Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

РАТА-новости от 06.05.2009

Второе чтение законопроекта о фингарантиях – 8 мая

Вчера на заседании Совета Государственной думы было решено, что законопроект о финансовых гарантиях будет рассмотрен во втором чтении 8 мая.

В результате межведомственных согласований, в том числе с участием Российского союза туриндустрии, нижнюю планку фингарантий для выездного туризма в этом документе предлагается еще опустить – с 30 млн. руб., принятых в первом чтении, до 20 млн. руб. для компаний с оборотом до 100 млн. руб., работающих по упрощенной системе налогообложения, а также для начинающих заниматься турбизнесом. Туроператоры с годовым оборотом более 100 млн. руб. должны будут обеспечить фингарантии в размере 100 млн. руб.

Для туроператоров по внутреннему туризму фингарантии остаются в размере 500 тыс. руб.

Что касается въездного туризма, то в законопроекте, по-прежнему, стоит сумма фингарантий 10 млн. рублей. Не исключено, что 8 мачя закон будет рассмотрен сразу в двух чтениях. Но также есть информация, что подготовлен еще один законопроект, в котором сумму фингарантий для въездного туризма предлагается установить в размере 2,5 млн. руб. Если законодатели действительно намерены снизить эту планку, прислушавшись к мнению абсолютного большинства участников рынка и просто к здравому смыслу, то решение поставленной задачи получается уж больно замысловатым. Напомним, что в установленные регламентом сроки к законопроекту, принятому в первом чтении, было внесено с полдюжины, если не больше, поправок, которые предлагали снизить сумму «въездных» фингарантий вообще до 500 тыс. рублей.

Остается подождать всего два дня, чтобы понять степень готовности государства развивать въездной туризм не на словах, а на деле.

Более трети россиян сократили свои расходы на отдых

В период кризиса более трети наших соотечественников готовы экономить на отдыхе. Это подтвердили результаты второго этапа исследований WIN Crisis Index, представленные компанией «Ромир».

Экономить на путешествиях за три месяца, предшествующие опросу, приходилось 36% жителей России, и в этом с россиянами солидарны испанцы и жители Бразилии, где практически столько же (37%) граждан сократили траты на отдых, тогда как общемировой показатель существенно выше – 45%. В лидерах по готовности затянуть пояса в этой статье расходов оказались Исландия (72%), Аргентина (60%) и Мексика (60%), а меньше всего ущемлять себя в праве на отдых готовы жители Швейцарии (22%).

Ответы россиян на вопрос: «Сократили ли вы расходы на отдых и путешествия?» распределились следующим образом (диаграмма, %):

Чаще других сокращали расходы на путешествия жители Северо-Западного федерального округа (60%) и Сибири (36%). Показатель по эти регионам выше общероссийского. Характерно, что в бюджете почти половины опрошенных жителей сельской местности (47%) такая статья расхода, как «Отдых и путешествия», вообще отсутствует. Этого нельзя сказать о жителях мегаполисов (население 1 млн. и более), которые экономить на отдыхе готовы в последнюю очередь. Доля респондентов, не сокративших расходы на поездки, в этой группе населения России составила лишь 20%.

За три месяца, предшествовавшие опросу, на развлечениях экономили 43% россиян, что сопоставимо с общемировым показателем (48%). Осмотрительнее всего тратились на досуг американцы - эту статью расходов сократили 69% жителей США. Интересно, что почти в 1,7 раза больше жителей США урезали траты на развлечения, чем на отдых и путешествия, в то время как в других странах эти показатели разнятся несущественно. За американцами следуют аргентинцы (66%), исландцы (63%) и мексиканцы (62%). Меньше всего сокращали расходы на развлечения жители Саудовской Аравии (31% опрошенных).

Ответы россиян на вопрос: «Сократили ли вы расходы на досуг?» распределились следующим образом (диаграмма, %):

Если рассматривать результаты исследования в разных возрастных группах, то здесь можно выделить некоторые особенности. Молодежь предпочитает отдых и путешествия походу в ресторан и кино. Так, более половины респондентов в возрасте 18-24 лет (56%), скорее, сэкономят на развлечениях, чем не поедут отдыхать (37%). А вот пожилые люди (старше 60) почти вдвое реже, чем молодые (25-34 лет) отказывают себе в развлечениях (27 и 53% соответственно).

Как сократили расходы на отдых и досуг жители разных стран (%):

WIN Crisis Index – «Всемирный барометр финансового кризиса» – международный проект, основной задачей которого является оценка восприятия финансового кризиса в разных странах. Проводится крупнейшими исследовательскими компаниями, входящими в исследовательскую сеть WIN каждые три месяца. Во второй волне приняли участие 20 тысяч 325 респондентов из 25 стран, в том числе представители государств «Большой восьмерки» и жители стран БРИК. Выборка по каждому из государств репрезентирует взрослое население страны. Исследовательский холдинг «Ромир» в марте 2009 года в рамках всероссийского Омнибуса проводил российскую часть исследования и опросил 1126 жителей РФ.

По многочисленным просьбам трудящихся: деловая экскурсия повторяется

Сарафанное радио в действии: спустя два месяца после деловой экскурсии в московские гостиницы «Петр I» и «Будапешт», в Российский союз туриндустрии вновь пошли заявки от желающих посмотреть эти отели.

Напомним, 27 февраля более 25 представителей московских турфирм, принимающих в столице российских и иностранных туристов и организующих корпоративные выезды, а также сотрудники коммерческих структур, отвечающие за размещение в Москве партнеров из других городов, побывали сразу в двух гостиницах недалеко от Кремля - «Петр I» 5* и «Будапешт» 3*. Как выяснилось, потом желающих познакомиться с этими объектами, не иссяк. Но гостиницы этому только рады, они с удовольствием готовы принять у себя новую группу представителей турбизнеса. Дата очередной деловой экскурсии уже назначена – 22 мая.

«Петр I» - относительно новый отель, он открылся в 2006 году. В нем 134 номера, в том числе 21 люкс на VIP-этаже, который располагает также своей рецепцией, консьержем, клубной гостиной. Есть бизнес-центр, переговорные комнаты, конференц-зал на 60 мест и банкетный зал на 70 мест.

Отель «Будапешт» существует уже 16 лет. Его уникальность уже в том, что в такой близости от Кремля «трехзвездочников» в Москве больше не найти. У этой гостиницы есть еще одна особенность: все 113 номеров «Будапешта» разные, каждый – с индивидуальной планировкой. Особенно гости любят люксы в стиле ретро.

Примечательно, что «Петр I» находится на Неглинной улице, а «Будапешт» - на Петровских линиях, но при этом обе гостиницы располагаются практически в одном здании – они соединены переходом. Одновременно со строительством «Петра I» в «Будапеште» был сделан ремонт, и отель буквально преобразился.

Познакомиться с возможностями обеих гостиниц можно будет 22 мая. Заявки присылайте по адресу editor@ratanews.ru, в теме письма укажите «ПЕТР1».

«Каждый сезон в Греции опрокидывает все прогнозы»

Первые результаты продаж туров в Грецию на российском рынке невозможно оценить однозначно. У разных регионов, отелей (даже входящих в одну цепочку), принимающих компаний, российских операторов дела обстоят совершенно по-разному. Впрочем, в любом случае страшные прогнозы о спаде рынка на 30-40%, которые некоторые специалисты давали в начале весны, не оправдываются. Такой вывод можно было сделать в результате общения с профессионалами туризма, собравшимися на «Греческий форум-2009», организованный компанией «Лабиринт».

В частности, на Халкидиках отмечают небольшой спад потока туристов, о чем заявил президент Ассоциации хотельеров полуострова Грегорис Тасис. На момент открытия сезона 1 мая средняя загрузка отелей составляла 75%. Ожидается, что поток туристов из Великобритании снизится на 15%, меньшим будет сокращение потока из Германии. А вот Центральная Европа, Балканские страны и Россия останутся на прошлогоднем уровне. Как отметил г-н Тасис, власти полуострова приложат все усилия, чтобы сохранить турпоток, в частности, путем снижения цен на отели. Правда, по словам Иоанниса Михоса (фото), менеджера отеля Simantro, входящего в цепочку G-Hotels на Халкидиках, снижение цен на 10% в высокий сезон и на 20% в низкий пока не помогло удержать прежний турпоток из России, он сократился на 15% во всех отелях сети.

У цепочки Aldemar, по словам ее генерального представителя в России Натальи Солнцевой (фото), общий объем продаж также снизился на 10-15%. В то же время, в Aldemar Olympian Village на Пелопоннесе на 1 мая загрузка составляла 110%. У отелей на Родосе не только нет спада, но, напротив, на начало июня там уже объявлены «стоп сейлы». Очень хорошо продаются сьюты и виллы в отелях на Крите. Г-жа Солнцева считает, что в эти номера поехали те клиенты, которые раньше покупали туры в самые дорогие отели Крита, такие как Elounda. В этом году Aldemar использует новые способы продвижения своего продукта, направленные на прямого клиента, в частности, проводит презентации в автосалонах и спа-центрах. Когда клиенты этих заведений интересуются, где можно купить туры, их направляют в агентства.

Представитель цепочки Grecotel Оксана Никитюк заметила, что пока говорить о спаде продаж нельзя. Но ситуация очень разнится в зависимости от даты, отеля и региона. В частности, на определенные даты у отеля Creta Palace есть прирост бронирований. Отлично бронируются Daphnila Bay Thalasso на Корфу и элитный отель Mandola Rosa на Пелопоннесе. Не полностью оправдались прогнозы о том, что клиенты снизят категорию отеля или сократят количество дней отдыха. Активно покупаются самые дорогие виллы, а процент заявок на туры продолжительностью от трех до восьми недель заметно вырос. Вместе с тем, туристы, покупавшие средние по стоимости номера и туры на 10 дней, предпочитают теперь standard garden view и недельные поездки. «А вообще уже несколько лет каждый сезон Греция опрокидывает все прогнозы, и нынешний год, думаю, не будет исключением», - добавила г-жа Никитюк.

Генеральный менеджер отеля Mitsis Rinela Beach Панайотис Лиарас (фото) рассказал, что все 440 комнат проданы до конца летнего сезона. Похожим образом обстоят дела в популярных Rodos Maris, Ramira Beach и других отелях цепочки. «В хороших отелях кризиса нет», - заявил RATA-news г-н Лиарас. Напомним, что владелец цепочки Константинос Митсис предпочитает распродавать номера во всех своих отелях на условиях комитмента крупным европейским, а с этого года – и российским операторам.

Управляющий директор критской принимающей компании Le Grand Футула Сапунаки (фото) считает, что операторы, поддавшиеся панике, сделали ошибку: «Продажи идут, в том числе благодаря очень реалистичным ценам, предложенным хотельерами на островах. Поэтому те российские операторы, которые не побоялись увеличить свои блоки и квоты, оказались в выигрыше. А вот те, кто, испугавшись кризиса, сократил объемы, - не заработали». Генеральный директор принимающей компании Beleon Tours Леонидас Димитриадис также заметил, что результаты этого сезона будут очень сильно различаться у разных операторов. У кого-то будет рост, а у кого-то – те самые 30% спада, которые прогнозировались в начале весны. По словам г-на Димитриадиса, несколько давно работающих на направлении российских операторов в этом году заметно сдали позиции (он попросил не называть эти компании).

Принимающие операторы отмечают заметный рост интереса к отелям, работающим по системе all inclusive. «В последние годы многие клиенты отказывались от этой системы в пользу полупансиона или даже завтрака, но сейчас к ней вернулись», - говорит Ирина Сорина (фото), генеральный представитель в России принимающей компании Ambotis Tours. По словам г-жи Сориной, число бронирований в компании не сократилось, но изменилась стоимость туров. Клиенты выбирают более экономичные отели, бизнесмены стали реже покупать длинные туры, так как боятся оставить дела.

Как отметила коммерческий директор компании «Лабиринт» Татьяна Зотова (фото), продажи туров на май прошли очень хорошо, пока туроператор никакого спада не ощущает. В частности, объем продаж отелей Aldemar у «Лабиринта» вырос в этом году в три раза. А в гостиницах сети Mitsis даже пришлось добирать номера сверх заранее выкупленных квот. Задача максимум оператора на 2009 год – увеличить поток в Грецию на 25%, с 22 тыс. в прошлом году до 36 тыс. в нынешнем. «План достаточно амбициозный, поэтому если мы отправим даже и 30 тыс. туристов – это тоже будет неплохо», - уточняет г-жа Зотова. Наращивать продажи оператор планирует, в первую очередь, за счет островов. Объем перевозки на Халкидики оператор сократил на 10-15% по отношению к сезону 2008 года (вместо Hellas Jet, как в прошлом году, места взяты на рейсах «ВИМ-авиа», которые консолидирует «Музенидис Трэвел»). Сокращение перевозки, по словам Татьяны Зотовой, связано с тем, что хотельеры на Халкидиках проводят не столь гибкую ценовую политику, как их коллеги на островах.

Помимо традиционных Крита, Родоса и Корфу, из Москвы «Лабиринт» впервые в этом году предлагает Кос. Кроме того, в регионах оператор взял блоки на рейсах на Крит из Казани и Перми, а также поднимает собственную чартерную программу из Ростова на Родос, которая будет выполняться со 2 июня по 25 сентября. Для продвижения нового направления на Халкидики была приглашена большая группа ростовских турагентств, которые после завершения форума отправились в ознакомительный тур на Родос. Чтобы увеличить продажи, оператору даже пришлось решать проблему с консульством Греции в Новороссийске, которое до сих пор очень неохотно давало ростовчанам визы. По словам председателя Ростовского регионального отделения Российского союза туриндустрии Алексея Кима, под предлогом борьбы с гастарбайтерами-нелегалами у туристов требовали 14(!) различных справок и постоянно ставили отказы. Сейчас ситуация в корне изменилась, виза делается за три дня с минимальным набором документов.

По словам Татьяны Зотовой, в последние два года Греция «повернулась лицом» к России - «стало заметно, что она заинтересована в российском туристе». До этого Национальная организация по туризму Греции не консолидировала усилия российских операторов, они работали без поддержки греческих властей. По мнению г-жи Зотовой, новая позиция страны позволяет с оптимизмом смотреть в будущее, так как возможности Греции по приему туристов неисчерпаемы. «Это очень разнообразная страна, Халкидики и Родос, например, - совершенно разные направления. Возможно, поэтому в Греции так много возвратных туристов, - подытожила Татьяна Зотова. (Юлия Батырь, RATA-news)

Тимофей Рогожин: «Никогда операторы-пляжники не заработают на одном клиенте столько, сколько можно заработать в активном туризме»

Компания RussiaDiscovery – оператор по активному отдыху с офисом продаж в Москве и еще пятью в самых «подходящих» регионах – Карелии, Алтае, на Чукотке, Байкале и Кольском полуострове. Это первый в нашей стране подобный проект, до его появления в 2005 году активный отдых предлагали лишь отдельные операторы, каждый в своем регионе. О состоянии этого сегмента рынка в России и перспективах его развития, а также о том, как чувствует себя бренд RussiaDiscovery в условиях кризиса, рассказывает генеральный директор компании Тимофей Рогожин (фото).

- Тимофей, что собой представляет сегодня рынок активного туризма?

- По нашей оценке, в России 40-50 компаний специализируются на активном отдыхе. Большинство из них создано на базе советских турклубов, либо бывшими походниками. География этих операторов выглядит так: две компании на Урале, три на Байкале, десяток на Алтае (причем каждая фирма там узкоспециализированная), семь в Карелии, две на Кольском полуострове, одна на Чукотке, три на Камчатке, две в Архангельске, по одной во Владимирской и Ярославской областях, пять на Кавказе. Среди них есть принимающие по 70 человек за сезон, но есть и те, кто принимает по 2 тысячи. Профессионализм у большинства из них очень невысокий. Слабые менеджеры, инструкторы, плохое снаряжение. Профессиональных компаний, которые рассматривают туризм как серьезный бизнес, по всей России десяток, не больше. Причем это не мое мнение, это мнение туристов. Большинство операторов принимают туристов только летом, зимой выживают за счет чего-то другого. Практически ни у одного регионального оператора нет представительства в Москве. Поэтому профессионально продает активные туры в столице очень мало компаний – не более 4-5, в том числе «Мегатест» и «СВ-Астур».

Количество клиентов всех этих компаний, основываясь на предоставляемой ими информации, я оценил бы в 30-50 тыс. человек. В ближайшие 4-5 лет, как мне кажется, эта цифра может возрасти до 150-200 тыс. (конечно, если позволит состояние экономики страны), и это не преувеличение. 150 тыс. – это около 0,1% населения России или, другими словами, 1 человек из 1000. В окружении каждого из нас, особенно в Москве, есть как минимум один знакомый, который в течение последнего года сплавлялся по реке, ездил на снегоходе или участвовал в каком-либо другом активном туре, либо выезжал со своими коллегами на активный корпоративный отдых. Очень важно, что минимум каждый третий-четвертый турист-активщик является «возвратным» клиентом, то есть раз в год-два повторяет свои путешествия в тот же или другой регион. Кроме того, каждый раз клиент может менять спутников по туру, вовлекая в активный туризм новых людей. Чаще в активные туры ездят компаниями по 3-5, а иногда и 10-15 человек. По мере того, как растет качество услуг, к нам приходят состоятельные люди, для которых раньше активный отдых ассоциировался с чем-то экстремальным. Активный отдых становится более доступным для жителей городов-миллионников, хотя информации о нем, по-прежнему, мало.

Финансовый объем рынка активных туров можно оценить в 500-1000 млн. рублей. Столь существенный разброс в цифрах объясняется тем, что большая часть услуг предоставляется на местах за наличные. Кроме того, немало туристов обслуживают гиды-фрилансеры, а также турклубы, которые ведут нелегальный бизнес. Но, думаю, в процессе «взросления» рынка, при сопутствующем совершенствовании законодательства, а также росте конкуренции не только среди туроператоров в регионах, но и в сфере продаж фриланс постепенно начнет отмирать. Если прогноз о росте числа активных туристов окажется верным, то и в финансовом выражении объем рынка вырастет до 2-3 млрд. рублей.

- Почему вы решили создавать мультирегионального оператора по активному туризму?

- Наша компания была создана на базе «Северо-западного бюро путешествий», которое с 2002 года занималось организацией активных туров в Карелии и чувствовало себя, надо сказать, очень хорошо. Но наши постоянные клиенты хотели, чтобы мы предложили им новые регионы. Кроме того, московские агентства очень плохо продавали наш продукт. Поэтому в 2005 году был создан бренд RussiaDiscovery, под которым мы решили продвигать на внутреннем и международном рынке активные и приключенческие туры по всей России. Придя в Москву, мы не собирались делать в регионах собственные операторские офисы и два года пытались найти там адекватных партнеров с качественным продуктом и разумным соотношением качества и цены. Еще одним важным нашим требованием были четкие даты заезда, без которых туры нельзя включать в каталоги западных операторов. Но потенциальные региональные партнеры упорно писали в конце программ, что группа состоится только при наборе 4-6 человек. Когда нам надоело их убеждать, мы создали две компании под своим брендом на Алтае и Байкале. После этого наша комиссия с этих двух регионов выросла за лето сразу в 10 раз - с 20 тыс. до 200 тыс. рублей на Алтае и с 36 тыс. до 360 тыс. на Байкале.

- По какому принципу выбирались регионы?

- Мы выбрали регионы, уже популярные у активных туристов – как Алтай и Байкал, или с мощной перспективой – как Кольский полуостров и Чукотка. Хочу отметить, что Чукотка - это наш консалтинговый проект, финансирование компании полностью произведено администрацией Чукотского автономного округа. Оказалось, кстати, что для европейских компаний, которым уже трудно предложить своим искушенным клиентам что-то новое, эти регионы – глоток свежего воздуха.

- Сложно ли продвигать «активную» Россию на зарубежные рынки? Что иностранцы знают о наших возможностях в этой области?

- В Европе существует четкая градация активного и приключенческого туризма. Есть просто активный отдых (например, катание на велосипеде по парку). Есть adventure (велосипедист едет уже по конкретному маршруту, например, по следам Индианы Джонса). И есть discovery – группа отправляется исследовать белое пятно на карте, неизвестное место, открывать что-то новое. Активный туризм занимает четко очерченную нишу и строго сегментирован. В каждой стране есть один крупный оператор, который занимается активным отдыхом по всей планете, а остальные – это небольшие компании с очень узкой специализацией. Например, они предлагают только туры на лыжах или на велосипедах. Или только путешествия за Северный полярный круг. Если у нас компания, которая занимается активным отдыхом, уже считается узкоспециализированной, то у них специализация выражена еще больше. Кроме того, у европейцев очень сильны стереотипы. Регион для сплавов и приключений – это Южная Америка. Велотуры – это Альпы и все европейские страны. Зимний отдых – это Канада и Финляндия. О России в Европе знают, что там есть Транссиб, Байкал, Петербург и Москва. Остальное у них называется Сибирью. Профессионалы знают о Кавказе и Кольском полуострове. Другие регионы, тот же Алтай, неизвестны. Мы два года объясняли, что Карелия и Корея – разные направления, многие путают Камчатку и Чукотку.

Выводом нашей страны на европейский рынок до последнего времени никто всерьез не занимался. Приезжали единичные случайные группы. С активными туристами из Европы на потоке до этого года работала только питерская компания «Ленальптурс», предлагающая треккинг на Алтае и восхождения на гору Белуха. RussiaDiscovery начала работать на выставках три года назад в рамках проекта «Развитие туризма на Северо-Западе». Прошедшая зима стала первой, когда мы на потоке принимали иностранцев, работая с десятком агентств во Франции, Бельгии и Швейцарии. Причем мы бы не решились самостоятельно выходить на европейский рынок, если бы не печальный опыт сотрудничества с крупными принимающими операторами. Их менеджеры вообще не разбираются в активном отдыхе. Даже в отделе специализированных туров «Интуриста» нет соответствующих специалистов. Получается: непрофильное агентство из Европы, которое ничего не понимает в активных турах, отправляет своего туриста, например, в «Академсервис», где тоже нет специалистов. При этом сам турист разбирается в адвенчерном туризме лучше всех менеджеров.

- В Европе активный туризм – более массовый, чем у нас?

- Конечно. У нас огромное число самодеятельных туристов, на которых никто не зарабатывает. А у них таковых нет вообще, потому что обычный человек не может сам сплавиться по речке – всегда есть риск нарваться на частные владения. В Европе, думаю, 5-7% активных туристов, а у нас – не более 1%. В Германии огромное количество людей ходит в треккинговые и велосипедные походы. Правда, джип-сафари и снегоходные туры для них такая же экзотика, как и для нас.

- Какие претензии возникают у иностранцев по итогам ваших туров?

- Как правило, их устраивает размещение, кухня, гиды и инструкторы. Претензии бывают, в основном, к качеству техники, в Финляндии и Канаде она, по понятным причинам, современнее. И второй момент – тот, о котором я уже говорил. Если мы сами продаем тур клиенту, все подробно ему рассказываем, у него есть возможность подготовиться к поездке. Если тур покупается через посредников, турист часто приезжает неподготовленным, ничего не зная о маршруте. В результате неудобно и ему, и нам. Бороться с этим можно только плотной работой с европейскими агентствами.

- Цены на ваши программы не назовешь дешевыми: 15, 24, 30 тыс. рублей и дороже за трехдневные туры. Это оправдано?

- Мы сразу создавали свой проект под обеспеченных туристов. У нас нет дешевых социальных программ, как, например, у компании «Мегатест». Раньше наши клиенты звонили и спрашивали: почему у вас так все дорого, вы перепродаете чужие туры? Сейчас уже таких вопросов никто не задает – либо идут к нам, либо сразу уходят к более дешевым конкурентам. В России невозможно сделать качественное сафари на снегоходах дешевле, чем в Финляндии. Единственное, на чем мы выигрываем, - сложность и разнообразие маршрутов. Когда делаешь дешево, скажем, рафтинг – за счет удешевления питания, квалификации инструкторов, отсутствия биотуалетов или походного душа, люди возвращаются недовольными. Поэтому я считаю, что будущее в активном туризме – за дорогим продуктом.

- Но ведь сбои, наверное, и в дорогих турах бывают.

- Вопрос не в том, был ли сбой, а в том, как он был исправлен. Если видно, что оператор стремится исправить ошибку на месте, предлагает компенсировать часть стоимости тура, то клиенты, даже если у них были претензии, возвращаются к нам. Кстати, кризис показал, что ориентация на качественные программы была правильной. У нас есть небольшая линейка туров для небогатых на Урал («Тенгри»), самый экономичный продукт. Они перестали продаваться первыми. «Умерли» лыжные туры в диапазоне от 9 до 18 тыс. рублей. В марте не покупали даже туры по 3600 руб. во Владимирскую область. Хотя мы четыре года раскручивали среди наших клиентов идею комфортных лыжных походов (за лыжниками едет машина с вещами, ночуют они в коттеджах, а не палатках). В этом году рассчитывали на поток, но не получилось. Правда, в мае рынок недорогих туров все же начал оживать. В то же время, на дорогие снегоходные маршруты по Карелии всю зиму был стоп-сейл, спрос на 30% превышал предложение. Частично из-за поломок техники, но 20% - это чистый прирост спроса по сравнению с прошлым годом. Нам даже приходилось отдавать своих клиентов конкурентам. Причем у нас есть трехдневные туры, в которых люди садятся на снегоходы по двое за 18 тыс. рублей. И туры, где едут по одному, за 27 тыс. Так вот, 80% клиентов выбирают второй вариант. Половину нашего потока в Карелии составляют иностранцы, они тоже выбирают самые дорогие туры. Еще примеры. В конце февраля мы начали продавать Чукотку. Восьмидневный тур стоит 102 тыс. руб. плюс 32 тыс. самый дешевый перелет. В первую группу планировали набрать 6-7 человек. За четыре дня набрали девять! Вот вам и кризис. На Кольском полуострове уже два года на ура продаются трехдневные джип-туры стоимостью 24 тыс. рублей. Клиенты хотят посмотреть Северный ледовитый океан, узнать об истории обороны Заполярья.

- Сейчас много говорят о том, что девальвация рубля приведет к падению цен на внутреннем рынка и, соответственно, росту интереса к нему со стороны россиян. К активному туризму это утверждение применимо?

