по городу, и по ближнему Подмосковью, и по приаэропортовым зонам, включая хостелы. По этим данным, в наличии 63 гостиницы бизнес-класса, 80 отелей 2-3* плюс 134 объекта из категории «малые средства размещения» объемом до 50 номеров. Приплюсуем сюда 101 хостел.

Если учесть, что средняя загрузка сегмента по Москве составляет порядка 60%, то проблема явно не в нехватке средств размещения определенного типа. Скорее, речь об ассортименте. А в этом направлении правительство ведет большую работу. В частности, по вторичному рынку. Хотя осложняет ситуацию уже упомянутая склонность инвесторов повышать звездность объекта по сравнению с изначально заявленной. В итоге вместо ожидаемых 3* появляются гостиницы 4*.

Однако нет худа без добра: во-первых цены на размещение в таких отелях в низкий сезон ненамного отличаются от тех, что предлагает эконом-сегмент. Во-вторых, нехватка объектов 3*, по аналогии с ситуацией в Санкт-Петербурге, начала стимулировать развитие маломестных средств размещения. Появляются новые хостелы, уже действующие трансформируются в мини-отели. Те, в свою очередь, сокращают количество мест и повышают категорию, превращаясь в небольшие уютные гостиницы. Причем туристы от этого только выигрывают. Так что, по мнению г-на Шпилько, в Москве заработали некие компенсационные механизмы, позволяющие успешно «амортизировать» нехватку средств размещения среднего уровня. Хотя правительство продолжит искать возможности стимулировать инвесторов.

Что касается управления, в России много примеров удачно работающих гостиниц и среди сетевых, и среди независимых. Возникает вопрос: чем может привлечь инвесторов эконом-сегмент, если отели высокого класса люкс приносят больше денег? В ответ Роберт Шеперд привел в пример бренд IHG: впервые пришедший в 1996 году в Россию Holiday Inn за 17 лет работы на рынке наглядно подтвердил, насколько хороша здесь делянка, если взяться за дело с умом. К тому же, в отличие от независимых отелей, известная марка гарантирует определенное качество услуг, что нравится потребителям. Поэтому Holiday Inn с успехом распространяется по территории России. Целится на бывшие страны СНГ, особенно на Казахстан, Украину, Азербайджан, Грузию и Армению, где уже подыскивает будущих партнеров. Параллельно заботясь о том, чтобы наши соотечественники бренд знали и любили: начали действовать сайт на русском языке, русскоязычная служба поддержки. В 2014 году ожидается появление в стране двух первых гостиниц под маркой Holiday Inn Express.

Чем это интересно инвесторам? Midcale-сегмент требует меньших вложений. Им дешевле управлять. К тому же, именно такой уровень возврата инвестиций вполне устроит владельцев в регионах, где отели 4-5* выживают с большим трудом.

Резюмируя дискуссию, строить ли отели эконом-класса в России? Да. Вешать ли на них вывеску международного бренда? В большинстве случаев тоже «да». Случаи успешного независимого строительства и управления есть, но их не так много по сравнению с гостиницами известных марок. Особенно когда речь не о курортных объектах или шикарных бутик-отелях, а о типичных гостиницах среднего звена.

Итог сказанному подвел Арон Либинсон: «Поскольку гостиничный бизнес в России как тип актива стал более-менее понятен, он требует разумных инвестиций, чтобы впоследствии приносить ожидаемый доход. А поскольку успех в сфере во многом зависит именно от людей, то необходимо вкладывать средства еще и в персонал. Что касается местоположения будущего отеля, то неоценимую помощь может оказать взаимодействие с местными органами власти, способной поддержать по части налогообложения и так далее».

Сам по себе midscale-сегмент действительно вряд ли будет развиваться. Отельеры сходятся во мнении, что рынок гостиниц эконом-класса все еще недостаточно сформирован и, если можно так выразиться, недоцивилизован. Однако с грамотным подходом можно добиться много. Пример тому – IHG cо своей «коллекцией» успешных Holiday Inn'ов. Так что логично последовать примеру этой компании, взяв на вооружение ее опыт и наработки.

Ну а Комитет по туризму будет продолжать отслеживать ситуацию на гостиничном рынке, чтобы в нужный момент, как говорится, не растеряться. По факту гостиниц эконом-класса в Москве и Подмосковье при имеющихся турпотоках более чем достаточно. А к тому моменту, когда количество гостей вырастет, определенные меры по увеличению числа объектов средств размещения требуемого уровня будут уже приняты.

 

Кристина Голубева, RATA-news H&R

Обсудить в telegram

вам может быть интересно