Тревелпорт

«Пегас» сократил программы на Хайнань, а «Южный Крест» наращивает

Присутствие российских операторов на Хайнане в новом зимнем сезоне заметно поменялось в смысле долей игроков. Чартерные программы в центральной части России, на Урале и в Сибири формируют сегодня только две компании – «Южный Крест» и «Пегас Туристик». И если первый в начале осени увеличил объемы прямых перевозок на направлении за счет появления новых городов вылета, то второй – напротив, существенно сократил географию полетов в Санью.

Китайский тропический остров Хайнань в списке зимних пляжных направлений для россиян стоит далеко не на первом месте. Чаще других им интересуются туристы из Сибири и с Дальнего Востока. Но и там оно не находится в лидерах, заметно уступая Таиланду, ОАЭ, Египту, а в последнее время и серьезно растущему Вьетнаму.

Согласно статистике новосибирского аэропорта «Толмачево», пассажиропоток на маршруте Новосибирск – Санья – Новосибирск в 2012 году по отношению к 2011 упал на 12% – с 14,9 тыс. человек до 12,2 тыс. За 10 месяцев 2013 года на Хайнань и обратно из столицы Сибири уже успели перевезти 11,5 тыс. человек, а по итогам года прошлогодний показатель, судя по всему, будет превышен. Однако региональные эксперты отмечают снижение интереса к Китаю в целом и предпосылок для роста потока, в том числе и на Хайнань, не видят. По их словам, Санья – слабо возвратное направление, рассчитанное на взрослую состоятельную публику.

Статистика по выезду российских туристов за рубез в 2013 году также фиксирует снижение потока на китайском направлении по сравнению с 2012 и 2011 годами. По итогам первого полугодия – на 15,5%. Росстат не выделяет в этом турпотоке Хайнань, однако в 2011 году, по данным китайской стороны, на курорт прибыло 220 тыс. туристов из России (это на 52% превышает показатели 2010 года), а в 2012 году речь шла лишь о 190 тыс. По мнению ряда экспертов, в этом году турпоток может сократиться еще.

Так считает генеральный директор «Пегас Туристик» Анна Подгорная. По ее оценкам, оператор за последний год примерно вчетверо сократил объемы своих чартерных программ в Санью: «В прошлом зимнем сезоне мы выполняли прямые рейсы из 15 российских городов, в летнем – уже из восьми, а сейчас оставили это направление только в Екатеринбурге, Иркутске, Красноярске и Новосибирске. Статистика китайской стороны, на мой взгляд, похожа на правду, только у нас в 2012 году по сравнению с 2011 был рост. Тем не менее, в новом зимнем сезоне мы решили существенно сократить свое присутствие на Хайнане, и тому есть свои причины».

Надо сказать, что «Пегас Туристик» пришел на Хайнань с прямыми программами не так давно – в 2010 году. Начал с летнего сезона в Новосибирске и Красноярске и впоследствии очень быстро нарастил количество городов вылета. По словам Анны Подгорной, сегодня оператор решил развернуться в Юго-Восточной Азии в сторону Вьетнама, где сейчас также стремительно наращивает объемы перевозки и число городов с прямым вылетом в Нячанг.

«Ценовая политика китайских отелей, к сожалению, не позволяет пока развивать это направление, – говорит г-жа Подгорная. – У них довольно высокий внутренний спрос, а он, как известно, диктует предложение. При этом в Юго-Восточной Азии есть места не менее привлекательные и сравнимые по формату отдыха, которые дают цены ниже. Второе – въездной режим во Вьетнаме проще, а в Санью мы летаем списками, что не всегда удобно и накладывает некоторые ограничения по передвижению для туристов. Если кто-то уже на месте захочет слетать в Гонконг, он не сможет это сделать. Оформление визы заранее – это время и деньги, что не позволяет продавать туры до последнего дня. Конечно, само направление развивается, строятся новые отели и другие объекты инфраструктуры. Но бизнес пока не в пользу Хайнаня».

«Южный Крест» отправляет россиян на Хайнань с 2007 года. Максимальное число туров было продано в 2008 году – на остров слетали 17,4 тыс. клиентов компании. В 2009 году из-за последствий кризиса случился спад более чем в два раза, до 8,4 тыс. туристов, в 2010 вновь был подъем до 13 тыс., а в 2011 и 2012 снова спад – до 9,4 и 9,2 тыс. соответственно.

За счет новых чартерных программ с прямым вылетом из Тюмени и Сургута, стартовавших в сентябре 2013-го, к концу года оператор надеется нарастить количество перевезенных туристов до 11 тыс. человек и дальше продолжить увеличение объемов на направлении. С начала 2014 года «Южный Крест» добавляет еще два города, откуда планирует отправлять чартеры в Санью – Пермь и Кемерово. Партнером по перевозке, как и в случае с Тюменью и Сургутом, выступает авиакомпания «ЮТэйр». Таким образом, география полетов оператора на Хайнань расширяется до 7 городов. Пока все программы ограничены концом апреля, однако компания планирует сделать их круглогодичными.

О стратегии работы с этим специфическим направлением в интервью RATA-news уже рассказывал коммерческий директор «Южного Креста» Евгений Косинков. Руководство компании убеждено, что Хайнань нужно планомерно «подстраивать» под российский рынок: добиваться хороших цен на «все включено» и семейное размещение, формировать пакеты с лечением и т.п. В «Южном Кресте» признают, что направление не входит в список возвратных, но уверены, что это можно изменить.

«Пока на острове не так много факторов, которые могли бы повторно привлечь туристов, – говорит генеральный представитель компании «Южный Крест Трэвел» в Китае Влад Женжебир. – Санья – международный курорт, но более 80% туристов – это внутренний рынок, поэтому отели держат довольно высокую стоимость проживания. Хотя сейчас чувствуется некоторое снижение спроса со стороны китайцев, и, возможно, отели будут пересматривать ценовую политику. Еще одна проблема Саньи – нет активного продвижения курорта за пределами страны, там привыкли, что наш Дальний Восток и без того летает. Но сейчас, когда в Хабаровске, Владивостоке и других городах этого региона появилась много других направлений для отдыха, китайцы почувствовали снижение спросаи, думаю, будут что-то менять, инвестировать в рекламу в России».

По мнению г-на Женжебира сдерживает рост турпотока на Хайнань из нашей страны еще и недостаточное количество качественных экономичных отелей: в основном там строятся пятерки известных мировых брендов. Экскурсионные возможности направления практически не меняются. «Китайская концепция обслуживания сводится к тому, чтобы предложить медицину и шопинг. Если люди отказываются, то становятся неинтересными принимающему гиду», – говорит Влад Женжебир.

При этом около 80% туристов, которые все же возвращаются на Хайнань, приезжают именно из-за медицины. Это, собственно, и есть основная изюминка направления: возможность совместить отдых на пляже, колорит азиатской страны и уникальное лечение.

Сегодня в Санье, по словам г-на Женжебира, около 260 отелей, основные бухты – Дадунхай, Санья и Ялунвань. Активно развиваются новые курортные центры – Хайнанбей, Шенчжоу и т.д. на восточном побережье. Начинают осваивать и западное. «Стартовые условия для продажи в развивающихся бухтах лучше, – подчеркивает генеральный директор «Южного Креста» Дмитрий Фесик. – Они заинтересованы в потоках, а мы, в свою очередь, готовы поставлять туристов». По его мнению, хорошие цены новых отелей на развивающихся курортах также могут поспособствовать росту турпотока из России.

Региональные агенты, впрочем, не высказывают большого сожаления по поводу исчезновения прямой Саньи в ряде сибирских городов, а кемеровские специалисты и вовсе скептически относятся к новому предложению «Южного креста». Руководство оператора парирует: «Жизнь нас рассудит».

 

Анна Вальцева, RATA-news