Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Минтранс может выставить на конкурс международные авиамаршруты

08:07, 7 февраля 2008

В Минтрансе разрабатывается новое положение о порядке доступа российских авиакомпаний к международным перевозкам. Согласно проекту документа, авиакомпании, которые не в полной мере выбирают выделенную межправсоглашениями квоту на полеты, будут лишаться лицензий по решению Росавиации. Доступ к освободившимся направлениям рынка объемом около $6 млрд. смогут получить другие перевозчики на конкурсной основе. Но эксперты и участники рынка сомневаются в объективности предложенных ведомством критериев отбора.

Вчера глава Росавиации Евгений Бачурин сообщил, что его ведомством подготовлен новый порядок регулирования воздушных перевозок в международном сообщении. «Документ разработан и сейчас находится на согласовании в Минюсте»,— сообщил чиновник. Он пояснил, что документ нацелен на исправление положения, когда некоторые назначенные на международные маршруты перевозчики не полностью выбирают частоту полетов, определенную двусторонними межправсоглашениями. «У таких авиакомпаний невозможно отобрать лицензию на маршрут, но теперь разработаны прозрачный механизм и набор критериев, по которым мы сможем принимать решение о целесообразности сохранения прав», - говорит г-н Бачурин. В Минтрансе подтвердили, что положение разработано, но уточнили, что оно «находится в правовом департаменте министерства».

В Росавиации «Коммерсанту» пояснили, что решение об ограничении доступа авиакомпаний к международным маршрутам будет приниматься, если перевозчик не использует в полной мере свои права или не может составить конкуренцию международному партнеру по соглашению, а также при наличии более 10% отмененных или задержанных рейсов и жалоб пассажиров. Информация об освободившихся или вновь появившихся частотах и маршрутах будет публиковаться на сайте Росавиации. Заинтересованные перевозчики смогут получать доступ к маршрутам на конкурсной основе. Росавиация будет отбирать компании по следующим критериям: наличие лицензий на данном маршруте в прошлом, максимальное использование прав по уже предоставленным международным лицензиям, соответствие перевозчика международным стандартам безопасности полетов и отсутствие претензий со стороны проверок IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта).

По предварительным данным, в 2007 году российские авиакомпании перевезли в международных направлениях более 20 млн. пассажиров. По данным экспертов, средний доход на одного пассажира в международном сообщении составляет порядка $300, что говорит об объеме рынка $6 млрд. в год.

Авиаперевозчики слышали о готовящемся документе, но детали итогового варианта не знают. «Первый вариант нас не удовлетворил невнятностью критериев и высокой степенью субъективности принятия решений по этим вопросам, - поясняет заместитель гендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков. - Через Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта мы направили свои предложения, но насколько они учтены в итоговом варианте, нам неизвестно». По словам топ-менеджера, среди предложенных «Аэрофлотом» критериев к отбору международных перевозчиков — наличие собственной базы техобслуживания самолетов, сертификата по стандартам IOSA (он есть только у самого «Аэрофлота» и «Сибири», в процессе получения — «Ютэйр» и ГТК «Россия»). «Аэрофлот» также настаивает на публичности принятия решений по допуску авиакомпаний к маршрутам. «Пока, к сожалению, наши авиавласти принимают субъективные решения без обсуждения с участниками рынка, и это становится постоянной практикой», - считает Лев Кошляков. Два других лидера в международных перевозках - «Трансаэро» и «Сибирь» отказались от комментариев, поскольку не знакомы с документом.

«Критерии, озвученные Росавиацией, подразумевают множество трактовок и практически не формализованы», - подтверждает опасения «Аэрофлота» глава консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак. Например, количество и характер претензий со стороны IATA, при которых будет ограничиваться доступ перевозчику. По мнению эксперта, критерии не отвечают на главный вопрос, который правительство поручило решить Минтрансу, - каким образом российский перевозчик может инициировать расширение межправсоглашения и рассчитывать на равенство в правах с другими авиакомпаниями.

В связи с этим господин Рыбак скептически оценивает перспективы принятия документа в нынешнем его виде. Он напоминает, что Европе для внедрения подобной системы понадобилось несколько лет, причем пришлось пересмотреть ряд национальных законов. Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев одобряет попытки Минтранса либерализовать международные перевозки: «Многие авиакомпании просто не обладают соответствующим флотом, чтобы качественно работать на этих линиях». Самое важное, по его мнению, насколько прозрачной окажется процедура конкурсов на освободившиеся маршруты и применение критериев отбора авиаперевозчиков.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно