Кинья Кускильдин: «Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»
Весной 2021 года члены РСТ в Башкирии провели первое организационное собрание регионального отделения союза. Его руководителем избран Кинья Кускильдин, основатель туроператора «Урал Батыр», руководитель компаний «Турбизнесконсалтинг», «Инватур». Он рассказал RATA-news о том, как возникло отделение и о развитии туризма в Башкирии.
- Почему региональное отделение РСТ было создано в Башкирии именно в этом году?
- В 2011-2014 годах я возглавлял Союз туриндустрии Башкирии, мы входили в РСТ и выполняли функции регионального отделения. Но потом все как-то разладилось. Когда на пост председателя республиканского госкомитета по туризму назначили опытного профессионала Эльмиру Туканову, она сразу задала вопрос – почему в Башкирии нет регионального отделения РСТ. Общественность живо откликнулась, и на сегодня в РСТ состоят уже 14 организаций. В основном, это ассоциации – придорожного сервиса, санаторно-курортных учреждений, федерация развития туризма республики, Баштурсоюз, гильдия экскурсоводов. В марте этого года мы юридически оформили отделение.
- Как вы оцениваете ситуацию с туризмом в республике? Сколько компаний работают в этой сфере и как на них повлияла пандемия?
- Считаю, что ситуация для внутреннего туризма сейчас благоприятная. Нас хорошо поддерживает руководство республики, глава Башкирии Радий Фаритович Хабиров всегда интересуется проблемами туризма. Председатель правительства Андрей Геннадьевич Назаров лично контролирует решение таких важных вопросов, как развитие придорожного сервиса.
Пандемия, как бы странно это ни звучало, сыграла положительную роль в развитии внутреннего туризма в республике. Из-за введенных ограничений сотни тысяч людей ринулись отдыхать на природу, а Башкирия славится экологическими маршрутами, огромными лесами, водопадами, реками и пещерами. Многие наши соседи – из Пермского края, Свердловской, Челябинской, Оренбургской, Самарской областей, Татарстана – предпочитают отдыхать у нас в республике, на отрогах Южного Урала. Поэтому с июля прошлого года по июль нынешнего количество туристов выросло в разы.
Наши туроператоры, в основном, работают в сфере внутреннего и въездного туризма, в федеральном реестре туроператоров 43 башкирских компании. А 5-7 наиболее активных специализируются именно на внутреннем рынке.
- Могут ли туристы купить пакетные туры в Башкирию?
- У нескольких компаний есть свои республиканские маршруты, они их раскручивают, работают со своим контингентом туристов. Пакетные туры с включенным перелетом, размещением, экскурсиями предлагают туроператоры «Тенгри» и «Урал Батыр». Думаю, в этом году у нас появятся брендовые туристические маршруты.
- А что мешает развитию туризма в Башкирии?
- Проблемы у нас те же, что и во всей России: нехватка качественной инфраструктуры, гостиниц, ресторанов, оборудованных маршрутов. Но надо сказать, что в республике очень серьезно относятся к решению этих вопросов. Например, сейчас реализуются 87 проектов придорожного сервиса, включая туалеты, беседки, кафе и т.д. Кроме того, одобрено еще 34 проекта от 21 инвестора на общую сумму 4,1 млрд рублей. Мы рассчитываем, что до 2024 года в республике появятся как минимум 50 объектов придорожного сервиса, которые будут отвечать современным требованиям. Сейчас пока это наша самая слабая сторона.
- Какие виды туризма вы считаете наиболее перспективными для Башкирии?
- В основном, наша республика славится экологическим и этнографическим туризмом. Особой популярностью пользуются сплавы по рекам Белая, Юрюзань, Ай, Сим. Башкирские Шиханы – три изолированные возвышенности, расположенные вдоль реки Белая, вошли в список геологического наследия ЮНЕСКО и стали геопарками. Это очень большое достижение. И то, что сейчас на всех подобных объектах появились визит-центры, говорит о том, что к приему туристов мы готовы.
Экологический туризм дополняется этнографическим – знакомством с самобытной национальной кухней, обрядами. Очень много событийных мероприятий у нас проводится. В разнообразных рейтингах республика стабильно занимает высокие места по привлекательности для туристов, по насыщенности событийного календаря.
- Какой маршрут по Башкирии можно назвать самым популярным? И какие объекты наиболее привлекательны для туристов?
