Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Прежде чем в регионе создавать инфраструктуру, нужно «нарисовать» портрет ее потребителя

08:07, 6 марта 2009

На презентации отчета Всемирного экономического форума о конкурентоспособности туристического сектора 133 стран, состоявшейся 4 марта в Москве, компании «Бауман Инновейшн» и «Стратеджи Партнерс» представили два исследования, посвященных туристическому развитию регионов России.

Партнер «Бауман Инновейшн» Алексей Праздничных рассказал, что в современной экономике развитие туризма во многом зависит от состояния наиболее конкурентоспособных туристических кластеров (центров) и их концентрации на той или иной территории. Скажем, во Франции один, но очень-очень крупный туристический кластер – Париж, а в Испании их два – Барселона и Мадрид.

Для оценки развития туризма и туристических кластеров в регионах России компания «Бауман Инновейшн» провела исследование, опросив представителей 40 регионов и 4 тысяч региональных компаний. Вопросы задавались по трем темам: располагает ли ваш регион уникальными туристическими активами, насколько он транспортно доступен, какова развитость туристических кластеров в целом. По этим показателям был составлен рейтинг. Докладчик с сожалением отметил, что в этом рейтинге регионы с наиболее уникальными туристическими активами не попали на первые места.

Исследование показало, что основные проблемы развития туризма в регионах связаны с низкой транспортной доступностью и слабой инфраструктурой. Очень низка пока занятость в туристическом секторе, причем в гостиницах с 2005 по 2007 год она даже сократилась. Впрочем, это может быть связано с повышением производительности труда. Что касается развитости туристических кластеров, то она очень неоднородна. Наибольших успехов по всем трем показателям добились Москва и Санкт-Петербург. Чуть хуже обстоят дела в Московской области и Краснодарском крае.

В развитии туристического потенциала регионов огромную роль играют местные и муниципальные власти. От них зависит продвижение региона на международный рынок, разработка программ и стратегий развития туризма. Как считает г-н Праздничных, успех региона складывается из трех компонентов: его маркетинговой стратегии, развитости туристических кластеров, физической инфраструктуры. Достичь успеха можно только путем развития всех этих трех составляющих. Скажем, руководители многих регионов считают, что наиболее важно развивать инфраструктуру: будут гостиницы – и туристы поедут. На самом же деле в условиях кризиса эффективность вложений в инфраструктуру снижается. На первый план выходит маркетинговая стратегия. Самое важное для каждого региона в такой ситуации – точно определить, кто может быть потребителем его продукта. Если власти решили ориентироваться, например, на туристов из Германии, следующим этапом будет выяснение того, что нужно этим туристам, какой продукт они хотят получить и т.д.

Причем, добавляет Алексей Праздничных, маркетинговая стратегия будет совершенно разной для двух разных регионов. Например, если «пляжный» Краснодарский край будет ориентироваться на внутренний рынок и соответствующим образом себя позиционировать, то, например, Бурятию нужно продвигать на международный рынок как бренд для зарубежных индивидуальных туристов, которые хотят увидеть что-то необычное.

Директор компании «Стратеджи Партнерс» Ирина Киселева продолжила тему, рассказав об исследовании инвестиционной привлекательности регионов России, которое ее компания проводила по заказу Министерства регионального развития РФ. В этой работе раздельно оценивался потенциал регионов для делового и рекреационного туризма. Г-жа Киселева согласилась с выводами «Бауман Инновейшн» о том, что лидируют по уровню развития туризма Москва, Петербург, Московская область и Краснодарский край. Но добавила к этим регионам Свердловскую, Нижегородскую, Калининградскую области и Золотое кольцо. Она отметила, что высокое место в рейтинге никак не гарантирует региону бурное развитие туризма в дальнейшем, а низкое место, наоборот, не приговор.

В качестве примера

Обсудить в telegram

вам может быть интересно