- Нет, не думаю. У вас же в RATA-news я прочитал, что на Байкале в этом году цены вырастут на 25%. А Байкал по соотношению цена-качество и без того был самым плохим регионом. В Карелии (привожу ее в пример, так как хорошо знаю) цены объектов размещения, автоперевозчиков, общепита растут не на процент инфляции, а выше. Все привыкли, что по регионам едет Москва. Поэтому цены на услуги подгоняются под московские. Хотя аренда, зарплаты сотрудников, продукты в той же Карелии дешевле. 15 января, в разгар кризиса, на одной из местных турбаз подняли цены. Притом что зимой загрузки вообще нет. А в апреле цены еще вырастут. Ежегодный рост цен нам объясняют инфляцией, но я сам занимался гостиничным бизнесом и знаю, что при грамотном управлении, даже несмотря на инфляцию, издержки гостиниц с каждым годом уменьшаются. Менеджер понимает, где можно дешевле заказать продукты, как сэкономить на электричестве. Где-то отказываются от соцпакетов. Не везут персонал из Петрозаводска, как раньше, а находят людей в ближайших деревнях и обучают. Плюс до лета 2007 г. загрузка росла каждый год, что тоже увеличивало прибыль. Нет в регионах ежегодного удорожания на 20%, которое декларируется. Я надеюсь дожить до того светлого времени, когда появится хорошая конкуренция в регионах среди всех – турфирм, гостиниц, перевозчиков. И тогда уже нельзя будет ломить любые цены. В этом смысле нам может помочь кризис. Уже заметен рост конкуренции и заинтересованности поставщиков в операторах.

- Федеральные и региональные власти как-то могут содействовать развитию активного туризма?

- Могут. В первую очередь, рекламируя на зарубежных рынках активный отдых в России. Правда, здесь я должен сказать, что в смысле выставок ситуация за последние пять лет улучшилась кардинально. Если раньше российские стенды представляли собой сборище пьющих чиновников из региональных администраций, то в прошлом году мне впервые не было стыдно за российский стенд и в Берлине, и в Лондоне. На многих региональных стендах теперь стоят не чиновники, а операторы, были попытки делать коллективные стенды. Вообще среди наших чиновников от туризма стали появляться настоящие умницы, которые разбираются в том, что они регулируют, болеющие за дело, умеющие работать с бюджетами, приносить пользу. Отмечу в этой связи администрации Суздаля, Ярославской области, Углича, Мурманской области, Чукотки. К ним можно добавить еще не более 3-5 регионов, где туризм прилично управляется.

Но просто выделить деньги на региональный стенд – мало. Та же Чукотка делает стенд в меру помпезно, качественно, красиво, прорабатывает до мелочей рекламную продукцию. Получается, что отдача от чукотского стенда совершенно другая, чем у тех регионов, которые просто «осваивали бюджеты». Трудно даже представить, сколько полезного можно было бы сделать на деньги, «похороненные» в некачественную рекламу России и регионов. Все упирается в проблему позиционирования региона. Неважно, какой у вас рекламный бюджет - поймите, за счет чего вы можете привлечь туристов. Тот же активный туризм далеко не во всех регионах можно развивать: в Тамбов или Рязань никто не поедет. Приключенческие туры хороши там, где исторически сложились предпосылки для них.

Еще одна область, где государство могло бы нам помочь - кредитование. Сейчас об этом бессмысленно говорить, но ведь мы так и не увидели дешевых кредитов, несмотря на все заявления о поддержке малого бизнеса. А без кредитов невозможно делать современные активные туры, задействующие довольно дорогую технику. Например, у «Северо-западного бюро путешествий» на балансе около 50 единиц техники, в том числе, 25 снегоходов (стоимостью по 300 тыс. руб.), порядка 6-8 внедорожников, 5-6 квадроциклов, 5-6 надувных моторных катеров, 6 рафтов (75-90 тыс. руб. каждый), дюжина велосипедов, современные байдарки (каждая от 1000 евро). Купить всю эту технику на собственные средства было нереально, поэтому мы стали первой компанией, которая взяла снегоходы в лизинг в 2007 году. Причем для этого нужно было оформить совершенно безумное количество документов.

Другая проблема – инфраструктура. В общем потоке, который принимает Карелия, приключенческие туры занимают большое место и могли бы занять еще большее. Но для развития зимнего туризма важна гостиничная база – коттеджи, гостевые дома, турбазы. В 2002 году, когда мы начинали принимать туристов в Карелии, гостевых домов там не было вообще. Мы не могли делать полноценные маршруты на снегоходах, так как их дневной пробег составляет 100-150 км, а значит, на таком расстоянии друг от друга должны располагаться базы размещения как минимум на 10-15 человек. В последние годы началось невероятно бурное развитие сети коттеджей и домов. Но государство не имеет к этому никакого отношения. Все строится на деньги частных инвесторов из Москвы и Петербурга. В 2002 году в Кижах было всего два гостевых дома на 16 мест, естественно, с безумными ценами. Сейчас зимой там можно разместить до 150 человек. На Сямозере, где начинается большинство маршрутов, в 2004 появился первый гостевой дом на 8 человек. Этой осенью мы насчитали на Сямозере 248 (!) мест размещения на турбазах и в гостевых домах. Но этого все равно мало.

В той же Карелии очень важно, чтобы государство регулировало отношения туризма с леспромхозами. К сожалению, эти учреждения двигаются по тем же маршрутам, что и туристы, вырубая лес, в первую очередь, вдоль дорог. Модель карельского турбизнеса выглядит так: вырубим лес, а на вырученные деньги будем развивать туризм. В доступных для туризма районах Карелии уже почти нет девственных лесов.

- Экономическая ситуация в стране сегодня не внушает особого оптимизма. Вы считаете, у активного туризма в этих условиях есть будущее?

- В целом рынок активного туризма у нас пока не успел сформироваться. Тем не менее, считаю, что этот бизнес имеет огромные перспективы. Хотя сейчас сложно сказать, когда наступит светлое завтра. Еще прошлой осенью я был убежден, что через 2-3 года. Сейчас в нашей компании финансовая ситуация очень плохая, в том числе, из-за обязательств по лизингу. В марте мы готовились к закрытию части офисов. Сейчас продолжаем активно искать стратегического финансового партнера. На лето уже идут заявки на индивидуальные туры, есть предоплаты. Наша клиентская база – 5-6 тыс. человек, постоянных среди них – около 500, в основном, это топ-менеджеры и руководители среднего звена. Им стало сложнее, но ездить они не перестали. В целом результаты зимнего сезона неплохие - все месяцы, кроме марта, были или с небольшим ростом или на уровне прошлого года. Поэтому идея большого мультирегионального оператора по активным турам не будет похоронена. Она просто откладывается на год-два. Активный туризм очень сложен в организации, требует особой подготовки кадров, дорогой техники, продуманной логистики, но прибыль у него, как показывает опыт европейских компаний, гораздо выше, чем у любого другого операторского бизнеса. Никогда массовые операторы-пляжники не заработают на одном клиенте столько, сколько можем заработать мы. И, конечно, если бы нам помогало государство, рынок активного туризма уже бы существовал. (Юлия Батырь, RATA-news)

Крым теряет российских туристов

Количество турфирм, работающих с Крымом, резко сократилось, в результате чего может существенно упасть число отдыхающих на полуострове. Об этом, как передает корреспондент «Нового Региона», заявил глава Крымского отделения Туристической ассоциации Украины Вячеслав Хачатурян. По его словам, кризис очень больно ударил по турбизнесу ближнего зарубежья, в частности, России и Москвы. Количество турфирм, которые хотели бы работать с Крымом, резко уменьшилось», – сообщил Вячеслав Хачатурян. По его словам, туристов из России на майские праздники приехало меньше, летом их число также сократится по сравнению с прошлым годом.

