Таиланд
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

В России насчитывается уже 200 онлайн-агентств по поиску отелей и билетов

195 стран, 1200 авиакомпаний, 1 млн. отелей и всего несколько секунд, чтобы выдать самый дешевый вариант отдыха – вот масштаб 200 российских онлайн-агентств и специализированных поисковиков. Не менее масштабны и перспективы – рынок, за который борются эти агентства, ежегодно растет на 300%, пишет журнал «Секрет фирмы».

По оценке директора по маркетингу сервиса Momondo.ru Аллы Калугиной, в прошлом году россияне через интернет приобрели лишь 7% от общего числа проданных в стране авиабилетов, в то время как европейцы покупают онлайн 30% билетов, а американцы – 60%. По расчетам директора Jizo.ru Сергея Лаврентьева, российские пользователи ежемесячно делают около 10 млн. запросов на поисковых сайтах, в то время как один только американский сервис Kayak.com обрабатывает столько же запросов за пять дней, а китайский Qunar.com – за два.

Общий объем туристического рынка России, по разным оценкам, в прошлом году составил $10-11 млрд., из которых на туруслуги, оказанные через интернет, пришлось около $2 млрд. Онлайн-сегмент в 2010-м увеличился в два-три раза. В этом году эксперты прогнозируют аналогичный рост. Так, по оценкам Аллы Калугиной, объем рынка онлайн-путешествий превысит $6,7 млрд.

У каждой из 200 российских поисковиков своя история создания. Компания «Авиакасса» появилась в 2007 году как традиционное офлайн-агентство с сетью представительств не только в Москве, но и в Краснодаре, Сочи и других южных городах России. Спустя три года основным акционером «Авиакассы» стала Черноморская финансовая компания, выкупившая фирму у частных лиц за $2,5 млн. Новые владельцы решили переориентировать «Авиакассу» на продажи в интернете. В августе 2010-го под руководством бывшего директора по маркетингу авиакомпании «Скай экспресс» Максима Побережника в Рунете появилось агентство Aviacassa.ru по бронированию и оплате билетов и отелей. К осени этого года все офлайновые точки «Авиакассы» (только в столице их было около десятка) закрылись. Рентабельность по EBITDA у Aviacassa.ru – около 10%. В среднем по рынку этот показатель у офлайновых касс – редко более 5%.

Минимальный порог входа на рынок онлайн-продаж билетов – $2 млн. Эти деньги уходят, в частности, на приобретение лицензии на движок бронирования, который позволяет искать варианты перелетов, его подключают к одной или нескольким глобальным дистрибутивным системам (GDS). Один из источников заработка онлайн-торговца – вознаграждения от авторизованных партнеров. В среднем размер комиссии составляет 3-7% от тарифа (стоимость билета без учета топливного, аэропортового и других сборов). Впрочем, многие крупные европейские авиакомпании не платят агентам вознаграждение. Российские перевозчики пока более щедрые. Но уже сейчас, по словам гендиректора Amargo.ru Игоря Атамановского, доходная часть агентства во многом формируется за счет собственного сервисного сбора (наценки).

Кроме того, игроки рынка прибегают к небольшим отраслевым хитростям. Система GDS имеет отдельные «точки входа» в каждой стране. Тариф на один и тот же перелет варьируется в зависимости от того, через какую точку агент подключился к системе. Например, в Германии, где конкуренция между авиакомпаниями высока, тариф на рейс Москва – Берлин у одного и того же перевозчика иногда дешевле на 10-30 евро, нежели в России. Агент может подключиться к системе через Германию и продавать по «российской» цене билеты, доставшиеся ему по более низкому «немецкому» тарифу. Так, Anywayanyday.ru имеет шесть-семь точек подключения к GDS.

В 2003 году британец Гарет Уильямс, профессиональный айтишник и страстный лыжник, искал недорогие билеты на зимний курорт. Для наглядного сравнения возможных вариантов перелета Уильямс заносил цены в программу Excel. Из этой незамысловатой таблички вскоре вырос один из первых в мире метапоисковиков Skyscanner, который сейчас является самым посещаемым сайтом в Европе – более 10 млн. пользователей в месяц.

Метапоисковики не занимаются продажами. Эти порталы подбирают наиболее дешевые и удобные варианты перелета и проживания и перенаправляют пользователей на сайты партнеров. «Метапоиск – эволюция в онлайн-путешествиях»,– говорит Сергей Лаврентьев. Весной этого года он вместе с Андреем Антиповым при финансовой поддержке фонда Fast Lane Ventures запустил российский туристический мета-поисковик Jizo.ru.

