Travelport с 18 января

КонфОП: 150 миллионов рублей не защитят клиентов крупных туркомпаний

Союз общественных объединений «Международная конфедерация обществ потребителей» (КонфОП) обратился с письмом подписанным председателем правления Дмитрием Яниным к председателю российской Госдумы Борису Грызлову, в котором выражена точка зрения союза – принятие законопроектов «О внесении изменений в статью 17-2 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», внесенных в Госдуму депутатами В.М. Резником и А.П. Ковалем, будет ошибочным.

Авторы законопроектов, тексты которых отличаются только размером финансового обеспечения, к сожалению, как говорится в письме, не представили в пояснительных записках каких-либо расчетов по возможным последствиям предлагаемых мер для потребителей.

КонфОП считает, что единая сумма финансового обеспечения (100 или 150 млн. рублей), независящая от объема продаж туроператора не защищает клиентов крупнейших компаний, контролирующих более 80% рынка выездного туризма. В условиях кризиса повышается риск банкротства именно крупных участников рынка, активно привлекавших кредиты под развитие. Примером стала история с невыполнением обязательств летом 2008 года компанией «Детур», когда часть туристов так и не получила возмещение.

Более того, уравнительный принцип может стать барьером для средних и мелких туроператоров въездного и выездного туризма (прежде всего региональных, годовые финансовые обороты, которых не превышают 50 млн. руб.), нашедших свою нишу в сфере туризма и обеспечивающих здоровую конкуренцию на рынке.

Абсурдной, говорится далее в обращении КонфОП, являются предложения увеличить сумму финансового обеспечения для защиты прав иностранных туристов с 10 миллионов рублей до 100 или 150 млн. рублей. Приезжающие в РФ туристы в большинстве своем покупают путевки на территории своей страны в соответствии с местным законодательством и подпадают по систему страхования ответственности действующей в стране отправления. Международная конфедерация обществ потребителей не располагает данными о наличии в российских судах исков иностранных граждан к российским страховым компаниям с требованием возместить часть расходов в связи с низким качеством сервиса в туризме. Вместе с тем, учитывая неразвитость туристической инфраструктуры в РФ (качество гостиниц, массовые задержки рейсов), такие претензии есть, однако рассматриваются они вне российского правового поля, что обусловлено рациональным поведением потребителя не знакомого с особенностями судопроизводства в РФ.

Как показывает анализ проблем возникающих у потребителя в случае невыполнения туроператором своих обязательств – приоритетной задачей законопроекта должна стать процедура, при которой обеспечивается своевременная эвакуация и экстренное размещение пострадавших туристов. Ни действующий Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», ни представленные законопроекты не решают данной проблемы. Сейчас в случае невыполнения туроператором своих обязательств, процедура получения возмещения занимает не менее 2 месяцев, и может достигать 1 года в случае судебного спора между потребителем и участниками рынка. В таких условиях граждане, находящиеся вне пределов России столкнувшись с обманом туроператора (например, не заплатившего за гостиницу и за обратный вылет) вынуждены оплачивать проживание и перелет повторно и уже вернувшись добиваться компенсаций.

КонфОП предлагает провести доработку поправок, а именно – предусмотреть пропорциональность финансового обеспечения обороту компании и объему ответственности туроператоров перед клиентами с целью защиты прав потребителей услуг крупнейших туроператоров; законодательно закрепить создание специального фонда экстренного реагирования в сфере туризма (для эвакуации и расселения пострадавших) за счет взносов туроператоров выездного туризма; отменить финансовое обеспечение по обязательствам перед иностранными туристами по въездному туризму – как гарантии, не имеющей спроса; упростить процедуру получения выплат в случае невыполнения туроператором своих обязательств перед туристами.