Интурмаркет с 1 октября

Феликс Шпильман: «Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»

К сервису B2B.Ostrovok подключено более 20 500 партнеров, из них 80% – турагенты и тревел-менеджмент компании. В бизнес-сегменте это крупнейшая локальная система онлайн-бронирования отелей и других туруслуг. Глава сервисов Ostrovok.ru и B2B.Ostrovok Феликс Шпильман рассказал RATA-news, почему компания вступила в Российский союз туриндустрии и какая часть ресурса оказалась особенно востребованной в период пандемии.


- Феликс, чего вы ждете от вступления в РСТ?

- В этом году туриндустрия оказалась в тяжелейшем состоянии, масштабы кризиса несравнимы ни с одним из пережитых ранее. В таких условиях становится очевидно – чтобы пережить все трудности, игрокам рынка необходимо держаться вместе и защищать коллективные интересы. В этом смысле вступление в РСТ – крупнейшее отраслевое объединение, выступающее за развитие российского турпродукта и налаживание диалога между бизнесом и государством, совершенно логично.

В РСТ я помогаю развивать комиссию по онлайн-технологиям. Сейчас роль технологий в тревел-сегменте важна как никогда. Одна из ключевых задач государства, профильных ассоциаций и игроков рынка – создать среду, которая способствует повсеместному внедрению высокотехнологичных сервисов.

- Как вы оцениваете долю сервиса Ostrovok.ru на российском рынке онлайн-бронирования гостиниц?

- В России мы работаем в сегментах B2C и B2B. В B2C бренд Ostrovok.ru – игрок номер два, мы уступаем только глобальному конкуренту компании Booking.com. А в сегменте B2B мы крупнейший российский сервис онлайн-бронирования отелей, авиабилетов и прочих туруслуг, с системой B2B.Ostrovok работают более 20 500 тысяч партнеров – турагентов, туроператоров, DMC-компаний, корпоративных клиентов и прочих организаций.

Важно отметить, что среди локальных и международных систем бронирования мы лидируем по количеству представленных отелей на территории России. Нашим клиентам доступны почти 50 тысяч российских объектов размещения. Мы подключаем отели напрямую, а также консолидируем предложения других крупных игроков и поставщиков. Этот инвентарь мы дистрибуцируем через собственные инновационные веб-продукты и инструменты API-интеграций.

- Как ваш бизнес переживает пандемию? Насколько упала активность пользователей, в какой момент было зафиксировано наибольшее снижение?

- По нашим ощущениям, самые сложные месяцы остались позади. В апреле и мае мы наблюдали, как туризм практически полностью остановился. Какие-то поездки по России, конечно, продолжались – в основном, с деловыми целями. Но глобально в зависимости от направления падение спроса в тот период составило 80-90% по сравнению с показателями 2019 года. Однако уже с июня на фоне первых новостей о постепенной отмене ограничений спрос начал восстанавливаться.

Сейчас мы внимательно следим за тем, как развивается вторая, а в некоторых странах – например, в США – даже третья волна коронавируса. Европа возвращает ограничительные меры, и это в очередной раз напоминает, что вирус пока не отступил. Мы продолжаем обновлять информацию о соответствии отелей санитарным требованиям, чтобы обеспечить максимальную безопасность наших клиентов в тех странах, сообщение с которыми сейчас открыто.

- Восстанавливается ли спрос?

- Как я уже сказал, интерес российских туристов к путешествиям внутри страны начал восстанавливаться с июня. По мере открытия курортов мы наблюдали взрывной рост, особенно в Сочи и других городах Краснодарского края и Черноморского побережья. Тенденция сохранилась в сентябре и октябре – интерес к российскому югу оказался настолько высок, что по некоторым направлениям количество бронирований даже превзошло показатели 2019 года.

Восстановлению спроса способствовали в том числе и меры, которые предприняло государство для поддержки отрасли и стимулирования спроса на внутренний туризм, включая программу кэшбэка за бронирование отелей. С ее запуском у туриндустрии появился реальный шанс расширить рамки сезонности и показать, что отдых в России имеет свои преимущества в любое время года.

Акция пользуется спросом у туристов. Подводить итоги пока рано, но уже сейчас мы видим, что количество бронирований, оплаченных картами «Мир», в первые две недели второго этапа программы 15-28 октября оказалось в четыре раза выше, чем за две недели до ее старта.

- В свое время при формировании гостиничной базы для Ostrovok.ru серьезное внимание было уделено привлечению именно российских отелей. Помогла ли такая политика ресурсу в период пандемии?

- Как я уже говорил, в нашей базе почти 50 000 объектов в 14 000 населенных пунктов страны. Из них более 20 000 отелей подключены к сервису напрямую, остальные – через оптовых поставщиков и консолидаторов. Конечно, в условиях закрытых границ, когда спрос переориентировался на внутренние направления, этот ресурс оказался чрезвычайно востребован.

В то же время опыт наших зарубежных брендов, работающих с международным спросом – сервисов бронирования ZenHotels и RateHawk, которые вместе с Ostrovok и B2B.Ostrovok входят в Emerging Travel Group, говорит о том, что этот инвентарь очень интересен иностранцам, посещающим Россию с туристическими и деловыми целями. Понятно, что въездной туризм сейчас остановлен, но это временная мера – рано или поздно границы снова откроются. И восстановлению турпотока очень поможет введение с 1 января 2021 года электронных виз. Пилотные проекты в разных регионах уже показали хорошие результаты, поэтому в эффективности этой инициативы я не сомневаюсь.

- Какова доля B2B.Ostrovok.ru в общем объеме бизнеса «Островка»? По какому принципу вы сотрудничаете с турбизнесом? Много ли турфирм с вами работает?

- На этапе регистрации партнер может выбрать предпочтительный тип сотрудничества. Например, турагентство – для перепродажи услуг конечным потребителям, корпоративный клиент – для оформления поездок сотрудников компании, партнер-аффилиат – для монетизации трафика. Сегодня к B2B.Ostrovok подключено, повторю, более 20 500 партнеров, из них 80% – это турагенты и тревел-менеджмент компании. Функционал системы постоянно расширяется: можно подобрать отель, забронировать авиабилеты, арендовать автомобиль и приобрести другие сопутствующие услуги, при этом доступ к сервису остается бесплатным. Мы ожидаем, что по итогам 2020 года доля B2B.Ostrovok достигнет 55-60% в структуре российской выручки компании.

- В начале этого года B2B.Ostrovok запустил продажу авиабилетов. Планируете ли развивать какие-то новые продукты в России?

- Долгое время нашей целью было построить качественный инструмент, позволяющий B2B-партнерам бронировать отели удобно и выгодно. Годы работы с travel-профессионалами показали, что им нравится функционал системы и ее обширный отельный ассортимент, понятен и удобен интерфейс, они ценят наш подход к клиентскому сервису и именно поэтому хотят иметь возможность бронировать все составляющие путешествия в рамках единой платформы. Для нас такая обратная связь стала решающим фактором в пользу дальнейшего мультипродуктового развития.

Помимо продажи авиабилетов, в 2020 году на B2B.Ostrovok появилась возможность приобрести страховку для выезжающих за рубеж и путешествующих по России. В этом году в условиях сложной эпидемической обстановки по всему миру услуга оказалась актуальна как никогда.

В ближайшие месяцы пользователей B2B.Ostrovok.ru ждут обновления, которые, уверен, они точно оценят. Во-первых, в системе появится возможность заказать трансфер для туристов, во-вторых, мы запустим первое в России мобильное приложение для тревел-профессионалов, которое позволит им вести работу прямо с экрана смартфона.