Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Мишель Сталпорт: «Если вы хотите развивать туризм, надо упростить всё для туристов»

03:15, 6 сентября 2017

Старший вице-президент Carlson Rezidor Hotel Group по России и странам Восточной Европы Мишель Сталпорт уверен в хороших перспективах гостиничного и туристического бизнеса в стране, но правительство должно продвигать Россию более активно. Об этом он рассказал в интервью «Ведомостям».

- Насколько успешным был 2016 год для Carlson Rezidor Hotel Group в России и других странах вашего региона и чего вы ожидаете от 2017 года?

- Прошлый год был очень успешным по многим причинам, в первую очередь геополитическим: россияне в основном оставались в России. Особенно удачно он сложился для Москвы и Сочи – в Сочи рост был фантастическим! Там он начался уже с 2014 года, вместе с известными событиями, и продолжался до 2016 года.

Этот год тоже хорош почти везде, за исключением Сочи. В первой половине 2017 года рост около 6%. На показатель очень повлияло снижение по Сочи – российские туристы стали снова ездить за рубеж. Если бы не этот фактор, цифра была бы выше – остальные города, особенно Москва и Петербург, очень успешны.

 

- Как вы объясните падение в Сочи: российские туристы вернулись в Турцию?

- Частично – да. В прошлом году очень многие россияне вынуждены были остаться в России. Кроме того, сам Сочи сильно вырос – не только наши отели, весь регион изменился, сейчас это прекрасный курорт, отличное место. Поэтому в прошлом году мы увидели заметный рост, а в этом году все вернулось к показателям 2015 г., что тоже неплохо, но после 2016 г. выглядит как падение.

 

- Сколько иностранных туристов принимали ваши отели в Сочи в этом и прошлом году?

- 3%. Там только россияне. И это позор, потому что Сочи и «Роза Хутор» очень хороши.

 

- Вы как глобальная компания, у которой много отелей в Сочи, можете продвинуть это направление, привлечь туда иностранных туристов?

- Да, конечно, мы планируем это делать. Но не все зависит от нас. Конкуренция между курортами невероятно высока. Сейчас Сочи прекрасный курорт, но, если я иностранный турист и хочу туда приехать, не могу прилететь туда напрямую. А чтобы приехать в Россию, нужны паспорт, виза, которую сложно получить, и т. д. Зачем это делать, если можно поехать в Южную Африку, Турцию, Испанию? Если вы хотите развивать туризм, вы должны упростить все для туристов.

 

- Carlson Rezidor Hotel Group была очень оптимистична в отношении Сочи: вы открыли там шесть отелей – больше, чем любая другая международная сеть. Почему?

- Несколько причин. Первая: к тому моменту мы уже работали в стране много лет (наш первый отель – «Radisson Славянская» – был открыт в 1991 г., в прошлом году мы отметили его 25-летие) и наши позиции везде были очень сильны – в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. С предложением по Сочи первыми к нам обратились инвесторы. Конечно, тогда у нас были вопросы: что мы там будем делать после Олимпиады? Но что случилось позже – все знают, и это дало сильный толчок развитию индустрии отдыха в регионе. Там есть что делать и есть что посмотреть. Конечно, главный вопрос – транспорт, потому что иностранцам нельзя прилететь в Сочи напрямую, надо лететь через Москву, а трансфера через крупнейшие хабы – Франкфурт, Лондон – нет. Тогда мы сконцентрировались на россиянах, потому что представителей среднего класса становится все больше и больше, и они ищут новые направления. И сейчас Сочи круглогодичный курорт: там есть прибрежная часть и есть «Роза Хутор», отлично заполненная не только зимой в три месяца для катания, но и летом. Я думаю, у него большой потенциал.

 

- Было мнение, что после Олимпиады отели горного кластера ждет более успешное будущее, чем в прибрежной части, которая, как ожидалось, так и останется недорогим семейным курортом. На ваш взгляд, как обстоят дела сейчас? Прибрежной части Сочи удалось доказать свою состоятельность как конкурентоспособного туристического направления?

