Пегас
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Рынок бронирования гостиничных услуг консолидируется

Сервис организации командировок Smartway, на 51% принадлежащий компании «1С», приобрел систему бронирования отелей A&A Business Travel Services Holding. Сумма сделки составила $3 млн. У A&A 7500 прямых контрактов с российскими отелями. Среди ее активов – сервис онлайн-бронирования жилья Zabroniryi.ru, входящий в топ-10 игроков в России по количеству бронирований.

На подходе еще одна крупная сделка в сфере бронирования гостиничных услуг – холдинг VK (ранее Mail.ru Group) рассматривает покупку краснодарского сервиса Tvil и ульяновского «Суточно.ру» и, соответственно, выход на рынок онлайн-бронирования жилья.

Компания A&A была создана в 1998 году и занимается организацией деловых поездок. В нее входят сервис онлайн-бронирования жилья для частных путешественников Zabroniryi.ru, сайт Nevahotels для бронирования отелей в Санкт-Петербурге, а также несколько IT-сервисов для отельеров и бизнес-тревел-агентств.

По данным компании-разработчика софта для управления отелями TravelLine, в апреле-мае 2022 года на Zabroniryi.ru приходилось около 4% всех отельных броней, сервис входил в топ-10 игроков в России по объему бронирований.

Smartway приобрела все дочерние подразделения и бренды компании A&A, но основным предметом сделки стали более 7500 прямых контрактов с российскими отелями, пишет Forbes. Отдел по работе с отелями существует в компании с 2021 года, но за это время Smartway, как сообщил ее директор Максим Яремко, подключила и интегрировала всего 800 гостиниц. Соответственно подключение сопоставимого с A&A количества отелей могло бы занять не менее трех лет.

Сделка с A&A также позволит компании нарастить свои позиции на рынке бронирования отелей для командировок, уверен г-н Яремко. A&A, по ее собственным данным, занимает третье место среди гостиничных консолидаторов, то есть компаний, имеющих прямые контракты с отелями, в корпоративном сегменте после сервисов «Броневик» и «Академсервис».

«С учетом объединения объемов A&A и Smartway все три игрока становятся примерно одинаковыми по объему корпоративных бронирований», – утверждает Максим Яремко. Он планирует опередить «Броневик» и «Академсеврис» в течение года-двух.

На очереди еще одна большая сделка в этой сфере – холдинг VK, головная компания соцсети «ВКонтакте», планирует выйти на рынок онлайн-бронирования жилья, приобретя сервисы Tvil.ru и «Суточно.ру». «Суточно.ру» уже выступает самой популярной в России системой бронирования у владельцев жилья после ухода Airbnb и Booking, а Tvil по сути стал аналогом Airbnb и сосредоточил свои интересы на Крыме и Краснодаре.

Покупка системы бронирования впишется в экосистему VK и позволит занять крупный сегмент рынка, считают эксперты. «Сейчас идет передел рынка сервисов онлайн-бронирования, меняются лидеры», – сказал Forbes Алексей Макаров, генеральный директор компании «Станция», которая развивает свою сеть отелей Station и управляет другими гостиницами.

По словам представителей отельной сферы и игроков рынка онлайн-тревел агентств (ОТА), на долю Booking прежде приходилось от 40% до 90% бронирований. Сейчас, как говорит основатель и гендиректор TravelLine Александр Галочкин, объем Booking перераспределился между его российскими аналогами: «В топ попали те ОТА, которые были максимально готовы к быстрому старту».

Многие объекты размещения делали ставку только на Booking, вовсе не развивая другие каналы продаж и собственный сайт. По ним уход партнера ударил сильнее всего, признает г-н Галочкин. Крупные отельные сети оказались в чуть более выигрышной ситуации – за счет наличия известного бренда после ухода Booking многим удалось перевести продажи на собственные сайты.

По данным TravelLine, до 5 марта 40% незанятого Booking рынка онлайн-бронирования распределялось между собственными сайтами отелей (на них приходилось 24% продаж) и другими сервисами. Лидерами среди последних были сайт «Академсервис» (приносил 4,87% бронирований), сервис «Броневик» (4,4%) и туроператор «Алеан» (1,98%).

Как показывает собранная TravelLine статистика, в апреле–мае самая большая среди всех сервисов доля бронирований (27,56%) пришлась на «Островок». При этом до 5 марта, когда Booking перестал работать в России, он занимал всего 1,3% среди сервисов онлайн-бронирований. Эту высокую долю «Островок», судя по данным TravelLine, сохраняет до сих пор.