Чемпионат по футболу стимулировал рост цен, но не загрузку сочинских гостиниц
Итоги первого полугодия 2018 года свидетельствуют о положительных тенденциях на рынке гостиниц Сочи. И первый, и второй кварталы года отели морского и горного кластеров закончили с показателями, превышающими прошлогодние значения. Определенную роль в этом сыграл чемпионат мира по футболу, который оказал влияние на цены: во втором квартале отели прибавили от 25% до 60% к тарифам 2017 года. А вот загрузка осталась примерно на прошлогоднем уровне, что объясняется не столько ростом дополнительного спроса на размещение, сколько ротацией целевой аудитории. Таковы данные анализа, проведенного компанией Cushman & Wakefield.
Средняя загрузка по рынку Сочи в первом квартале по сравнению с тем же периодом 2017 года выросла на 5 пп и составила 61%. Средняя цена номера увеличилась незначительно (+2%) и составила 4150 руб. Основное влияние на показатели в это время года оказывают гостиницы горного кластера, так как с января по апрель основной спрос на размещение в Сочи связан с зимними видами спорта и отдыхом в горах. Цены в гостиницах сравнимой категории в горах были в два-три раза выше, чем в Имеретинской низменности и Центральном Сочи, наибольшая разница наблюдалась по гостиницам категории 3* и ниже. В среднем по рынку стоимость размещения в горном кластере составила 6200 руб. за номер, в морском – 3000 руб. за номер, средняя загрузка составила 64% и 52% соответственно.
В пик зимнего сезона на горнолыжных курортах Красной Поляны было продано порядка 550 тыс. ски-пассов и 200 тыс. прогулочных билетов, что на 5% больше, чем годом ранее.
С окончанием лыжного сезона гостиницы горного кластера теряют лидирующие позиции и уступают отелям у моря. Средняя стоимость размещения в горах во втором квартале на 60%, снизилась по сравнению с ценами в высокий сезон и составила 2500 руб. за номер, средняя загрузка сократилась на 15 пп – до 49%. Более высокие цены на размещение уже не позволяют курортам Красной Поляны конкурировать в борьбе за сочинского туриста.
Гостиницы морского кластера во втором квартале традиционно демонстрируют средние по году результаты, однако в этом году, благодаря серии матчей чемпионата мира по футболу, цены на размещение на 8% превысили показатели прошлого года. При этом эксперты Cushman & Wakefield особо отметили, что если бы не ценовая политика туроператора «Библио Глобус», рост тарифов в среднем по рынку составил бы не менее 15%.
Начало второго квартала для гостиниц морского кластера было слабым: в апреле почти по всем отелям отмечено снижение средних цен за номер – до минус 30% к ценам апреля 2017 года. Однако в мае падение цен прекратилось, и в июне по гостиницам всех ценовых категорий отмечен рост от 25% до 60% к июню 2017 года. Средняя цена за номер по гостиницам морского кластера составила 4100 руб. за номер, средняя загрузка выросла на 4 пп по сравнению со вторым кварталом 2017 года и составила 66%.
Влияние чемпионата мира по футболу на цены горного кластера оказалось не меньшим – отели прибавили от 25% до 60% к ценам прошлого года. А вот загрузка осталась примерно на уровне прошлого года – 49%.
Очевидно, что основное влияние чемпионата мира на гостиничный рынок Сочи заключалось не столько в дополнительном спросе на размещение, сколько в изменении целевой аудитории и повышении уровня цен. Традиционный спрос на размещение был кратковременно заменен на спрос со стороны участников и зрителей чемпионата.
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic, генеральный директор
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»