- Прибрежный кластер успешен с 2014 г., нам удалось привнести туда качество Carlson Rezidor Hotel Group: наш уровень сервиса, спа, пляжей. Сейчас по эффективности горы и море примерно одинаковы, загрузка в среднем около 60%.

 

- 60% – это очень много для курортного отеля.

- Да, мы были очень довольны. И этому способствовало развитие всего региона, потому что одна отельная компания не может развить целое направление. Вы же не приезжаете в отель, вы приезжаете в регион, а уже потом выбираете там лучший отель.

 

- У группы много курортных отелей, не планируете открывать такой на Байкале, например?

- Да, это прекрасное направление, можно рассматривать его на будущее. Но опять-таки как туда добраться? Нужен удобный транспорт, инфраструктура и т. д. Да, у нас есть определенные планы, мой предшественник ездил туда три или четыре раза – рассказывал мне, что это фантастика. Но есть много вещей, которые нас останавливают, итоговая стоимость может оказаться очень высокой.

 

- После Олимпиады следующее большое спортивное событие – чемпионат мира по футболу. Каковы ваши ожидания от турнира и корректировали ли вы прогнозы по загрузке ваших отелей в дни чемпионата мира после Кубка конфедераций?

- Конечно, чемпионат мира внесет большой вклад в развитие России как туристического направления в целом. Европейцы знают про Москву, Санкт-Петербург, может, про Екатеринбург, но ничего не слышали о других городах – Саранске, Самаре, Ростове-на-Дону... Теперь они о них узнают. Это в любом случае хорошо для развития туризма на будущее.

Самая большая проблема России сейчас – имидж, и текущая геополитика не помогает его улучшить. Многие до сих пор просто боятся приезжать. Недавно ко мне приезжал друг, я потратил очень много сил, чтобы его уговорить; в итоге он уехал довольный и хочет вернуться. Но до этого он знал только негативные стереотипы – о качестве сервиса, безопасности, странной еде. Я сам, когда приехал с женой первый раз в 2006 г., по дороге из аэропорта первым делом попросил водителя отвезти нас в магазин за продуктами – вот какое у меня было представление о Москве. И он привез нас в «Ашан» в Химках – это оказался самый большой продовольственный магазин из всех, в которых я бывал.

Возвращаясь к спортивным событиям. Кубок конфедераций не дал результата, которого многие ждали. Чемпионат мира для нашего бизнеса может быть не очень хорошим, потому что мы сильно зависим от непредсказуемых факторов – как проживающая в нашем отеле команда будет продвигаться по турниру, например. Кроме того, на время чемпионата и за месяц до и после фиксируются тарифы на проживание. Для бизнеса это не очень хорошо.

 

- У вас есть соглашение с FIFA, вы будете размещать официальные делегации во время матчей чемпионата мира?

- Нет, соглашения с FIFA у нас нет. Мы работаем с операторами по размещению команд. Но каких, мы пока не знаем. В этом сложность для отельеров: как планировать бизнес, если мы не знаем, сколько людей и как долго будут у нас жить? Да, мы можем принимать вместе с командами других гостей, но из оставшихся номеров те, которые резервируются под команду, мы продавать не можем в течение всего турнира. А если команда вылетит после первого же этапа? Поэтому влияние чемпионата может быть очень позитивным в дни матча и потенциально очень негативным за месяц до и за месяц после. Все может быть очень хорошо, много людей в день матча, за пару дней и пару после, но ситуация может меняться между матчами.

 

- На ваш взгляд, какие драйверы существуют для дальнейшего развития туризма в России, если они есть?

- Чем больше людей приезжает в Россию сейчас, тем больше будет приезжать в будущем. Те, кто приезжает, рассказывают потом жене, друзьям, кузенам, как здесь красиво и хорошо – вопреки тому, что они ожидали. Поэтому туристов в любом случае будет больше, причем не только китайских, которые, кстати, тратят не так много. Главное, что нужно сделать, – это реклама: надо изменить ожидания, представления людей, в это надо вкладывать – в ТВ, репортажи, приглашать зарубежных журналистов, чтобы они рассказывали о стране. Да, конечно, в России не все хорошо. А где все идеально? В Бельгии? Нет. У меня вчера было интервью с потенциальным генеральным менеджером, который должен будет работать в России. И он спрашивал меня: а где жить, а какой уровень сервиса? Я ответил: приезжай на пару дней, глазам не сможешь не поверить. И если футбольный турнир поможет изменить стереотип восприятия России, если к нему подготовят рекламу – как ездить по стране, на поезде, из аэропорта, – это только позитивная сторона.

 

- А количество российских туристов будет расти?

- Думаю, да: я вижу серьезный рост среднего класса. Если посмотреть статистику, то у части людей выросли доходы, правда, этот рост почти полностью нивелировался инфляцией, но тем не менее. Что я вижу: россияне хотят наслаждаться жизнью сегодня. Такой менталитет: если сегодня есть деньги, я потрачу их сегодня. Европеец скорее сохранит их на будущее, россиянин – потратит. Но нужно рекламировать Россию россиянам так же, как и иностранцам. Сужу по сотрудникам: если есть возможность поехать куда-то на уикенд, они скорее поедут в Италию.

И чтобы у россиян было желание путешествовать по России, улучшаться должны не только гостиницы, но и города. Все должно быть проще и доступнее для туристов. Простой пример: я хотел сходить с тем самым другом в Кремль – самый первый туристический объект. Стал покупать билеты – на ближайшие дни нет, все продано. Если покупать их по банковской карте, то забрать их потом может только тот, чье имя указано в билете. Это все не очень удобно. Мое мнение простое: все очень неплохо, позитивного гораздо больше, но надо многое делать проще и удобнее для туристов. Недавно я был в Японии – это оказался самый простой отпуск в жизни. Я не знаю японский, но там все очень просто организовано, везде понятные указатели. Это вообще следующий шаг для страны – делать жизнь проще.

Поэтому России нужно изменить впечатление о себе: «Эта страна дружелюбна для туристов», «Здесь можно увидеть много интересного». И дальше его рекламировать. Потому что негатива от геополитики, санкций очень много.

 

- На начало года у Carlson Rezidor Hotel Group было 35 отелей в России. Где и когда откроются новые?

- Откроем в этом году Radisson Blu в Ростове-на-Дону. Вчера встречались с владельцем по поводу «Radisson Blu Олимпийский» – он хочет что-то фантастическое, открытие запланировано на весну следующего года. Много планов в Прибалтике, будут открыты два отеля в Вильнюсе и Тбилиси под новым брендом Radisson Red, планируются новые отели в Риге.

 

- Сколько у вас сейчас иностранцев среди управляющих отелями?

- В России у нас сейчас три генеральных менеджера-россиянина: в Нижнем Тагиле, Екатеринбурге, Новокузнецке. Как правило, владелец подчеркивает, что нанимает международную компанию, и хочет генерального менеджера – иностранца. Шеф-повар отеля тоже, как правило, иностранец. На момент открытия отеля может быть еще 3-4 иностранных сотрудника.

Сейчас в России выросло новое поколение, многие из них уже могут стать генеральными менеджерами. Но это такая должность, что тебе в любой момент могут сказать: завтра ты едешь, например, на Ближний Восток – обычно генменеджеры переезжают каждые 3-4 года. И среди россиян не так много людей, готовых переезжать за границу, особенно вместе с семьей. Сейчас я вспомню только одного сотрудника, не генерального менеджера, которого мы отправили за границу – на Ближний Восток.

 

- Как в целом вы оцените рынок труда в России? Вам стало легче нанимать людей, люди стали профессиональнее?

- В России есть большой пробел – не хватает хороших отельных школ, причем таких, которые дают практические навыки: как сервировать, как готовить, как подавать, как принимать гостей. А генеральный менеджер должен этими навыками владеть с молодости, они должны быть автоматическими.

