Travelport с 25 октября

Аэропорт Владивостока прописали в Москве

Вчера на сайте президента был опубликован подписанный 31 октября указ о передаче 52,16% акций ОАО «Международный аэропорт Владивосток» в уставный капитал ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ). Минтранс пояснил, что акции передаются, чтобы ускорить реконструкцию аэропорта перед саммитом АТЭС во Владивостоке в 2012 году. А также выбор пал на МАШ потому, что компании со 100-процентным государственным капиталом будет проще привлечь необходимые для строительства деньги у банков.

Гендиректор МАШ Михаил Василенко подтверждает, что указ президента связан с подготовкой саммита и передача акций была необходимым условием для участия МАШ в реконструкции аэропорта. «Мы не строительная компания, и просто участвовать в реконструкции нам было неинтересно», – пояснил он. Реконструированный аэровокзал будет рассчитан на пропускную способность 4-5 млн. пассажиров в год, примерный объем инвестиций – $100 млн. (2,7 млрд. руб.). Эти деньги планируется привлечь в виде кредитов в российских и иностранных банках.

Владивостокский аэропорт Кневичи в 2007 году обслужил 961 тыс. пассажиров. Государству принадлежит 52,16% акций ОАО, крупнейший частный акционер (16,2%) – ЗАО «Альянс-пром», входящее в группу «Альянс» Мусы Бажаева.

Ранее о намерении профинансировать реконструкцию владивостокского аэропорта и получить пакет его акций заявляла группа «Альянс». Проект реконструкции аэропорта компания оценивала в 9 млрд. руб., она была готова вложить 4 млрд. руб. После выделения имущества аэропорта из авиакомпании «Владивосток Авиа» «Альянс» планировал обменять долю в авиакомпании на долю в аэропорту. В пресс-службе «Альянс-прома» вчера сказали, что компания «открыта к переговорам с МАШ». Источник в «Альянсе» добавил, что, если МАШ сделает выгодное предложение о покупке акций аэропорта, «Альянс» может продать свою долю, сосредоточившись на развитии соседнего аэропорта в Хабаровске, в котором «Альянс-прому» принадлежит 99% акций. «Мы никого не собираемся выдавливать из бизнеса», – сказал «Коммерсанту» Михаил Василенко. По его словам, вопрос об увеличении доли МАШ в аэропорту будет зависеть от того, «будет ли у частных акционеров интерес участвовать в увеличении капитала аэропорта и его реконструкции, либо они захотят продать свою долю».

Поводов для торга вокруг аэропорта у собственников достаточно. Источник, знакомый с ситуацией в аэропорту Владивостока, рассказывает, что его разделение с авиакомпанией год назад было проведено крайне неудачно. Значительная часть имущества аэропорта, в том числе трапы, большая часть автотехники, служба организации питания пассажиров и средняя часть недавно построенного международного терминала с VIP-залом отошли «Владивосток Авиа» (после разделения у «Альянс-прома» осталось по 16,2% акций и в авиакомпании, и в аэропорту).

Эксперты считают, что государство продолжает реализовывать проект консолидации аэропортов на базе МАШ, о котором председатель совета директоров аэропорта, министр транспорта Игорь Левитин говорил в 2007 году. До сих пор МАШ удалось закрепиться только в аэропорту Иркутска, c которым он заключил договор о строительстве и эксплуатации недостроенного терминала. Между тем гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак полагает, что управлять аэропортом Владивостока из Москвы будет трудно. Зато у МАШ есть все возможности размыть доли частных акционеров, отмечает глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «В условиях кризиса у частных компаний меньше шансов найти инвестиции для крупных проектов, а если МАШ будет финансировать реконструкцию через допэмиссию, у миноритариев может не найтись денег для ее выкупа», – полагает эксперт.