Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

РАТА-новости от 06.06.2003

Въездных виз в Польшу пока не будет

Власти Польши решили отложить введение въездных виз для граждан России, Украины и Белоруссии, которое было намечено на 1 июля. Об этом заявил руководитель Управления по национальной безопасности страны Марек Сивец. Такое решение связано с тем, что запланированное на 1 января 2004 года вступление Польши в состав Европейского Союза состоится пятью месяцами позже. Варшава же официально обязалась ввести визовый режим за шесть месяцев до этого события. Новой даты начала действия визового режима г-н Сивец не назвал, сообщает газета «Известия».

Россия и ЕС – этапы большого пути

Отмена визового режима между Россией и ЕС будет происходить поэтапно, сообщил замглавы МИД России Владимир Чижов. В первую очередь планируется упразднить такой режим в рамках Шенгенского законодательства для отдельных категорий граждан и определенных категорий поездок: групповых туристических, студенческих, научных и культурных обменов. Кроме того, Чижов отметил, что Россия не намерена в одностороннем порядке отменять визовый режим с какими-либо европейскими странами. Это, добавил замминистра, "предмет паритетных договоренностей".

Отдых стал дороже

Если ориентироваться на предложения петербургских турфирм, картина вырисовывается следующая. По сравнению с прошлым годом цифры остались практически на прежнем уровне. Стоил, к примеру, автобусный тур по Европе в районе 300, так это и осталось, только раньше имелся в виду доллар, а теперь евро. А так как разница между курсами теперь стала ощущаться сильно: за 1 USD в Европе на 1 июня давали 0,84 евро, то и туры, обозначаемые в единой европейской валюте, однозначно подорожали на 17-19%. Т.е цена такого тура подскочила на $50 (300 евро = 353.280 USD). Что уже критично для той части бюджетных туристов, которые и составляют основной контингент потребителей, приобретающих путевки эконом-класса. Но, к сожалению, подросли цены не только на автобусные туры, за редкими исключениями подорожала вся Европа.

Как мы можем наблюдать по рекламным объявлениям, часть петербургских туркомпаний выставила летние прайсы в кокетливых у.е., которые, к неудовольствию туристов, на самом деле означают евро. У еще одной трети начала открыто появляться в ценниках и сама единая валюта Европы. Понятное дело, в загадочных у.е. или честных евро обозначена цена в странах ЕС, входящих в зону евро. Но зачастую турфирмы присоединяют к ним - судя по всему, из солидарности - Великобританию, Швейцарию, Прибалтику, Мальту, Венгрию, Чехию, Хорватию. Хотя последние четыре еще встречаются в продаже и в привычной зеленой валюте. В долларах указывают цены туров только в Турцию, Кипр, Тунис, Египет и Болгарию, остальные направления мечутся между долларом и евро в зависимости от обстоятельств. И дело тут не в жадности фирм, как хочется сразу подумать простому туристу. Вернее, не только в ней. Так, например, на выбор валюты влияет способ передвижения. Цена, допустим, на туры в Чехию еще может указываться в долларах, если в него включен авиаперелет (потому что все авиакомпании до сих пор публикуют свои цены в американской валюте). И точно обозначена в евро, если предполагается дорога на автобусе. Также цена зависит и от того, деньгами какого континента рассчитываются турагентства с отелями. (Для примера: цена двухместного номера в парижском отеле St. Germain des Pres уже год составляет 180 евро, а значит по сравнению с маем прошлого года она выросла с $165 до $212). В тех странах, где принят расчет в долларах, таких как Турция, название валюты, указанной в путевке, вряд ли изменится в этом сезоне.

Еще одно обстоятельство, которое необходимо учитывать туристу, считающему деньги в своем кошельке. В странах Европы система «все включено» не очень-то и распространена, а значит в Еврозоне россиянину придется рассчитываться за обеды, ужины и экскурсии опять же в евро. Учитывая, что стоимость усредненного недельного тура составляет 600 евро, речь идет о покупке путевки за 706USD + расходы на питание. (Средняя стоимость обеда или ужина, к примеру, во Франции составляет 10-14 евро на человека). То же самое происходит и с экскурсиями. Если в прошлом мае билет в берлинский музей Pergamon стоил $5.50, то в этом году он обходится в $7 (его цена не изменилась – 6 евро). А посещение Акрополя в Афинах выльется не в $11, а в $14 (12 евро).

