Тревелпорт

«Ситуация в авиаотрасли уже близка к панической»

Авиационная отрасль несет убытки из-за коронавируса, перевозчики вынуждены принимать меры. Например, авиакомпания S7 разрешила бесплатный возврат билетов. Билеты можно вернуть не все, говорится в сообщении перевозчика, есть ограничения по дате покупки, и время возврата тоже имеет значение – лучше раньше.

Как отметила пресс-секретарь S7 Group Надежда Хаитова, многие думают сейчас о летнем отдыхе, переживают, что поездку придется отменить. «Хотим дать пассажирам возможность менять свои планы. Все билеты S7 Airlines, приобретенные с 5 марта по 10 апреля, можно будет вернуть. Единственный сбор при возврате – сервисный, он составит 1000 рублей за билет. Предложение действует для всех тарифов, в том числе базового, на всех рейсах S7 Airlines и наших партнеров без ограничений по дате перелета», – сказала г-жа Хаитова порталу BFM.

«Аэрофлот» пока массово рейсы не сокращает. Из последних изменений – с 7 марта его лайнеры перестанут летать в Гонконг. По словам генерального директора «Аэрофлота» Виталия Савельева, компания мониторит фактическую нагрузку, и если, к примеру, интерес к Италии или же другому направлению упадет до критичного уровня, маршруты придется сокращать и дальше. Более того, сообщил г-н Савельев, загрузка рейсов уже упала, но не слишком сильно. Потери компании от коронавируса он уже оценил как «большие».

Авиакомпания «Победа» объявила о сокращении полетов в Италию в марте-апреле почти на 40% из-за падения спроса.

В Utair тоже есть свои предложения по возврату билетов. По словам пресс-секретаря авиакомпании Натальи Мелеховой, пассажиры, которые купили билеты на рейс Москва – Милан и Милан – Москва, в том числе по невозвратным тарифам, могут отказаться от перелета и получить средства обратно в полном объеме. Пассажиры, которые уже находятся в Италии и купили билеты на рейс Милан – Москва, также могут осуществить вынужденный возврат авиабилета или обменять его на билет с более ранней датой вылета.

Вспышка коронавируса в Китае началась в конце декабря и к началу весны затронула уже более 70 стран. Однако с реальными проблемами авиакомпании по всему миру столкнулись только сейчас. Так, разорилась крупнейшая региональная авиакомпания Европы Flybe. Британский перевозчик перешел под внешнее управление после отказа правительства выделить ему кредит в 100 млн фунтов. По данным BBC, среди основных причин называется и спад спроса из-за коронавируса. Сейчас все рейсы Flybe отменены.

Lufthansa выводит из эксплуатации 150 самолетов, это одна пятая ее авиапарка. Представитель перевозчика отметил, что это коррекция планов «с учетом распространения коронавируса». Ранее в компании предупредили о сокращении перелетов малой и средней протяженности на четверть.

Генеральный директор Air France Бен Смит в интервью Bloomberg выразил мнение, что коронавирус еще «серьезно ударит по авиакомпаниям, и в ближайшем будущем возможен рост числа слияний и поглощений в секторе». Возможно, мы еще услышим не про одно банкротство, считает аналитик, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

«Авиакомпании, на мой взгляд, сейчас поступают правильно, декларируя лояльность к пассажирам. Ситуация в отрасли, на мой взгляд, уже близка к панической. Lufthansa останавливает эксплуатацию 150 самолетов, эти самолеты не летают, они требуют огромных средств на свое содержание. Весь персонал, который задействован в эксплуатации, тоже будет просто сидеть на земле и получать зарплату. И если это продлится месяц, то еще куда ни шло, а если два, три – рукой подать до банкротства».

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) сделала новый прогноз по убыткам авиакомпаний. В феврале она говорила о $30 млрд, теперь заявляет уже о диапазоне $63-113 млрд. И в эту сумму еще не входят убытки по грузовым авиаперевозкам.