Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам
Главные новости

Туризм как фактор развития Иркутска

08:07, 6 августа 2004

Продолжаем цикл публикаций, в которых анализируется состояние туризма в Байкальском регионе (RATA-news от 2,3 и 5 августа 2004).

Нет особой надобности напоминать о необходимости создания в пределах Иркутска и прилегающих к нему территорий нормального жизненного пространства, включающего, в том числе, объекты рекреации и показа – от пляжей и спортивных городков до музеев и этнографических зон. Это первоочередная забота мэрии, об этом постоянно говорят участники различных совещаний и депутаты городского законодательного собрания.

Но Иркутск как объект въездного туризма – это проблема федерального характера, поскольку город является составной частью международного туристского коридора Западная Европа – Москва – Иркутск – Улан-Батор – Пекин (Иркутск – Хабаровск – Владивосток – Япония). К сожалению, кроме нематериальных активов (наличие профессиональных кадров с их способностью вовлекать в туристский оборот любые, даже незначительные, туристские ресурсы, учебных заведений, готовящих эти кадры, наработанные связи и контакты и т.д.) сам Иркутск мало чем отличается от других старинных сибирских городов. Томск, Красноярск, Улан-Удэ и даже Чита, при определенных инвестициях, вполне способны составить ему конкуренцию в качестве объектов, отражающих русскую сибирскую старину, и примером этому служит Ханты-Мансийск, где на «голом» месте создается новый сибирский туристский центр. И только географическое положение выделяет Иркутск на туристской карте России.

Формирование новых транспортных коридоров, обусловленных, например, строительством и реконструкцией аэропортов, новых автомобильных дорог, и не только на российской территории, может серьезно изменить ситуацию. Так, «Дорога тысячелетия» в Монголии способна в будущем повернуть часть иностранного туристского потока от Красноярска через Хакассию и Туву на озеро Увс-нур, в Западную Монголию и далее на Улан-Батор, т.к. в этом случае у западных туристов будет больше возможностей и время знакомиться с Монголией. Поэтому крайне важно создавать в Иркутске новые мотивации для поездок именно в город.

Инструменты создания таких мотиваций общеизвестны – это фестивали, конгрессы и форумы, чемпионаты мира, завернутые в туристскую оболочку юбилеи и природные явления (солнечное затмение позволило Монголии получить туристов в нетуристский сезон), возрождение национальных традиций и обычаев (Москва, например, создает «весеннее Рождество» - массовые гуляния под названием Масленица), вовлечение в оборот местной архаики. В Байкальском регионе это бурятские тайлаганы и сурхарбаны, огромный потенциал заложен в Ёрдынских играх, в эпосе «Гэсэр-хан». Всему этому, при соответствующих вложениях, можно придать особую значимость и сакральность, вокруг чего можно сформировать туристские мифы, а значит – и спрос.

Крайне важно, чтобы не только мэрия Иркутска, но и городское законодательное собрание, наконец, осознало, что туризм уже сегодня вносит в экономику города вклад, измеряемый не сотыми долями процентов, как это следует из статистических выкладок. Он намного значительнее, поскольку туризм, по твердому убеждению профессионалов, «не источник и способ образования доходов бюджета, а стимул для развития сопутствующих отраслей и способ привлечения потребителей различного рода услуг и товаров в регион». А с этой точки зрения туризм в Иркутске еще никто серьезно не просчитал.

Когда законодательное собрание Иркутска это поймет, тогда появится надежда, что туризм в бюджете города займет достойное место, что Иркутск, как туристский ресурс, как туристская мотивация, как значительные туристский объект на карте Российской Федерации, будет не только продвигаться на мировой туристский рынок через международные выставки и интернет, но и сформируется как стратегический туристский центр на востоке страны.

Говоря о тактике достижения этой цели нельзя претендовать на оригинальность – все это давно высказано специалистами по туризму и иркутскими туроператорами. В общих чертах эта тактика выглядит следующим образом. В первую очередь, необходимо формирование благоприятного (для интуристов) рекреационного городского пространства, включающего в себя, в т.ч., систему ориентации в городе, а также разумные цены на проживание (которых не будет до тех пор, пока отсутствует конкурентное поле, а для этого нужна сеть малых гостиниц) и другие услуги. Также надо формировать туристские зоны на основе существующих туристских маршрутов и экскурсий, а не в отрыве от них. Так, только на основании умозрительных представлений городских архитекторов о путях развития туризма в Иркутске появилась, например, «Желябовская зона», невостребованная, по большому счету, туроператорами. А востребованной, скорее, могла бы быть территория, например, вокруг Крестовоздвиженской церкви или Знаменского собора.

Надо думать о расширении городского рекреационного пространства за счет создания, например, природных парков (Новоленинские болота), а также совместно с другими субъектами Иркутской области: в сторону Усть-Орды, в сторону Шелехова (где находится одно из самых популярных мест отдыха иркутян – комплекс скальников «Витязь», «Идол», «Старуха» и др.), в сторону Листвянки..

Иркутск в грамотных руках способен не в декларациях, а на деле стать основным центром туристского притяжения на востоке России, а туризм – одним из инструментов и механизмов формирования города как современного мегаполиса, развивающегося на основе не столько промышленного потенциала, сколько на базе его интеллектуальных и туристских ресурсов, выгодного географического положения и соседства с Байкалом. (Владимир Бережных, Иркутск)

Продолжение следует.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно