Travelport с 25 октября

Заниматься туризмом в Архангельской области трудно

В принятой больше года назад «Стратегии социально-экономического развития Архангельской области» туризм включен в список приоритетных отраслей региональной экономики. О том насколько динамично развивается отрасль в непростых экономических условиях, в интервью Regnum рассказала генеральный директор компании «Помор-тур» Татьяна Бестужева.

- Татьяна Николаевна, отразился ли кризис на деятельности вашей компании?

- Сегодня многие говорят, что кризис миновал. На самом деле большинство турфирм только сейчас начали ощущать на себе его негативное влияние. Об этом свидетельствует, прежде всего, резкое сокращение турпотока в область. В какой-то степени кризис поспособствовал тому, что в Архангельске значительно прибавилось количество турфирм – люди, оставшись без работы, стали заниматься продажей путевок. Сегодня в городе, по моим данным, работает более 180 турфирм. Однако это отнюдь не говорит о том, что в области динамично развивается туризм, поскольку большинство этих маленьких компаний продают чужой товар – путевки за рубеж. Въездным туризмом из них мало кто занимается, поскольку это весьма непросто.

- Какие проблемы вы считаете основными в развитии регионального туризма?

- Прежде всего – инфраструктура. Отсутствие дорог в области и их плохое состояние в областном центре значительно затрудняет проведение экскурсий. В Архангельске отсутствуют подъезды ко многим памятникам. Мы много раз обращались с этой проблемой в правительство области, однако до сих пор решать ее нам приходится самостоятельно. Препятствий для экскурсий очень много. К примеру, проезд экскурсионного автобуса по набережной Северной Двины невозможен без разрешения ГИБДД. И каждый раз этим мы тоже занимаемся самостоятельно. Говоря о транспортном сообщении, не могу не отметить, что настоящей оплеухой для нас стала отмена поезда Архангельск – Онега. Более 200 туристов на остров Кий на каждый заезд мы потеряли, многие после снятия поезда сдали свои путевки. Дело в том, что большинство туристов, интересующихся именно этим направлением, – люди пенсионного возраста, поездка автобусом для них крайне некомфортна. В списке проблем и многочисленные проверки туристических компаний. При этом к турфирмам предъявляются требования такого же уровня, что и к крупным предприятиям, хотя туризм – это, в основном, малый и даже микробизнес.

- А не так давно разработанная Концепция развития туризма в области поможет ли решить какие-то из перечисленных проблем?

- Концепция – это не программный документ, там лишь обозначены задачи. Самая главная ее цель – создать условия для того, чтобы туристы поехали в Архангельскую область. Но важно понимать, что для этого ничего и не будет создано, если не вкладывать денег. Турфирмы не смогут тянуть развитие отрасли на своих плечах. Между тем, в 2010 году на туризм из областного бюджета не было выделено ни копейки.

- Многие туристы и местные жители отмечают довольно высокие цены на отдых в Архангельской области. С чем это связано и есть ли надежда, что цены снизятся?

- Дешевле не будет, потому что мы живем на Севере. Здесь очень короткий туристический сезон. Взять хотя бы Соловки. Там гостиницы работают всего три месяца в году. Понятно, что их владельцы пытаются заработать столько, чтобы прожить до следующего лета. Во-вторых, добраться до островов самолетом очень дорого – от 7 тыс. рублей.

- Поменялись ли предпочтения туристов за последние годы? Всегда ли предложение соответствует спросу?

- Туризму в Архангельской области уже 50 лет. С тех пор в смысле маршрутов мало что изменилось: и полвека назад туристы ездили в Голубино, правда, тогда они жили в палатках. Сегодня люди хотят отдыхать комфортно, поэтому и появляются гостиницы. Тем не менее, не все места, интересные для туристов, сегодня доступны. Например, космодром «Плесецк». Интерес к космическому туризму огромный, но организовать экскурсии туда невозможно. Та же ситуация с оборонными предприятиями. Мы много говорим о патриотическом воспитании, и, казалось бы, наглядный пример в этом деле играет не последнюю роль. Однако на предприятия «Звездочка» и «Севмаш» организовать экскурсии хотя бы для школьников невозможно, нет взаимопонимания с руководителями этих заводов. Среди востребованных туристами мест – и село Ломоносово. Однако турпоездки туда – редкий случай. Главным образом потому, что трудно добраться, и там абсолютно нет условий для приема туристов. Им там даже негде поесть.

- Есть ли у архангельского туризма будущее?

- Развитие туризма – тяжелое занятие, но туристы в нашу область все равно будут ездить. Перспективы у нас есть в плане сельского, экологического, оздоровительного и православного туризма. Люди охотно едут в глубинку, скрываясь от городского шума и суеты. Архангельской области есть, что предложить. Да, сегодня есть масса проблем, и сказать, когда они начнут решаться, сложно. Наверное, что-то начнет меняться, когда в региональном правительстве появится отдельное министерство по туризму. Пока же власть определила туризм на третье место – после молодежи и спорта.