Вместе с тем, Вячеслав Хачатурян считает, что причина нынешней ситуации не только в экономическом кризисе, но и в охлаждении отношений между Украиной и Россией. «Это приводит к тому, что раньше россияне считали Крым вторым домом, а сейчас воспринимают его как ближнее, но все-таки зарубежье. Мы пытаемся эту тенденцию переломить, но, к сожалению, она усиливается», – заявил он.

Другой причиной снижения потока российских туристов на полуостров г-н Хачатурян считает высокие цены на проезд из России в Крым. Россиянам выгоднее отправиться в Сочи, Геленджик или Анапу. А еще проблема крымских курортов в том, что они не могут развлечь туриста в непогоду. «Ситуация начала мая показала, что Крым оказался не готов к работе в сложных погодных условиях. У нас слишком мало структур, готовых предоставить отдыхающим кров, когда на улице идет дождь. На море не пойдешь, в бассейнах холодно, остаются дегустационные залы, но и их мало», – отметил Вячеслав Хачатурян.

По его словам, туроператоры прогнозируют снижение турпотока в Крым до 20%.

UTS: все для любителей зрелищ

Компания UTS Travel, более 14 лет специализирующаяся на деловом, спортивно-событийном и индивидуальном туризме, предлагает гарантированные номера в гостиницах Москвы на финал конкурса «Евровидение», а также в гостиницах Санкт-Петербурга на единственный в России концерт американской певицы Мадонны.

Помимо гостиничных номеров можно приобрести входные билеты на мероприятия, транспортные и экскурсионные услуги. Визовая поддержка для иностранных граждан - бесплатно.

UTS Travel: (495) 723-72-27 (#138), Елена Болотина utsinc@utstravel.ru или Олеся Курочкина utsspb1@utstravel.ru; (812) 324-33-93 (#138); www.utstravel.ru

«Ависта»: приглашаем к сотрудничеству по продаже авиабилетов

Компания «Ависта» приступила к практической эксплуатации электронного билета и предлагает турфирмам сотрудничество. Сегодня e-ticket - самая популярная в Европе и Америке и самая удобная форма приобретения билета.    

В компании «Ависта» можно приобрести электронные билеты на рейсы иностранных и российских авиакомпаний, не покидая своего офиса. Оплата по договору, согласно выставленным счетам. В качестве подтверждения факта приобретения билета по электронной почте отправляется маршрутная квитанция, которая содержит полную информацию о полете, форме и деталях оплаты перевозки.

Самый удобный способ заказа и приобретения электронного билета – он-лайн бронирование на сайте www.avista.su. Здесь можно узнать стоимость билетов всех авиакомпаний, найти лучший вариант перелета, посмотреть расписание рейсов и забронировать билеты для полетов в любую другую точку мира.

Используя новейшие технологии, наши знания и опыт. Будет рады сотрудничеству!

В 2009 году «Морской фасад» примет 28 круизных лайнеров

В 2009 году круизные лайнеры совершат 112 судозаходов в морской пассажирский порт «Морской фасад» в Санкт-Петербурге. Об этом вчера сообщил генеральный директор порта Алексей Китиков.

По его словам, всего за сезон 2009 года пассажирский порт примет в общей сложности 28 судов категорий "премиум" и "стандарт" (около 230 000 человек). Почти все лайнеры совершат по нескольку судозаходов в Санкт-Петербург. По предварительным данным, на май 2009 года приходится 16 судозаходов (12 лайнеров). Завершится судоходный сезон 24-25 сентября заходом круизного лайнера Boudicca компании Fred Olsen Cruise Line.

Как напомнил г-н Китиков, по данным Европейского круизного совета, основная часть круизных туристов (73%) - американцы, 21% - европейцы. Сойдя на берег, 77% из них посещают музеи, места развлечений и отдыха; 66% развлекаются сами (без группы); 46% идут по магазинам; 37% посещают кафе и рестораны; 35% отправляются на предложенные экскурсии. По данным Центра развития туризма (Хельсинки), порядок трат одного круизного туриста за время пребывания в городе - от 300 евро.

Как ранее сообщал Regnum, порт «Морской фасад» - единственный в России, специализирующийся на приеме круизных и паромных судов. Он способен принимать наиболее современные морские лайнеры длиной до 311 м, осадкой до 9 м и пассажировместимостью более 3000 человек. Порт занимает 33 га специально намытой для его размещения территории на Васильевском острове.

После полного окончания строительства портовый комплекс, который перейдет в собственность Санкт-Петербурга, будет включать: 4 пассажирских вокзала общей пропускной способностью 12 тысяч пассажиров в день или 1,2 млн. пассажиров в год; 7 причалов общей протяженностью 2108 м, два из них предназначены как для швартовки круизных судов, так и для приема паромов.

В этом году на «Морском фасаде» навигационный сезон начался 4 мая, когда лайнер Norwegian Jewel (компания Norwegian Cruise Line) совершил первый судозаход в порт.

Напомним также, что ООО "Управляющая компания "Морской фасад" реализует на Васильевском острове в Санкт-Петербурге два масштабных проекта под общим названием "Морской фасад": образуется намывная территория площадью около 400 га и строится морской пассажирский порт. По итогам 2008 года образовано около 120 га территории, полностью завершены работы по 4 причалам. Кроме того, закончились работы по дноуглублению Петровского фарватера длиной 8,6 км, подходных путей длиной 2,1 км и акватории порта.

«Инфофлот»: 8 мая показываем новый теплоход в Москве!

Туристическая компания «Инфофлот» в пятницу 8 мая с 9.00 до 12.00 приглашает всех желающих посмотреть новый теплохода «Карл Маркс». Он будет стоять на Северном речном вокзале в Москве (Ленинградское шоссе, 51, станция метро «Речной вокзал»). Гости смогут осмотреть каюты, общественные помещения и палубы нового круизного судна. Специалисты компании «Инфофлот» подробно расскажут о круизных программах на навигацию 2009 года и об особенностях теплохода.

По мнению экспертов, обновленный «Карл Маркс» - один из самых комфортабельных судов подобного класса на реках России. На протяжении многих лет это был один из самых известных и любимых туристами теплоходов, совершающих круизы из Москвы. После модернизации в 2007-2008 гг. судно работало на иностранном рынке с французскими туристами. В навигацию 2009 «Карл Маркс» выходит на российский рынок.

В результате реконструкции каждая каюта теплохода теперь имеет все удобства: душ, туалет, умывальник, установлен холодильник, работает система центрального кондиционирования. Площадь большинства кают увеличена. В каютах категории «люкс» и «полулюкс» установлены телевизоры с приемом спутниковых каналов. Полностью обновлен интерьер общественных помещений и кают. Пассажировместимость теплохода после реконструкции - 152 человека.

Круизная программа теплохода является одной из самых продолжительных среди судов, работающих с россиянами – 29 круизов за шесть месяцев с 26 апреля по 25 октября. Круизная программа «Карла Маркса» уже опубликована в системе on-line бронирования компании «Инфофлот».

«Инфофлот»: (495) 228-77-60, (812) 600-14-55, (846) 273-39-79, www.infoflot.com

«Кандагар»: минеральные воды Украины и России

Группа компаний «Кандагар» приглашает на лечение и оздоровление на ведущие питьевые курорты Украины и России.

Кавминводы (Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск) – один из старейших российских курортов, благодаря разнообразию целебных минеральных вод и лечебных грязей обладает огромным рекреационным потенциалом. Более 40 предложений!

Трускавец, Моршин, Миргород, а также курортные поселки Закарпатья - Поляна, Шаян и Солочин – популярные питьевые курорты Украины. Лечение включает в себя уникальные методики с использованием минеральных вод, помогает при заболеваниях органов пищеварения, мочеполовой, нервной и сердечно-сосудистой системы, нарушении обмена веществ. Более 20 предложений!

«Кандагар»: Москва (495) 786-21-16 moscow@kandagar.com, Киев +38 (044) 484-48-04 kiev@kandagar.com, Севастополь +38 (0692) 53-50-50 vera@kandagar.com.

«Джет Тревел»: прямой перелет «Аэрофлотом» в Тоскану!

Компания «Джет Тревел» продолжает популярную ежегодную программу в итальянском регионе Тоскана. В этом году цепочка перелетов будет даже длиннее, чем в прошлом, а пакетные цены ниже!

Например, на весь сезон стоимость недельного тура с размещением в апартаментах 4* с инфраструктурой отеля составляет всего 499 евро, включая перелет, трансфер, проживание на берегу моря (без питания) и страховку. А аналогичный тур с размещением в отеле 3* с завтраком стоит 555 евро.

Эти выгодные предложения - уникальная возможность посетить прекрасную Тоскану, знаменитую своими бесконечными песчаными пляжами, сосновыми лесами, средневековыми городами и, конечно же, шопингом!

Подробнее здесь: СПО 499

«Джет Тревел»: (495) 626-89-00, Italy@jettravel.ru, www.jettravel.ru

«Карлсон Туризм»: семейный отдых на Сардинии

Впечатляющий курортный комплекс Chia Laguna Resort расположен на одном из самых красивых пляжей Сардинии. Комплекс предлагает несколько видов размещения: роскошные сьюты в элегантном отеле Laguna 4*s, утопающие в зелени коттеджи в Chia Village 4*, комфортабельные комнаты в новом Parco Torre Chia 4*, удобные бунгало в уютном отеле Baia Chia 3*. Для любителей уединенного отдыха рядом с отелем расположены несколько вилл, спроектированных известными сардскими архитекторами.

Инфраструктура комплекса удивительно разнообразна, что позволяет как взрослым, так и маленьким гостям найти себе занятия по душе.

Прямой перелет Москва – Кальяри – Москва, авиакомпания «Аэрофлот», А-319.

Еженедельно по субботам: 13.06-26.09, вылет из «Шереметьево», терминал С.

13.06. Laguna 4*, 1/2DBL Superior - 1841 евро;

20.06. Chia Village 4*, 1/2DBL Cottage Classic - 1437 евро.

«Карлсон Туризм»: (495) 580-75-75 (доб.145, 199, 165, 182), факс 788-58-70,italia@karlson-tourism.ru, http://sardinia.karlson-tourism.ru/

«СТБ-турс»: лето, Кипр, остров мечты

До летних каникул - всего месяц! Компания «СТБ-турс» предлагает детский лагерь «ОСТров мечты. Кипр (Отдых.Спорт.Творчество)».

Лагерь на базе отеля Episkopiana 4* в 12 км от Лимассола. Питание трехразовое - шведский стол. Программа активного отдыха: спортивная (командные игры, фитнес, плавание и др.), творческая (конкурсы, концерты, праздники и др.), экскурсионная (Пафос и место рождения Афродиты, храм Апполона, поездка в Лимассол, морская прогулка, аквапарк и др.). Для желающих – курс английского языка 20 часов в неделю (языковая школа Malvern House, Великобритания. Профессиональная команда вожатых, педагогов и тренеров, российский врач круглосуточно. Ежедневно песчаный пляж.

Стоимость от 850 евро. Даты заездов - 14-28 июня, 28 июня - 12 июля, 12-26 июля, 26 июля – 9 августа.

Приглашаем агентства к сотрудничеству! Повышенная комиссия за раннее бронирование (до 20 мая) - 120 евро.

«СТБ-турс»: (495) 638-52-75, отдел детского, молодежного и семейного отдыха, evgenia@stbtours.ru, www.stbtours.ru (раздел «Детям. Студентам»).

«Алеан»: сообщаем об изменениях в бонусной программе.

Прекращает действовать стартовая комиссия 8% и вступает в силу обновление бонусной программы компании «РВБ-Алеан». С 1 мая начальная комиссия для турагентств составляет 10%.

На следующие ступени программы агентства переходят при достижении следующих уровней: 11% - 500 ночевок, 12% - 1000 ночевок, 13% - 2000 ночевок, 14% - 3000 ночевок. Каждый уровень предполагает начисление единовременного бонуса в размере 10 000, 15 000, 20 000 и 30 000 руб. соответственно. Он выплачивается один раз при переходе на новый уровень.

В бонусной программе не учитываются авиабилеты и дополнительные места.

Изменение размера комиссионного вознаграждения происходит в момент наступления обстоятельств выполнения турагентством условий бонусной программы и сохраняется на следующий период действия программы. Для последующего сохранения повышенного комиссионного вознаграждения турагентствам необходимо ежегодно подтверждать уровень достигнутого порога бонусной программы.