Еще проблема – многие боятся что-то делать самостоятельно. Я всегда говорю: делайте, пробуйте, ошибайтесь. Это даст вам возможность вырасти, научиться. Многие отвыкли мыслить самостоятельно, говорят «дайте мне инструкции». Зачем? Просто делай. Сделаешь ошибку, мы поможем ее исправить. Но у многих очень высок страх ошибки. Недавно у меня попросили комментарии для газеты, ответить на вопрос «как вы наказываете своих сотрудников, когда они ошибаются». Мне смешно, потому что у меня совсем другой подход – надо растить сотрудников, а не наказывать.

 

- Где рынок труда проще – в больших или маленьких городах?

- Он везде по-своему сложен. В больших городах больше квалифицированных сотрудников, в маленьких их почти нет, потому что там нет отелей. И там сложнее получить качество, которое мы хотим. Опять же это следствие отсутствия профильного образования.

 

- В Сочи по-прежнему 90% вашего персонала не местные?

- Да, но это нормально для курорта, это во всем мире так. На юге Франции персонал набирают по всему региону, люди работают по шесть месяцев в горах, по шесть – в прибрежной зоне.

 

- В отелях Сочи и «Розы Хутор» у вас тоже есть ротация персонала?

- Сейчас нет, потому что «Роза Хутор» развилась до круглогодичного курорта, а в первые годы была. Но персонал продолжаем приглашать из других регионов, они работают по 3-5 месяцев.

 

- О бронировании. Насколько Airbnb и Booking.com серьезные конкуренты в регионах, за которые вы отвечаете?

- В некоторых регионах сайты бронирования становятся для нас конкурентами, а в некоторых, наоборот, помогают продажам. Потому что они вкладывают в изучение рынка, аналитику данных, поисковые запросы миллиарды долларов. У нас нет миллиардов на это.

Airbnb – это другая история. Они, несомненно, конкуренты, но сейчас чуть меньше: если раньше они росли быстро, то сейчас много где в Европе их присутствие регулируется. Очень большое наше преимущество – это обеспечение охраны и безопасность. Если гость приезжает в брендовый отель, ему гарантировано и то, и другое. Если он снимает квартиру – да, формально ему обещают безопасность, но по большому счету кто может ее гарантировать? Будет ли это предложение сохраняться и развиваться? Да, безусловно, и мы должны будем к нему адаптироваться. Один из вариантов – у нас появляется все больше и больше резиденций. Это небольшие апарт-отели под нашим брендом, которые соответствуют всем нашим стандартам качества, особенно безопасности. Потому что – честно – вы попадаете в незнакомое место, от которого не знаешь, чего ждать. И речь не только о доступном сегменте, ведь на Airbnb вы можете снять хоть дворец.

 

- Количество китайских туристов в России растет?

- Растет очень уверенно.

 

- Говорят, что китайцы не очень любят тратить деньги: выбирают более дешевые отели, не заказывают дополнительные услуги.

- Да, это так. Как и другие – из Индии, например. Да, там не очень много богатых людей, зато много тех, кто хочет путешествовать. Но с русскими 15 лет назад было то же самое. Если не брать в расчет очень богатых людей, которые тратили так много, что об этом писали в газетах, 15 лет назад россияне тратили очень мало. В Китае сейчас что-то похожее, и там в любом случае растет средний класс – а это миллионы людей. Это не нишевый рынок, а очень объемный.

 

- По какой причине вы можете разорвать контракт и закрыть отель?

- Первая – если владелец станет банкротом. Если владелец меняется, то условия замены прописаны в контракте. Еще есть вариант, когда владелец решает отказаться от бренда и работать самостоятельно. Но на самом деле мы за это время разорвали очень мало контрактов. Например, прекратили работать в Петрозаводске, но там с владельцем мы расстались мирно, все довольны. Еще Донецк – но это уже другая история.

 

- После событий 2014 года Carlson Rezidor Hotel Group ушла из Крыма. У вас есть сожаления, что вы по политическим причинам потеряли это направление?

- Да, из-за политических причин мы оттуда ушли, и с этим ничего нельзя сделать. Бизнес там шел, и хорошо. Но я всегда стараюсь обращать внимание и фокусироваться на том, что я реально могу изменить. С геополитикой я сделать не могу ничего.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно