Тревелпорт

«Шереметьево» исправился в сторону ухудшения

Факсовое обращение, разосланное 2 июля руководителям авиакомпаний от имени и.о. первого заместителя генерального директора ОАО «МАШ» Юрия Тимченко, шокировало и перевозчиков, и туроператоров. Речь в нем шла о том, что с 1 августа вступает в действие закрытый интервал для чартерных перевозок с 11.00 до 23.00 московского времени. Таким образом, «Шереметьево» оставлял авиакомпаниям всего 12 часов, преимущественно ночных, для выполнения чартерных рейсов. Такое решение руководство аэропорта объясняет увеличением пассажиропотока и высокой интенсивностью полетов, что мешает обеспечивать качественное обслуживание регулярных рейсов. Поэтому г-н Тимченко просит авиакомпании пересмотреть запланированные рейсы и оповестить об этом своих заказчиков, что в разгар высокого сезона вызывает, по меньшей мере, недоумение.

Вчера г-н Тимченко решил исправить свою «оплошность» и разослал новое сообщение. Изменено в нем только время, в течение которого будет действовать «чартерный» запрет: не с 11.00, а с 7.00 до 23.00. Особенно издевательски в этой ситуации звучит последняя фраза злополучного письма: «Надеюсь на взаимопонимание и дальнейшее плодотворное сотрудничество».

Представители авиакомпаний считают такой демарш «Шереметьево» проявлением высшей степени непрофессионализма руководителей аэропорта. Интервал, разрешенный для чартерных рейсов, составляет всего 8 часов. За это время можно успеть выполнить полеты туда и обратно только на сравнительно близких направлениях – в Болгарию, Турцию, Кипр и Грецию: 6 часов пути плюс и 2 часа стоянки. Но, чтобы уложиться в отведенный промежуток, все чартерные рейсы должны взлететь из Москвы и вернуться в «Шереметьево» одновременно, что практически невозможно. Что касается стран, расположенных подальше от Москвы - Египта, Испании, Туниса и многих других, то туда за 8 часов не смотаешься, поэтому, видимо, возвращаться самолетам придется через сутки после вылета.

Непрофессиональным считают эксперты рынка и предложение г-на Тимченко «пересмотреть запланированные рейсы». По принятой практике IАТА договор перевозчиков с аэропортом подписывается на 6 месяцев. Мало того, что «просьба» руководства «Шереметьево» - это нарушение контракта, но ведь она еще и невыполнима. Чтобы перенести 100-150 рейсов каждой чартерной авиакомпании в другой аэропорт, необходимо время, это означает переподписание всех договоров, да и свободных машин в таком количестве летом не найдешь. Складывается впечатление, что чартеры осознанно выдавливаются из «Шереметьево», тем более что подобные меры аэропорт принимает не впервые. Напомним, что в апреле 2003 года аэропорт предложил туроператорам Договор на оказание дополнительных услуг при выполнении чартерной программы. Суть его сводилась к введению сбора ($2-7 с каждого туриста) за удобное время вылета самолета. Почти за год до этого - с 15 мая 2002 года до 29 марта 2003 года - такой же сбор взимался через авиакомпании с пассажиров. Тогда ФЭК возбудила дело против Шереметьево за нарушение закона «О естественных монополиях».

Как сказала начальник центра общественных связей «Шереметьево» Ангелина

Матросова, «мы не видим ничего плохого в нашем желании защитить интересы авиакомпаний, выполняющих регулярные рейсы». По ее словам, чартерные авиаперевозчики регулярно нарушают свои программы полетов. В частности, в июне этого года авиакомпания «Атлант-Союз» из 70 заявленных чартерных рейсов выполнила только 49, авиакомпания «Континентальные авиалинии» вместо заявленных 154 выполнила только 133 чартерных полета. «Шереметьево» намерено пересмотреть договоры с рядом авиакомпаний на обслуживание чартерных рейсов. В частности, по данным источника в авиационных структурах, с 1 июля этого года аэропорт отказался обслуживать чартерные полеты авиакомпаний «Кавминводыавиа» и «Якутия».

Российский союз туриндустрии готовит официальные обращения к авиационным властям и в федеральную антимонопольную службу с просьбой разобраться с ситуацией вокруг чартерных авиарейсов в аэропорту «Шереметьево».