Подробнее на сайте www.alean.ru

В Астрахани открывается первый отель уровня 5*

16 мая в Астрахани открывается первый в городе бизнес-отель уровня 5* - Al Pash Grand Hotel (фото). Проект реализован астраханской инвестиционно-строительной компанией «Мы строим Дом» при поддержке банка «Санкт-Петербург».

Гостиница на 158 номеров позиционируется как Superior Business. Отель обладает эксклюзивными для региона возможностями проведения деловых мероприятий.

Торговая марка Al Pash декларирует следование мировым стандартам гостеприимства, качественный сервис и создание особой атмосферы с тонкой восточной нотой.

www.alpash.ru

«Куликово поле» открывает серию выставочных проектов

В музейно-выставочном центре «Тульские древности» в археологической экспозиции «Поступь веков» начала работу мини-выставка «Обретенные святыни». Она открывает серию выставочных проектов Государственного музея-заповедника «Куликово поле», основанных на материалах, полученных в ходе спасательных археологических работ в историческом центре города. Результаты этих исследований лягут в основу четырех мини-выставок, которые в течение года будут знакомить туляков и гостей города с новейшими данными по истории Тулы.

«Обретенные святыни» - первая выставка в этом цикле - открывает страницы истории Успенского женского монастыря и православных реликвий, сохраненных тульской землей и возрожденных археологами.

В ходе археологических работ на территории Успенского женского монастыря было найдено более двух десятков нательных крестов XIV-XX вв. Особое место среди этих находок занимает крест-энколпион XIII-XIV века. Эта семейная реликвия, которую передавали из поколения в поколение, была найдена в культурном слое XVI века. И, как предполагают археологи, обнаружившие крест-энколпион, он мог быть утерян в ходе военного столкновения с войсками Крымской орды в 1552 году.

На Алтае чистят скалы

1 апреля с.г. Switzerland Tourism распространил шуточную информацию о том, что чистоплотные швейцарцы моют даже горы. Вчера выяснилось, что в России подобные мероприятия проводятся вполне серьезно. В Республике Алтай прошла экологическая акция по очистке скал от надписей, оставленных туристами.

Представители природного парка "Чуй-Оозы", общественной организации "Ижемдьи" ("Надежда") и Молодежного центра Ининского сельского поселения Онгудайского района провели акцию по очистке скал и камней одного из красивейших перевалов Горного Алтая - Чике-Таман - от многочисленных надписей, оставленных туристами. По словам главы Ининского сельского поселения Риммы Анчибаевой, работы у участников акции очень много, за целый день добровольцам удалось отчистить всего десяток надписей только на одной стороне перевала, а таких "изобразительных творений" сотни. Весь горный перевал от подножия до вершины с обеих сторон пестрит разноцветными надписями - кто, откуда и когда здесь однажды проезжал (фото). "Чтобы стереть все это, нужны специальные средства, растворяющие стойкие краски, и как можно больше добровольцев", - говорит Римма Анчибаева.

Красная лошадка и синий человечек

Продолжаем рассказ о поездке по Норвегии, организованной Советом по туризму этой страны (Innovation Norvay) для российских журналистов.

Норвежский город Берген часто и совершенно заслуженно называют «живым музеем». Первое, что видит гость с палубы заходящего в порт корабля – вереница ярко покрашенных домиков в норманском стиле (фото).

 

Это купеческий центр Бригген – старейший в Европе комплекс деревянных построек, сохранившийся с давних времен. На каждом фасаде красуется сказочная резная фигурка, имевшая вполне утилитарное назначение (фото).

Раньше немногие умели читать, никаких адресов не было, и каждое строение именовалось просто: «Дом ангела», «Дом единорога», «Дом золотого оленя». Соответствующая скульптура укреплялась перед входом.

Двухэтажные здания вплотную приставлены друг к другу, между ними нет промежутков и зазоров (фото).

 

В случае пожара может вспыхнуть весь квартал, но норвежцы берегут Бригген, как зеницу ока. Повсюду установлены датчики, реагирующие не только на огонь, но и на дым от сигареты. Древний торговый квартал и в наши дни выполняет свою функцию. Здесь располагаются мастерсткие художников и сувенирные лавочки, где продаются украшения из дерева и камня, изделия ручной вязки, фигурки троллей, оленьи шкуры. Все эти милые вещицы производится индивидуально, маленькими партиями.

Говорят, что в скором времени магазинчиков и галерей станет еще больше. В прошлом году специалисты приступили к реставрации Бриггена. При проведении работ современные технологии не применяются - основными инструментами остаются топор и молоток. Из механизмов используются только домкраты, с помощью которых дома приподнимают, из-под них вытаскивают подгнившее основание и заменяют на новое. При этом кладут не просто какие-то бревна, а стволы трехсотлетней сосны, которая растет только на скалах в одном из регионов Норвегии (фото).

 

На Бригген надо обязательно взглянуть сверху, с нависшейнад городом горы Флайен, куда поднимаются на фуникулере. Оттуда можно увидеть уходящий в море «язык» застроенной домами суши, суда у причала и зеленые поля с пасущимися козочками (фото).

 

Подъемник работает круглый год с утра до вечера, а в летнее время - до полуночи. Это не только туристический аттракцион. Жители домов, разбросанных по склону, приобретают проездные билеты и выходят на промежуточных остановках. Два вагончика движутся по одной колее с ответвлениями, которые позволяют разъехаться. Недавно муниципалитет провел конкурс среди школьников на лучшее название каждого из вагончиков. С легкой руки одного мальчика, они называются «Красная лошадка» и «Синий человечек» и покрашены в соответствующие цвета (фото). (Игорь Стомахин, специально для RATA-news)

Польша ждет эффекта от участия в конкурсе «7 новых мировых чудес природы»

Швейцарский фонд New 7 Wonders Foundation организовал интернет-конкурс на создание списка семи новых мировых чудес природы. При этом фонд призывает использовать для пропаганды охраны природы любые средства, включая кино, телевидение, интернет и прессу.

До 7 июля продолжится интернет-голосование на сайте www.new7wonders.com. Из 261 кандидатуры выберут 77 объектов, набравших максимальное количество голосов. Затем группа экспертов выберет 21 финалиста и огласит их имена 21 июля.

Польскими кандидатами, попавшими в список швейцарского фонда, стали регион Великих Мазурских озер и заповедная Беловежская пуща, заявленная на конкурс совместно с Белоруссией. Учитывая всемирный масштаб конкурса, для двух польских природных объектов огромным успехом стал бы уже сам факт попадания в престижную группу финалистов. В этом случае существенно возросла бы их узнаваемость в мире туризма. Польская туристическая организация совместно с маршальскими управлениями Подлясского и Варминско-Мазурскими воеводств координируют продвижение польских участников конкурса и призывает активно голосовать за них.