Шанс на достижение компромисса по курортному сбору еще есть
Как мы уже сообщали, 4 июля министру по делам Северного Кавказа Льву Кузнецову было передано письмо с предложениями к законопроекту по курортному сбору. Напомним, что это министерство выступило разработчиком проекта закона «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае».
В тот же день ситуация с законопроектом обсуждалась в министерстве на встрече с руководителями объединений работодателей, профсоюзов и туриндустрии. Присутствовали министр Лев Кузнецов, его заместитель Олег Хуциев, руководители профильных департаментов Ольга Рухуллаева и Олег Жариков. Сторону оппонентов законопроекта в его нынешнем виде представляли президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, председатель Федерации независимых профсоюзов (ФНПР) Михаил Шмаков и президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько.
Поводом для встречи стало, в том числе, принятое на состоявшемся 26 мая заседании Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений решение рекомендовать правительству РФ отозвать законопроект о курортном сборе для его концептуальной доработки.
Мы попросили Сергея Шпилько рассказать, как прошло обсуждение в министерстве по делам Северного Кавказа.
- По своему формату встреча была, можно сказать, уникальная. Нечасто лидеры труда и капитала выступают с общих позиций, и это лишний раз подчеркивает значимость проблемы курортного сбора. И президент РСПП, и председатель ФНПР выразили серьезную обеспокоенность тем, как может повлиять этот эксперимент на конкурентоспособность отечественного турпродукта и инвестиционную привлекательность российских курортов.
Александр Шохин обратил внимание разработчиков проекта на то, что сбор планируется ввести в период перехода на налогообложение земли и имущества организаций на основе их кадастровой оценки. В совокупности с ростом тарифов и рядом других факторов этот, по сути, новый налог неизбежно увеличит и финансовую нагрузку на бизнес, и стоимость поездок на курорты. Как выразился Михаил Шмаков, при нынешней ситуации на рынке сбор получается в пользу Турции как конкурента наших курортов.
Говорили руководители РСПП и ФНПР и необходимости лучшей подготовки эксперимента, и о неоправданной длительности срока его проведения. Мы считаем, что средства, которые предполагается собрать, надо сразу аккумулировать в муниципальных бюджетах городов-курортов, а не передавать на краевой и областной уровень. И функции по взиманию сбора лучше возложить на налоговые органы. Что курортно-туристическое бизнес-сообщество должно участвовать в управлении средствами, полученными от курортного сбора. И что упоминание в законопроекте возможности распространения курортного сбора на всю территорию страны, мягко говоря, излишнее.
- Удалось ли договориться по каким-либо пунктам разногласий?
- Часть поправок к проекту внесена, другие готовятся. По ряду позиций, мне кажется, взаимопонимания достичь удалось. Но пока не по таким пунктам, как сроки проведения эксперимента и, главное, как отказ от взимания сбора за каждый день пребывания на курорте вместо разового.
Лев Кузнецов аргументирует позицию министерства тем, что городские бюджеты получают мало денег в виде налогов с объектов размещения, а курортную инфраструктуру надо срочно развивать. Но во всем мире деньги от туристов получают, в первую очередь, с товарооборота, который увеличивается за счет приезжих. Правда, для этого надо научиться собирать налоги с торговли, предприятий бытового обслуживания, индустрии развлечений, того же частного сектора. Надо бороться за то, чтобы наиболее важные объекты инфраструктуры вошли в новую ФЦП по въездному и внутреннему туризму, чтобы ведомственные здравницы платили больше налогов на самих курортах.
Курортный сбор здесь точно не панацея. А став дополнительным фактором снижения турпотока, он будет способствовать и сокращению налоговой базы на местах. В общем, многие разногласия остаются, но шанс на достижение компромисса и победу здравого смысла еще есть.