- Еще в Советском союзе существовал 59-й всесоюзный турмаршрут «Сплав по Белой». Вся страна приезжала к нам сплавляться. Первые путеводители по реке Белой появились в 1936 году. И сейчас, если плывешь по Белой, видишь катамараны из любого региона нашей необъятной страны.
Из природных достопримечательностей назову национальный парк «Башкирия», пещеру Шульган-Таш, одиночные горы-шиханы, горящую гору Янгантау – ее склоны в любую погоду выпускают горячие струи газа и пара, гору Иремель, озеро Банное, кварцитовые Айгирские скалы. Пригородный поезд «Легенды Урала» ходит по экологическим местам в пятницу, субботу и воскресенье. Плюс санатории, которые используют поднимающийся из-под земли целебный пар и минеральные источники.
Все маршруты, как правило, начинаются в Уфе. Проживая в комфортных условиях в городе, удобно посещать все объекты – те же шиханы, сплавляться по трем рекам. В Уфе нет проблем с размещением туристов.
Плюс у нас есть интересный проект Русского географического общества «Уральский барс». Это подъем на семь вершин Южного Урала высотой более тысячи метров. Покорив все вершины и пройдя южноуральскую тропу, туристы получают почетный знак «Уральский барс».
- Люди приезжают на сплавы сами или можно купить готовый тур с предоставлением палаток, питания и других услуг? Сколько стоит подобный пакет?
- У нас очень много предпринимателей, которые представляют все условия для отдыха – от палаток до бани, и шашлыки, и более экзотические блюда. Сам маршрут бескатегорийный, он подходит и неподготовленным людям. Тур на два дня с ночевками в палатке и приготовлением еды на костре будет стоить порядка 8-9 тыс. рублей, включая трансфер из Уфы до места сплава. Если жить на турбазе, цена будет чуть выше.
Но здесь возникает другая проблема. Не все организаторы сплавов зарегистрированы как туроператоры. И очень многие из них принимают сотни и тысячи людей, не имея финансовых гарантий. Набирают туристов по соцсетям и фактически ставят под угрозу их жизни и здоровье, у нас ведь непроходимые леса, камнепады, змеи. Чтобы водить туристов, надо иметь специальную квалификацию.
Кроме того, возникают и организационные проблемы. Например, в Башкирии есть знаменитая пещера Шульган-Таш с наскальными рисунками, которым 14 тысяч лет. Допуск туда ограничен, учитывая антропологическую нагрузку. Люди приезжают за сотни километров и не могут попасть в эту пещеру, так как посещение для них не организовано. А туроператоры могут заранее получить время для своих групп.
- Какой помощи вы бы хотели от государства в плане развития туризма?
- За последнее время в республике состоялись три сессии по разработке стратегии развития внутреннего туризма до 2035 года. Сейчас идет ее согласование в министерствах и ведомствах. Мы очень ждем этот документ, который четко распишет, в каком направлении нам надо будет идти. Кроме этого, уже сейчас государство выделяет 110 земельных участков, которые будут предоставлены без аукционов и торгов предпринимателям, желающим создавать глэмпинги. Сегодня их около 30, часть выиграли федеральный грант, которые осенью разыгрывал Ростуризм. Уже к 2024 году, в соответствии с концепцией развития глэмпингов в республике, у нас появится 50 таких объектов.
Власти республики также утвердили порядок предоставления субсидий на создание и развитие глэмпингов. Деньги выделяются из республиканского бюджета, а распределяться будут комитетом по туризму Башкирии. Субсидия на одного предпринимателя может достигать 5 млн рублей при условии софинансирования 50 на 50.
- Почему упор именно на глэмпинги?
- В Башкирии 232 особо охраняемые природные территории. Во всех этих природных парках сейчас создаются условия для развития туризма, включая объекты размещения. Глэмпинги – доступный и удобный формат для реализации этой задачи без нанесения вреда природе.
- Можно ли оценить турпоток в республику в цифрах?
- Это, к сожалению, сложная тема. У нас нет полной статистики. Тех, кто приезжает на сплавы, экотуры очень сложно посчитать, так как они не останавливаются в гостиницах. Но это сотни тысяч туристов.
Известно, что за два летних месяца нацпарк «Башкирия» посетила 61 тыс. туристов, это почти вдвое больше, чем в прошлом году. Парку удобно считать посетителей, так как есть входные билеты. Таким образом можно судить о динамике. По оценкам главы республики, в прошлом году ее посетили 3,6 млн туристов, что было больше, чем в 2019.