Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Россия остается в десятке важнейших для Германии рынков

08:06, 6 февраля 2015

С января по ноябрь 2014 года в Германии зафиксировано 70,2 млн. ночевок иностранных туристов в гостиницах. Это на 3 млн., или на 4,6% больше по сравнению с прошлым годом. Что касается России, то в ноябре отток туристов немного замедлился. С начала года он составил в общей сложности 5,9%. Об этом со ссылкой на федеральное ведомство Германии по статистике (StBA) сообщает Национальный туристический офис этой страны.

Большинство российских экспертов такой показатель считают заниженным, не соответствующим реальной ситуации. «У нас Германия – не основное направление, но вся остальная Европа упала в прошлом году не менее чем на 50%, вряд ли Германия избежала этой участи», – поделилась с RATA-news генеральный директор компании «Амиго Турс» Наталья Галицкая. В компании DSBW, по словам заместителя гендиректора Олега Балакирева, даже на новогодние каникулы спрос на Германию был ниже обычного на 30%. Руководитель отдела Европы «КМП Групп» Маргарита Гончаренко сообщила, что из-за низкого спроса им пришлось на Новый год отказаться от жестких блоков. С коллегами согласен глава компании «Чайка-Тур» Александр Турченко: у большинства операторов по Германии, скорее всего, падение выразилось в двузначных числах. «Показательно, что в большинстве немецких компаний, которые специализировались на российских туристах, идет активное сокращение рабочего дня, штата, расходов, переориентация на другие страны», – пояснил он RATA-news. Аналогичная ситуация во многих странах Европы, подтвердила г-жа Галицкая.

Олег Балакирев полагает, что показатель снижения на 6% принять можно, но только как «очень среднюю температуру по больнице»: «В нем нет никакой динамики, без абсолютных цифр ситуацию он не иллюстрирует. За ним, скорее всего, кроется огромный разброс данных по месяцам, городам, видам отдыха. Это был очень драматичный год. В начале мог быть хороший плюс, потом снижение, потом опять небольшой скачок», – пояснил он RATA-news.

Действительно, если спрос на экскурсионные туры просел, то на лечебные, как сообщили RATA-news в компании «Веди Тур Групп», – нет. А в «КМП Групп» практически не заметили снижения вип-туризма. Операторы предполагают также, что в Германию активнее поехали самостоятельные туристы, но вряд ли их поток был велик.

Если начало 2014 года давало какие-то поводы для оптимизма, то уже весной спрос стал снижаться, а с июля, после массовых банкротств российских операторов, эта тенденция приняла обвальный характер. Тем не менее в сентябре прошлого года российские эксперты говорили о спаде потока в Германию на 25-30%, что, однако, на тот момент было ниже, чем по другим европейским странам, где речь шла о 35-40%. Туроператоры объясняют это спецификой направления: в общей доле поездок велик процент тех, кто выезжает в Германию с деловыми целями или за покупками. В ноябре-декабре, на фоне резких скачков валюты, ситуация ухудшилась, надежды на восстановление спроса окончательно испарились.

Особенно ощутимо падение отразилось на тех направлениях отдыха в Германии, где доля россиян традиционно высока. В Баден-Бадене с января по сентябрь прошлого года число ночевок туристов из России сократилось на 16,2% по сравнению с тем же периодом 2013 года. По словам главы городского офиса по туризму Бригитте Гёрц-Майсснер, это стало первым снижением потока из России за 20 лет.

Недосчитался российских туристов горнолыжный курорт Гармиш-Партенкирхен. По данным местной администрации, число россиян в 2014 году снизилось более чем на 5%, а их ночевок в отелях – на 8,4%. В самих гостиницах говорят о минимум 40-процентном сокращении.

На 10-15% уменьшилось количество россиян, приезжающих в Германию за покупками и на лечение. Всего в Верхней Баварии с января по сентябрь россиян стало на 20% меньше, чем в то же время год назад. Для сравнения, примерно на столько же, по данным Федерального статистического агентства, российский поток рос каждый год все последние пять лет. При этом, например, Берлин даже в условиях кризиса не потерял привлекательности для россиян: здесь их в 2014 году побывало столько же, сколько в 2013. Эксперты объясняют это доступностью цен и перевозки. Почти не уменьшился поток в Лейпциг.

Россия с объемом в 2,2 млн. туристов остается в десятке важнейших для Германии рынков. Правда, как пояснил нам Александр Турченко, доля российского потока в общем объеме въезда в страну очень невелика. С января по ноябрь 2014 года число туристических прибытий в Германии достигло 97 млн., причем, большую часть из них (77 млн.) совершили сами немцы, остальные 20 млн. – международные прибытия. Несложно подсчитать, что на Россию в этом потоке приходится примерно 1%. По словам г-на Турченко, эта доля легко компенсируется туристами из других стран. Заметно увеличивается поток туристов из стран Азии – Китай (+16,9%), страны Персидского залива (+20,6%). Растут Ирландия (+21%), Португалия (+13%), Болгария (+21,4%), Хорватия (+30%) и даже такие традиционные для Германии рынки, как Польша (+11%), Швейцария, Австрия, Дания (по 5,5%).

Однако пока, по словам Олега Балакирева, никакого «охлаждения» между российскими и немецкими партнерами не наблюдается. «Сейчас межсезонье – время деловых визитов. К нам приезжают партнеры, интересуются, чем помочь, что сделать», – заметил он. О нормальных личных и деловых взаимоотношениях говорит и Наталья Галицкая: «Что бы ни говорили, потеря российских туристов очень чувствительна для европейских отелей. Они приезжают чаще всего не на три дня, а на неделю, тратят больше, чем другие. И мы, и они понимаем, что трудное время надо просто переждать, всё обязательно вернется на свое место. Те, кто ездил в Европу, не сможет от нее отказаться».

Исполнительный директор компании «ДВМ-тур» Николай Салатов также полагает, что спрос может стабилизироваться: «Главное, чтобы не было резких скачков курса. Люди привыкнут к новой реальности. В конце концов, в 1998 году доллар вырос в четыре раза, но туризм не заглох». Кроме того, говорить о спросе в январе-феврале, по его словам, бессмысленно: «Сейчас спад на всех направлениях, не только по Германии. Пока рано бить тревогу, надо максимально пересмотреть свой ассортимент, найти наиболее выигрышные варианты, оптимизировать бизнес под нынешнюю ситуацию».

«Спрос есть, но небольшой и не очень предсказуемый. Например, сейчас берут или сильно дорогие туры, индивидуальные, или совсем бюджетные, групповые», – рассказала Маргарита Гончаренко. «Спрашивают Германию, едут, но реже, чем обычно. Надеемся, что к весне спрос активизируется», – заметила руководитель направления «Веди Тур Групп» Анна Ренейская.

Операторы уверены: впереди год неровного, скачкообразного спроса. В праздники, каникулы, то есть в традиционно высокие периоды, при оптимистическом сценарии направление ждет спад в 30-40%, при пессимистическом – до 60%. В остальное время года падение спроса может достигать и 70%.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно