РСТ предлагает ввести мораторий на увеличение стоимости авиабилетов
Российский союз туриндустрии предлагает ввести мораторий на увеличение конечной стоимости перевозки авиакомпаниями по уже проданным билетам за месяц или хотя бы за 20 дней до даты вылета. Письма с обоснование этой меры президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько направил руководителям Роспотребнадзора, Федеральной службы воздушного транспорта и Федеральной антимонопольной службы.
Как уже сообщалось, российские авиакомпании, базирующиеся в Москве, получили официальные уведомления от администраций топливозаправочных комплексов московского авиаузла о повышении цены на топливо с 1 мая на 12,3%. За март и апрель текущего года цена авиакеросина выросла на 20%, а с сентября прошлого года – на 70%. Это вынуждает авиакомпании увеличивать размер топливного сбора в конечной стоимости билетов.
Изменение цены пассажироперевозки, а в итоге и всей стоимости турпакета по уже проданным турам является одной из наиболее острых проблем соблюдения прав путешествующих как потребителей. Особенно часто повышение цены происходит в начале или в середине высокого сезона, когда основная часть турпутевок уже реализована. Конечно, согласно закону «Об основах туристской деятельности», турист имеет право расторгнуть договор о реализации турпродукта в связи с нарушением его существенных условий. Однако возможности приобрести на те же сроки другой адекватный тур у него, как правило, уже нет. Как показывает практика, изменение цены авиабилетов происходит часто за несколько дней до поездки, когда все лучшие гостиницы и услуги перевозки уже проданы по большинству направлений. Расторгнуть договор может и туроператор, если клиент отказывается доплатить за подорожавшую авиаперевозку, но он может не успеть перепродать «освободившийся» тур и понесет убытки.
В письме президента РСТ говорится, что в условиях дефицита самолетов в высокий сезон туроператоры вынуждены подписывать с авиакомпаниями договора на осуществление чартерных программ, предусматривающие возможность увеличения стоимости перевозки в случае изменения цен на авиационное топливо, а нередко и в связи с резким изменением валютного курса, увеличения аэропортовых сборов и др. В результате, при возникновении таких обстоятельств, особенно в последние дни перед вылетом, пострадавшим, как правило, оказывается и турист, у которого срывается поездка, и турфирма, не успевшая продать тур, от которого обоснованно отказался клиент.
«Разумеется, мы понимаем, что эта проблема в условиях постоянного роста цен на энергоносители может быть комплексно решена только в рамках взаимоотношений всей цепочки предприятий, добывающих, перерабатывающих нефтепродукты, заправляющих авиационные суда, осуществляющих пассажироперевозки, формирующих и реализующих турпродукт. Но в качестве промежуточной меры, на наш взгляд, целесообразно было бы введение моратория на увеличение конечной цены перевозки авиакомпаниями по уже проданным билетам за месяц или, по крайней мере, за двадцать дней до даты вылета. Это необходимо зафиксировать в Федеральных авиационных правилах или в ином нормативном акте, - говорится в письме президента РСТ. - В любом случае проблема требует срочного рассмотрения и оперативного принятия мер. Иначе эскалация изменений существенных условий договоров о реализации турпродукта неизбежна со всеми вытекающими отсюда последствиями и для туристов, и для турбизнеса».
В свою очередь, авиакомпании, недовольные ростом цен на керосин, требуют от правительства принять срочные меры. Перевозчики написали письмо на имя премьер-министра Виктора Зубкова с просьбой "централизовать продажи авиатоплива" государственными компаниями, которые занимают 37,3% рынка авиакеросина. Инициаторы письма предлагают обязать госкомпании продавать авиатопливо на бирже.
Письмо, написанное президентом фонда «Партнер гражданской авиации» Олегом Смирновым, подписали представители крупнейших авиакомпаний, в том числе «Трансаэро», S7 и «КД Авиа». Перевозчики жалуются на очередное повышение цен на авиатопливо с 1 мая. «Объявленный нефтяниками уровень майских цен, превышающий текущий уровень на 10-15%, а также планы дальнейшего повышения цен окончательно подорвут экономическую базу авиакомпаний России», - говорится в письме. Скачки цен на авиатопливо происходят, когда авиакомпании уже сверстали предложения и заключили договоры с туроператорами по программам перевозок на высокие сезоны, отмечается в письме. В повышении цен на авиакеросин перевозчики обвиняют нефтяные компании и просят государство в качестве первого шага "централизовать реализацию авиатоплива государственными нефтяными компаниями", чтобы ценообразование происходило прозрачно и опиралось на баланс спроса и предложения.
Как пояснил «Коммерсанту» один из инициаторов письма, генеральный директор торгового дома «Топливное обеспечение аэропортов» Евгений Островский, авторы письма предлагают государству обязать принадлежащие ему нефтяные компании («Роснефть» и «Газпром нефть») продавать авиакеросин на биржевой площадке. По мнению г-на Островского, как только оптовая торговля авиатопливом станет «обезличенной, а не адресной», цены пойдут вниз, и частным нефтяным компаниям также придется их понижать.
Нефтяные компании не согласны с обвинениями авиаперевозчиков в непрозрачности ценообразования и монополизации рынка. Как отмечают в «Роснефти», компания продает производимое авиатопливо на тендерной основе, что является рыночным и прозрачным механизмом ценообразования. Источник в компании также отметил, что «Роснефть» не владеет топливозаправочными компаниями в крупных авиаузлах и не может влиять на цены, по которым авиатопливо продается в аэропортах. В «Газпром нефти», владеющей 50% ТЗК "Пулково", говорят, что продают топливо по прямым контрактам с авиакомпаниями, что обеспечивает прозрачность ценообразования. А рост цен в компании объясняют рыночными факторами, прежде всего, ростом мировых цен на нефть. Правда, Евгений Островский уверен, что при отсутствии дефицита авиатоплива в России привязка к мировым ценам искусственна.
Глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев считает, что биржевая цена смогла бы быть индикатором, по которому можно было бы совершать сделки и хеджировать риски. Инициатива здравая, но возможность ее реализации невелика, соглашается гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак. Господин Пантелеев также скептически оценивает будущее этого предложения. «Лобби нефтяников несоизмеримо сильнее, чем у авиаторов, поэтому любое решение, ущемляющее интересы нефтекомпаний, вряд ли будет принято», - считает эксперт.