Пегас с 18 октября

О чем думают инвесторы, выбирая регионы для своих проектов

Обстановка на насыщенных столичных рынках подталкивает московские и питерские строительные, финансовые и прочие компаний к географическому расширению своей деятельности. И экспансия их направлена, в первую очередь, в регионы, имеющие соответствующий потенциал. Наиболее перспективны в этом отношении города-«миллионщики», а также областные центры прилегающих к Московской области регионов.

Гостиничное хозяйство в этих местах в последние годы находилось в упадке: объекты размещения, оставшиеся с советских времен, уже тогда не отличались комфортом, а последующие годы также не внесли положительных изменений ни в здания, ни в сам процесс обслуживания. Новые объекты представлены единичными примерами, да и те появились недавно и имеют небольшую вместимость. В качестве примера можно привести недавно открывшийся отель на 9 номеров в Туле. В Воронеже – это гостиница «Яр» на 40 номеров, в Курске – «Соловьиная роща» (47 номеров), «Постоялый двор» (9 номеров). Комфортность и цены на услуги этих объектов превышают уровень ранее построенных отелей, но в силу своей малой вместимости они не могут существенно изменить ситуацию на рынке в целом.

Во всех областных центрах Центрального региона складывается примерно одинаковая ситуация: основной клиент гостиниц – деловые люди, командированные из других российских городов, в первую очередь, из Москвы. Столица дает до 60% заполняемости региональных отелей. Внутри региона поездки, вызывающие потребность в средствах размещения, представляют не более 10-15%. Зарубежье, как дальнее, так и ближнее, в составе клиентской базы средств размещения тоже представлено незначительно. В среднем в год в Белгородской, Воронежской, Липецкой или Курской областях бывает от 3 до 20 тысяч иностранных гостей из дальнего зарубежья. Чаще других эта категория граждан посещает Владимирскую, Ярославскую и Костромскую области: там есть, на что посмотреть и где разместиться с относительным комфортом. Отсутствие нормальных средств размещения в других городах все чаще становится тормозом на пути развития регионального туризма, включая деловые поездки, о чем убедительно свидетельствует просмотр отзывов в интернете посетителей региональных центров.

Российские и иностранные инвесторы в качестве основных критериев выбора региона для реализации гостиничного проекта обычно рассматривают следующие факторы: деловой потенциал области, количество жителей и уровень их дохода, расстояние от Москвы или Санкт-Петербурга, состояние отраслевой конкуренции. Все эти составляющие должны создавать благоприятную ситуацию для развития нового проекта. Насколько тот или иной город интересен с точки зрения гостиничного бизнеса, показывает диаграмма (см. на сайте www.ratanews.ru), где сопоставлены удельные соотношения ряда выбранных показателей со средними по отрасли значениями.

В большинстве рассмотренных городов Центрального региона спрос на имеющийся номерной фонд относительно более высок, чем возможности существующей базы. Конечно, для выбора направления вложения инвестиций одного такого сравнения недостаточно, но оно дает определенную информацию для размышления, результатом которого могут стать новые отели в российских городах. (Марина Смирнова, заместитель директора по маркетингу консалтинговой компании HCD Group, специально для RATA-news)