Тревелпорт Форум

Речные круизы стартуют раньше, чем обычно

Речные круизы по России стартуют практически в середине апреля – раньше, чем обычно. За майские праздники туроператоры в принципе спокойны, благодаря кэшбэку продажи идут активно. Остальной сезон просматривается тяжелее. Речным круизам необходима активная информационная поддержка на федеральном уровне и четкая позиция Роспотребнадзора.

В компании «Водоходъ» в апреле планируют три рейса по южному направлению. По прогнозам, навигация должна начаться 18 апреля с 5-дневного круиза на теплоходе «Александр Суворов» по маршруту Волгоград – Ростов-на-Дону – Волгоград. А 23 апреля лайнер отправится в короткий рейс выходного дня по направлению Волгоград – Самара – Волгоград.

Как рассказали в пресс-службе компании, кэшбэк сильно стимулирует продажи: туристы могут получить 20% от стоимости круиза плюс у «Водохода» действует скидка 25%. Благодаря этому апрельские рейсы грузятся очень активно. Примерно половину туров приобрели жители Волгограда, 30% – Москвы и Санкт-Петербурга, 20% выкупили жители соседних регионов – Самары, Тольятти, Саратова.

Экспедиционные круизы «Водохода» по Енисею на 2021 год выкуплены уже на 50%. Самые загруженные рейсы – в высокий сезон, с конца июня до середины августа.

«Донинтурфлот» стартует 22 апреля – в пятидневный круиз из Ростова-на-Дону в Москву отправится теплоход премиум-класса «Максим Литвинов». Как рассказала RATA-news руководитель отдела продаж компании Наталья Курочкина, он загружен на 70%. Вторым 30 апреля в круговой маршрут Ростов-на-Дону – Волгоград – Ростов-на Дону отправится теплоход престижного проекта Q-056 «Антон Чехов», третьим – из Москвы в Санкт-Петербург – еще одно судно премиум-класса «Иван Бунин».

«Мы традиционно работали с зарубежными рынками, сейчас въезд закрыт, и все суда, которые раньше обслуживали иностранных туристов, ставим на российские маршруты, – пояснила г-жа Курочкина. – Все три теплохода оборудованы по европейским стандартам, с интересным дизайном и набором услуг. Мы предлагаем самые востребованные у россиян маршруты, например, из Петербурга на Сортавалу, Коневец, Валаам. Делаем также Пермь, которая не часто представлена на нашем рынке».

По словам эксперта, в этом году агентства гораздо активнее работают с «Донинтурфлотом»: «Они ищут дополнительные ресурсы, новый ассортимент. Стали сотрудничать компании, которые раньше предлагали, в основном, Турцию, Болгарию. Надеемся, подключатся и те, кто специализировался на морских круизах».

Среди круизных клиентов много возвратных, они хорошо знают лайнеры российских туроператоров. «Но наши суда пока не очень знакомы даже опытным туристам, – говорит г-жа Курочкина. – А те, кто раньше предпочитал зарубежные круизы, часто вообще не знают, что в России можно путешествовать по рекам, и тем более, на таких комфортабельных судах. Но мы сейчас активно продвигаемся, потому что хотим закрепиться на внутреннем рынке и, независимо от того, откроются границы или нет, оставить на российских маршрутах как минимум одно судно», – сообщила Наталья Курочкина, добавив, что продажам в «Донинтурфлоте» сильно помогает программа кэшбэка.

Заместитель генерального директора компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова также высоко оценила программу стимулирования поездок по России. «Это, конечно, самый сильный стимул сейчас. У нас по кэшбэку продано порядка 2 тысяч туров. Фактически всё, что продавалось в последние дни, шло по этой акции, – рассказала она. – Выгодно всем. Туристы экономят, а мы с помощью кэшбэка продвигаем и продаем, добавляя еще свои скидки. Благодаря такому сочетанию, майские круизы раскупаются очень хорошо».

В этом сезоне, как заметили в «Мостурфлоте», туристы отслеживают в онлайне ход продаж, и если видят, что на каком-то лайнере мало свободных мест, совершенно четко активизируются. Еще одной новостью для туроператора стал высокий спрос на люкс-теплоходы.

«У нас сейчас три теплохода класса люкс, три лоукоста, два – премиум-класса, два – винтажных, в стиле ретро, и один – комфорт-плюс. 40% продаж приходится именно на люкс, остальные востребованы примерно поровну. Люкс-сегмент – довольно новый продукт на нашем рынке, мы его ставили, потом убирали из ассортимента, переводили на зарубежный рынок. Но люди, оказывается, запомнили, спрос очень хороший», – пояснила собеседница.

Требования Роспотребнадзора к организации круизов остались теми же, что и год назад. «Мы надеемся на послабления, но, в любом случае, сейчас требования ведомства не мешают продажам. Люди адаптировались, – сказала Светлана Гончарова. – Год назад все было непонятно, туристы опасались. Мы тоже чувствуем себя увереннее, уже целый сезон отработали по этим правилам».

Тем не менее, как полагают операторы, хотелось бы большей четкости от Роспотребнадзора. Можно, например, официально сообщить, что регионы открыты для круизов. «Туристов, особенно пожилых людей, волнует именно тот факт, что в круизе приходится пересекать несколько регионов, а в них может быть разный эпидемический режим», – пояснила Наталья Курочкина.

Некоторые города, в частности, Плес и Кинешмы до сих пор не сообщили, готовы ли они принимать круизные теплоходы. При этом в Плес, например, спокойно ездят экскурсионные автобусы.

Директор самарской компании «Спутник-Гермес» Наталья Денисова отметила три главных особенности наступающего сезона. Это – кэшбэк, который очень оживил настроение туристов и, соответственно, продажи. Тем не менее, по ее словам, глубина продаж небольшая, и в целом спрос заметно отстает от последних «допандемийных» лет.

Второй фактор – ранний старт навигации, вызванный тем, что круизные компании стараются наверстать упущенное в прошлом году и закрыть финансовые прорехи. «Речь идет не о том, чтобы заработать, а хотя бы закрыть все свои обязательства. Например, по отношению к туристам 65+, которым надо вернуть деньги за аннулированные туры в срочном порядке», – говорит Наталья Денисова.

Третий фактор – удорожание топлива – чреват серьезными последствиями. Компании готовились к сезону, когда цена тонны топлива с возвратным акцизом составляла 42-43 тыс. рублей, а сейчас она подросла до 56-57 тыс. А для большинства круизных операторов топливо – первая или вторая статья расходов после зарплаты сотрудников и экипажа. В стоимости круиза доля топлива доходит до 45-60%. «С такой ценой ни одна круизная компания нормально сезон не проведет, – говорит г-жа Денисова. – Плюс к этому подорожало питание, портовое обслуживание. А цены на круизы выросли всего на 10%. Курорты Краснодарского края и Крыма подняли цены на 50%, но круизы себе этого позволить не могут».

По словам собеседницы, это серьезный повод пересмотреть программу кэшбэка: «Акция заканчивается 15 июня, но, мне кажется, для круизников ее надо продлить Логично проводить кэшбэк точечно, для тех направлений, которые действительно в сложном положении. Зачем дополнительно стимулировать южные курорты, если они и так загружены?».

Светлана Ставцева, RATA-news