Интурмаркет с 1 октября

«Нам надо развеять миф об Омане как дорогой и, к тому же, ортодоксальной мусульманской стране»

Офис по туризму Султаната Оман был открыт в Москве год назад. И лишь успел начать работу, как арабский мир «накрыли» революции. О том, повлиял ли политический кризис на эту страну, изменились ли ее планы по развитию туризма и продвижению на российском рынке, мы беседуем с руководителем офиса по туризму Омана Георгием Леонтьевым (фото).

– Георгий, как специалист по странам Востока могли ли вы предположить год назад, что большинство стран этого региона охватят серьезные социальные волнения?

– Нет, такое развитие ситуации было совершенно неожиданным и для меня, и для большинства участников рынка. Радует, что Оман хотя бы прошел этот кризис с минимальными потерями – в марте 2011 года было несколько выступлений, причем, на экономическую тему, без политических лозунгов, и затем довольно быстро было достигнуто общественное соглашение. В стране создано более 50 тысяч новых рабочих мест, и все вошло в обычное русло. Хотя проблема безработицы там и раньше не стояла так остро, как у многих соседей по региону. К тому же в стране хорошо развита система социальных благ – бесплатное медицинское обслуживание, образование и т.д. Оман, таким образом, еще раз подтвердил свой имидж одной из наиболее выдержанных и политически зрелых арабских стран.

 

– Ваше прошлогоднее интервью RATA-news сейчас читать грустно: оно написано «до революции» и полно несбывшихся надежд на рост популярности арабских стран. За это время одни из них практически исчезли с туристической карты мира, другие – резко уменьшили свое присутствие. Каковы последствия кризиса для туриндустрии Омана?

– По сравнению с Тунисом, ОАЭ, Иорданией или Египтом оманская туриндустрия очень молода. Страна лишь в начале 2000-х годов начала серьезно развивать туризм, строить отели, привлекать международные гостиничные сети. Правда, несмотря на это, зарубежные туристы всегда достаточно активно ехали в Оман, так как страна считается одной из самых гостеприимных и дружелюбных на Востоке. Это особенность характера оманцев, они очень миролюбивы. Глава страны, Султан, – приверженец политического нейтралитета. Например, когда недавно на границе Ирана и Ирака были захвачены в заложники американские туристы, оманский султан выступил за их освобождение, прислал личный самолет и заплатил выкуп.

Панарабская революция не отразилась на туризме в Омане – страна, по-прежнему, открыта для гостей. Неизменны и планы руководства по развитию туризма. По конкретным цифрам – не было большого роста, как в некоторых странах, но не было и падения. При этом Оман получил какую-то долю туристов стран-аутсайдеров нынешнего кризиса. Больше всего в Оман приезжает гостей из Великобритании, Франции, Германии – они вместе дают примерно 60 тыс. туристов. Россия занимает 12-13 место в рейтинге, от нас в Оман приезжает не более 2-3 тыс. человек в год. Но все это довольно приблизительные цифры, так как корректной статистики нет. Тем не менее, россияне на хорошем счету в Омане. Они в расчете на гостиничный номер тратят гораздо больше других туристов на дополнительные услуги – аренду машин, ресторан, экскурсии. Это данные одного и ведущих отелей страны – Al Bustan Palace 5* deluxe.

 

– Возможно, наши тратят много, потому что Оман – дорогая страна?

– Это один из мифов об Омане. Страна, конечно, не дешевая страна, но это отнюдь не Сейшелы или Маврикий. Стоимость номера в пляжном отеле варьируется от $150 в Millenium до $800 в Zighy Bay deluxe. Частный пляж стоит в среднем $2-3, номер в приличной городской гостинице плюс аренда автомобиля на день – не дороже $50-70 на человека. Пока на стоимости отдыха в Омане серьезно сказывается лишь отсутствие прямых рейсов из России. Oman Air должна была начать полеты из Москвы в Маскат этой осенью, однако из-за нерешенных технических вопросов старт пришлось отложить.

Рынок ждал этого рейса и отмену воспринял болезненно. Компания Space Travel, которая традиционно – в течение 12 лет! – ставила свои чартеры в Оман на Новый год, надеясь на этот рейс, отказалась от своих планов, а потом уже просто не успевала организовать чартеры. Так что на этот Новый год россияне впервые остались без прямого рейса в Оман. Некоторых туристов пересадили на Turkish Airlines, которые летят через Стамбул, по неплохим тарифам в 420 евро, но такие билеты быстро закончились.

Авиакомпания Oman Air не ушла из России, офис работает, и мы рассчитываем, что в 2012 году прямой рейс все-таки появится. Из России в ОАЭ летает ежедневно 60 рейсов, на Оман достаточно по крайней мере 2-3 в неделю с учетом транзита в Азию и Африку. К примеру, на рейсе оманской авиакомпании в Оман из Милана в Маскате выходит лишь 15-25 человек. Остальные продолжают тур на дальние азиатские направления. Мы же рассчитываем на больший процент конечных пассажиров в Маскат из России.

 

– Как вы планируете продвигать направление на российском рынке?

– В ближайшие годы Оман останется страной индивидуального туризма. Она может быть интересна самостоятельным, активным, культурным людям. Ехать в Оман только ради пляжей и моря нецелесообразно. Нам предстоит развеять один из устойчивых стереотипов, что это – дорогая, к тому же ортодокальная мусульманская страна. На самом деле, Оман – это квинтэссенция Арабского Востока, всего, чем он славен в лучшем смысле этого слова. Это технически развитая, современная страна, но одновременно патриархальная в плане жизненного уклада и установок. Она населена дружелюбными и самодостаточными людьми. Здесь нет приставаний к туристам или попрошайничества, как в некоторых других арабских странах.

У оманцев вообще нет в природе ни плебейства, ни высокомерия, они держатся на равных друг с другом и с туристами. Я не могу назвать другую арабскую страну, где европеец чувствовал бы себя так же комфортно, как в Омане. И нашим туристам очень нравится такая атмосфера – более 20% приезжают в Оман повторно. Не говоря уже об истории – Оману более 3 тыс. лет, по древности с ним из арабских стран Залива и Аравии может сравниться только Йемен со своей царицей Савской.

Так что в следующем году мы планируем усилить информационную работу. В связи с политическими событиями в регионе, в нашем офисе в конце 2010 – начале 2011 наступило небольшое затишье, но 15 июля мы полностью возобновили свою работу. Будем участвовать в выставках, в том числе впервые в MITT. Мы поняли, что если хотим «выстрелить» осенью-зимой, рекламную кампанию надо начинать уже весной. Рассчитываем также участвовать в road-show по городам СНГ – Киев, Баку, Алма-Ата. Планируем совместную рекламу с туроператорами, продвижение в прессе. Обязательно проведем до мая не менее шести рекламных туров для операторов и журналистов, полностью за счет бюджета. Очень хорошо был принят наш первый каталог об Омане, будем его углублять и расширять. Обязательно заполним интернет публикациями о стране. Людям пока не хватает просто информации про Оман, будут знать – появится спрос.

 

Светлана Ставцева, RATA-news