На этом фоне оставшиеся верными доллару страны выглядят, как «Рондо», по-новому привлекательными. Так как туры туда стоят в переводе на рубли ровно столько же сколько стоили в прошлом году. А в перспективе даже могут еще подешеветь. Правда, особо обольщаться на этот счет не стоит. Несмотря на заявления о том, что рубль по отношению к доллару крепнет, на данный момент заметно и другое явление – он падает относительно евро. И даже такая трепетная спутница, как розовеющая американская валюта не скрасила пока его безрадостное падение. («Газета для путешественников», Санкт-Петербург, специально для RATA-news)

С присоединением Крыма путевок стало больше 300

Крым одним из первых дал принципиальное согласие на участие в акции Российского союза туриндустрии «300 путевок – в подарок детям Санкт-Петербурга», проводимой при содействии официального партнера (генерального спонсора) - туристической компании «Ника». В дни юбилея города официальное представительство Министерства курортов и туризма Автономной Республики Крым в Санкт-Петербурге и Ленинградской области подтвердило свое намерение и выделило 50 путевок для детей на отдых в санаториях и лагерях полуострова. Ребята проведут в Крыму две недели. Для маленьких петербуржцев планируются всевозможные фестивали, конкурсы, игры и большая экскурсионная программа – поездки в Севастополь, Херсонес, Ялту, посещение военных кораблей. Участие Крыма в акции будет проходить под патронатом Министра по курортам и туризму Автономной Республики Крым Александра Торянника.

Крым давно и активно сотрудничает с Санкт-Петербургом: ежегодно более 5 тысяч петербуржцев отправляются на отдых в пансионаты и здравницы полуострова. А 2003 год – это год России на Украине. В прошлом году между правительством Санкт-Петербурга и правительством Крыма был подписан договор о сотрудничестве, и участие Крыма в акции РСТ поддерживает один из его пунктов – организацию отдыха детей из Санкт-Петербурга в санаториях и детских лагерях Крыма.

На данный момент программа пребывания петербургских детей в Крыму уточняется. А сама акция «300 путевок – в подарок детям Санкт-Петербурга» с присоединением к ней Крыма переросла собственное название: путевок стало больше трехсот. (Пресс-служба СЗРО РСТ)

Синий флаг над Юрмалой

Синий флаг, свидетельство чистоты, обустройства и экологического благополучия, присуждается Юрмальским пляжам уже четвертый год подряд. Первым его получил пляж Майори, а с прошлого года синее полотнище развевается и над Булдури. Стараются не отставать от них и остальные пляжи Юрмалы. В настоящее время Городская дума готовит к сдаче строго экзамена пляж Каугури, где отдыхает почти половина населения Юрмалы.

7 июня на пляже Булдури состоится праздник, посвященный поднятию Синего флага. Среди почетных гостей представители Городской думы и национального жюри Синего флага, а также мэр породненного города Терачина (Италия) Стефано Нарди и его советники. После официальной части начнется концерт, в котором примут участие танцевальный коллектив «Тапа», струнный ансамбль «Гайва» и духовой оркестр под управлением Леона Кудина. Целый день для детворы будут работать аттракционы.

... и над Грецией

В 2003 году Синие флаги получили 373 греческих пляжа. В то же время число "синих" марин - комфортабельных и снабженных необходимым оборудованием стоянок для яхт - уменьшилось по сравнению с прошлым годом с семи до пяти. Самыми благополучными пляжными регионами Греции признаны южный остров Крит, Ионические острова (особенно Корфу), Додеканезские острова (прежде всего Родос), полуостров Магнезия в Центральной Греции и Халкидики на севере страны. Береговые воды Греции, где мало промышленности - самые чистые в Европе.

Ежегодно 11-миллионную Грецию посещают около 14 миллионов иностранных туристов. Большинство греков также предпочитают отдыхать в своей стране, сообщает отдел печати посольства Греции в Москве.

Россияне ставят рекорды в Венгрии

Бюро советника по туризму Посольства Венгерской Республики представило обнадеживающие результаты первого квартала (январь - март) 2003 года. Согласно этим данным за указанный период времени в Венгрии побывало 5 530,9 тыс.чел. иностранных граждан, при этом общий рост потока составил 1,9%. Российские туристы поставили своеобразный рекорд в Венгрии. За период с января по март эту страну посетило 23,2 тыс.чел, что на 43% больше, чем в прошлом году. Из них остановились в гостиницах 11,9 тыс. чел. (+48.3%). Количество ночлегов в отелях составило 36,2 тыс. ночей (+30,9%). А средняя продолжительность пребывания – 3 дня (89,2%). («Газета для путешественников», Санкт-Петербург, специально для RATA-news)

Англичане летят в Испанию на чартерах

По данным испанского туристического офиса в Лондоне, этим летом каждую неделю из Великобритании в Испанию будут вылетать 966 тысяч пассажиров, из них 600 тысяч - на чартерных рейсах. Почти 200 тысяч туристов в неделю воспользуются регулярными рейсами, а 164 тысячи - рейсами низкобюджетных авиакомпаний. Ожидается, что в этом году число английских туристов в Испании вырастет по сравнению с прошлым годом на 32%, сообщает SUR.

Израильтяне дома не останутся

Провести летний отпуск за границей планируют 58% израильских семей. Таковы результаты исследования, проведенного институтом "Шилув" по заказу национальной авиакомпаниии "Эль-Аль". Свыше 65% из них поедут в Европу. На втором месте оказались крупные города Америки. Самыми популярными туристическими центрами для израильтян станут Лондон, Амстердам, Париж, Рим, Милан, Мюнхен, Мадрид, Барселона, Москва и Санкт-Петербург. Исследование показало, что летний отпуск продлится в среднем 8-14 дней в Европе и 15-30 дней в Америке.

На основании полученных данных, "Эль-Аль" собирается предоставить скидки для родителей, планирующих провести отпуск за границей вместе с детьми (речь идет о детях до 16 лет). Авиабилет на первого ребенка будет стоить один доллар, а каждый следующий ребенок получит 50-процентную скидку от цены взрослого билета, сообщает JNews.co.il.

Что выгоднее строить – офисы или гостиницы?

Не секрет, что гостиничный бизнес испытывает конкуренцию со стороны таких объектов привлечения инвестиций как офисное и жилое строительство. При этом, как показывает статистика, офисный сегмент пользуется у инвесторов явным предпочтением. Если по данным специализирующихся на офисном рынке компаний (например, Collers International) в Москве в 2002 г. было построено более 111 тыс. кв. м офисных площадей класса А и Б, а в стадии строительства находилось еще около 310 тыс. кв. м, то гостиничной площади в прошлом году было возведено не более 80-100 тыс. кв. м. А строится на данный момент только одна гостиница - на месте бывшего «Интуриста». Правда, в проектах Правительства Москвы и частных инвесторов стоит реконструкция чуть ли не половины всего номерного фонда столичных отелей, но как быстро будут найдены средства на реализацию этих планов - неизвестно.

Пока же строительные компании и специалисты по операциям с недвижимостью в Москве предпочитают накатанные схемы реализации офисных площадей сложностям работы с гостиничными объектами. Логика строителей проста и понятна: они сравнивают цифры - сколько можно получить с продажи 1 кв. м площадей различной функциональной принадлежности. Тут гостиничный бизнес оказывается в заведомо проигрышном положении. Действительно, реальный доход генерируют только те площади, на которых разворачивается основная бизнес-активность. Для офисных зданий – это площадь офисов, для гостиничных – площадь гостиничных номеров. В то же время, соотношение полезной площади к общей для различных видов деловой активности не одинаково: по офисам это 80/20, для гостиниц – от 75/25 до 40/60 в зависимости от классности объекта. Получается, что 1 кв.м городской гостиницы на 250-300 номеров даст владельцу прибыли, в лучшем случае, по $250, в то время как стоимость аренды офиса составляет в среднем по Москве $350-400 за кв.м.

Что же можно сделать, чтобы поднять престиж гостиничных объектов? Во-первых, сравниваться должны аналогичные операции. Если речь идет об аренде офисов, то необходимо оперировать теми же понятиями в отношении гостиниц. Но сдача в аренду гостиничных предприятий в Москве почти не практикуется, так что данные для иллюстрации этого положения получить сложно.