Метапоисковик – менее затратный бизнес, чем онлайн-агентство. Поисковому сервису не нужно получать лицензию, принимать платежи и работать с клиентами, если что-то у них пошло не так, поясняет директор компании Go Travel Unlimited Максим Крайнов (владеет российским поисковиком авиабилетов Aviasales.ru).

По словам г-на Крайнова, инвестиции в проект Aviasales.ru – «ноль рублей ноль копеек». Впрочем, предприниматель явно лукавит: потратиться на программистов все-таки придется. Средняя зарплата ИТ-профессионалов $2-3 тыс. За полгода, необходимые для разработки сервиса, на проект потребуется около $50-100 тыс.

Несмотря на легкий старт, метапоисковики в Рунете можно пересчитать по пальцам одной руки. Помимо Skyscanner.ru и Jizo.ru работают, русифицированная версия датского метапоисковика Momondo.ru и проект Aviasales.ru, который развивает живущий в Таиланде Константин Калинов.

Одна из сложностей, с которой сталкиваются владельцы поисковиков, заключается в доступе к данным. Конкурентное преимущество метапоисковика – возможность найти по запросу пользователя как можно больше вариантов перелета и предложить ему самые дешевые билеты. Для этого поисковику нужна обширная база данных авиатарифов. Поэтому разработчики поисковых сервисов не идут по легкому пути подключения к одним только GDS, а стараются работать с сайтами авиакомпаний напрямую.

Еще одна причина небольшого количества российских метапоисковиков – проблемы с монетизацией. Поисковый сервис зарабатывает на вознаграждении от партнеров: они платят за переходы пользователей на их сайт и/или за билет, купленный клиентом, пришедшим с метапоисковика. У поисковых сервисов, с точки зрения авиакомпаний, есть дополнительное преимущество перед онлайн-агентствами: пользователь, пришедший с поисковика, остается в базе данных перевозчика и в дальнейшем его можно привлекать рекламными рассылками, программами лояльности и т. д. То есть онлайн-агентство превращает пользователя в собственного клиента, а метапоисковик передает его авиакомпании.

Если российские авиакомпании тяжелы на подъем, то онлайн-агентства с удовольствием сотрудничают с метапоисковиками. Ведь для агентов посещаемость их порталов – критически важный показатель. «Пользователь, приходящий с метапоисковика, готов к покупке гораздо больше, чем тот, кто перешел к нам по ссылке с «Яндекса» или Google»,– рассказывает вице-президент и директор по развитию Amargo.ru Артем Пуховский. По данным сервиса Momondo.ru, 35% пользователей метапоисковика совершают переход на сайты партнеров с целью покупки авиабилета. Со Skyscanner.ru работают 10 онлайн-агентств, с метапоисковиком Aviasales.ru – 11, а с Jizo.ru – 12.

Союз агентств и поисковиков, скорее всего, будет недолгим. «Подключая к себе онлайн-агента, метапоисковик этого агента убивает, – уверяет Максим Побережник, чья Aviacassa.ru не работает со специализированными поисковыми сервисами. – Каждый метапоисковик сотрудничает с несколькими агентствами, и пользователь в результатах поисковой выдачи видит цены на один и тот же запрос от всех партнеров. Начинается конкуренция цен, что пагубно сказывается на марже агентства». В Европе онлайн-продавцы и метапоисковики сотрудничают редко.

Эксперты прогнозируют онлайн рынку большое будущее. Примеры уже есть. Например, в Индии в 2007 году через интернет приобреталось всего 2-3% туристических услуг. Именно тогда на индийский рынок пришли крупные международные компании из сферы онлайн-туризма, а также западные инвестфонды, которые профинансировали создание местных проектов. В течение четырех лет этим компаниям удалось довести долю индийского онлайн-туризма до 23%.

В Рунете второй год подряд появляются десятки новых сервисов по онлайн-бронированию или поиску туристических услуг. За многими стоят международные инвестфонды (например, Jizo.ru, Anywayanyday.ru, Oktogo.ru, Ostrovok.ru). Почти все мировые лидеры рынка, за исключением Kayak.com и Expedia.com, уже обзавелись русифицированными сервисами. Подбором возможных вариантов и сравнением цен на туруслуги начинают заниматься и крупные российские порталы вроде «Яндекса» и Mail.ru. Так что у российского рынка интернет-путешествий есть все шансы повторить сценарий индийского.