Во-вторых, если отель освободить от «общественной нагрузки» в виде большого лобби, холлов на этажах, прочих помещений, предназначенных для общественных нужд, то каждый метр гостиничной площади будет приносить доход, сравнимый со сдачей в аренду офисов, что подтверждается следующим примером.


Офисы

Гостиница

Общая площадь, м2

6000

6000

Соотношение вспомогательной и полезной площади

20/80

30/70

Площадь одной единицы, м2

24

24

Количество единиц

200

175

Общий доход (за вычетом расходов по эксплуатации и управлению), $ млн.

2,4

2,49

Доход в год, $/м2

400

415


А в целом, конечно, пока существует возможность получать быстрые деньги на спекуляции недвижимостью, охотников заниматься хлопотным гостиничным бизнесом будет немного. И никакие расчеты на 10-летнюю перспективу не смогут их убедить в полезности и выгодности такого вида деятельности. Гостиничные проекты будут оставаться прерогативой некоторых энтузиастов, а также городских властей, поскольку это создает реальные рабочие места, а также генерирует поступления в бюджет города за счет налоговых отчислений. (Марина Смирнова, компания «ХКД Груп», специально для RATA-news)

Технику безопасности надо соблюдать всем

Семеро пожилых туристов из Германии и их переводчик, гражданка России, пострадали в результате падения с эскалатора в московском метро. Несчастный случай произошел в среду около 23 часов 20 минут на эскалаторе станции "Площадь Революции». Группа поднималась к выходу, когда один человек упал и увлек за собой остальных. Первая помощь была оказана пострадавшим на месте. Семь человек госпитализировали в Боткинскую больницу. Один турист от госпитализации отказался.

Как сообщили "Интерфаксу" источники в УВД на московском метрополитене, падение произошло в результате нарушения туристом правил пользования эскалатором. Никаких технических сбоев не было

Грамотный договор – главная защита турфирмы

(В продолжение к публикации в номере RATA-news от 28 мая 2003 г.)

Туристической компании при составлении договора с туристом следует использовать формулировки, не противоречащие по смыслу законодательству, но позволяющие применять данный договор при защите интересов турфирмы в суде. Например: наложение штрафов на потребителя, согласно ГК неправомерно, однако Исполнитель (в данном случае турфирма) вправе удержать сумму, соответствующую фактически понесённым затратам, подтвержденным документально. Документами, подтверждающими фактические затраты, являются платежи туроператору, перевозчику, отелю, прочим организаторам тура. Отказываясь от тура, потребитель обязан компенсировать турфирме те расходы, которые она понесла, исполняя договор.

Кроме того, следует учесть, что в отношениях турагента и туроператора (т.е. в отношениях юридических лиц) штрафы, неустойка могут быть применены. На практике договор турагента с туристом нередко повторяет содержание договора турагента с туроператором, в результате в «клиентский» договор переносятся недопустимые обязанности, содержащиеся в договоре с туроператором. Договор «агентский» и «клиентский» не могут быть идентичны по содержанию, поскольку первый регулирует отношения юридических лиц, а второй – отношения с потребителем.

Существует также ряд лицензионных требований к содержанию договора с клиентом, невыполнение которых может повлечь приостановление лицензии. Заранее позаботившись о включении необходимых пунктов в ваш договор с клиентом, можно избежать негативных правовых последствий. Перечень существенных условий договора содержится в ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»:

«информация о туроператоре или турагенте (продавце), включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;

- сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

- информация о туроператоре, включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;

- достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристского продукта;

- дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;

- порядок встречи, проводов и сопровождения туристов; права, обязанности и ответственность сторон;

- розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты;

- минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;

- условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;

- порядок и сроки предъявления претензий туристом. Иные условия договора определяются по соглашению сторон…»

Если технически в «клиентский» договор невозможно включить все вышеуказанные сведения, то они должны содержаться в приложениях к договору являющихся его неотъемлемой частью (путевке ТУР1, памятке туриста, дополнениях и т.д.). (Продолжение следует.)

Материал подготовлен юридическим агентством «Persona Grata» www.travelexpert.ru