В России заработала электронная система регистрации туристов
На едином портале государственных и муниципальных слуг www.gosuslugi.ru теперь любой россиянин, отправляющийся отдыхать за рубеж, может зарегистрироваться и оставить информацию о себе, месте отдыха, отеле, маршруте и любые другие данные. Услуга эта добровольная и бесплатная. Предоставленная информация может оказаться чрезвычайно полезной при возникновении катаклизмов социально-политического или природного характера, а также в иных непредвиденных обстоятельствах. Речь идет и о тех, кто выезжает через туроператора, но, в гораздо большей степени, самостоятельных туристов, местонахождение и передвижение которых известно только им самим и, в лучшем случае, друзьям и родственникам. Например, когда в январе 2010 года произошло сильнейшее землетрясение на Гаити, то тех, кто отправился туда отдыхать через турфирмы, удалось установить довольно быстро. Но еще 6 человек оказались там в качестве неорганизованных туристов. «Вычислить» их и оказать им своевременную помощь было бы легче, если бы эти люди оставили о себе какую-то информацию. Теперь такая возможность есть.
Для любителей активного и экстремального отдыха будут доступны специальные дополнительные блоки, в которых можно указать сведения о планируемом спортивном походе, маршруте повышенной опасности, способах передвижения, средствах связи, наличии регистрации в МЧС или маршрутно-квалификационной комиссии. Как рассказала RATA-news пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова, ведомство будет информировать туристов в случае возникновения угрозы жизни и, оперируя их данными, координировать действия соответствующих ведомств.
Идея добровольной регистрации самостоятельных туристов, отправляющихся за рубеж, не нова и в том или ином виде предлагалась различными инстанциями. В частности, в начале 2011 года, когда начались революционные волнения в Египте и встал вопрос о возможной эвакуации российских туристов, Комиссия Совета Федерации по делам молодежи и туризму предложила разработать законопроект о создании единого туристического реестра. МИД РФ, консульские службы которого постоянно сталкиваются с проблемами российских туристов за рубежом, еще два года назад обсуждала эту тему с Российским союзом туриндустрии. Правительства или министерства иностранных дел многих стран уже давно предлагают своим гражданам, отправляющимся за рубеж, зарегистрироваться в интернете, чтобы с ними можно было связаться на случай чрезвычайной ситуации. RATA-news тогда опубликовала обширный обширный материал о зарубежном опыте в этой сфере.
МИД России серьезно изучал вопрос создания аналогичного ресурса. В итоге, он реализован сейчас Ростуризмом, а в МИД РФ 1 января 2013 года учрежден новый департамент – Ситуационно-кризисный центр (ДСКЦ), директором которого назначен Дмитрий Казимиров. Главной задачей подразделения станет, как сказано в официальном сообщении, обеспечение безопасности российских граждан, загранучреждений и других объектов за пределами территории России в условиях кризисных и чрезвычайных ситуаций. ДСКЦ станет механизмом внутри– и межведомственной координации. В своем письме на имя руководства Российского союза туриндустрии Дмитрий Казимиров отметил, что МИД России заинтересован в тесном сотрудничестве с РСТ. Конечной целью такого сотрудничества ДСКЦ МИД России видит разработку комплексных решений по быстрому и эффективному реагированию на чрезвычайные ситуации за рубежом, в которых под угрозой могут оказаться жизнь и безопасность наших граждан.
Одновременно с добровольной регистрацией россияне на том же сайте госуслуг могут теперь получить информацию о политической и эпидемиологической ситуации или степени безопасности той или иной страны, куда направляется турист. По словам Ирины Щегольковой, сделать это можно через запрос, оформленный на сайте. В конце запроса необходимо указать адрес электронной почты, на который из Ростуризма придет ответ. Информация о наличии угрозы безопасности туристов предоставляется Ростуризмом на основании данных МИД, МЧС, МВД, ФСБ, Роспотребнадзора, Росгидромета. «После того, как неделю назад заработала эта опция, на Ростуризм обрушился настоящий шквал. В день поступает до 80 запросов от туристов, больше всего – по ситуации в Египте», – рассказала RATA-news пресс-секретарь ведомства.
Слова Ирины Щегольковой о «шквале» вселяют надежду на то, что российские туристы уже не так беспечны, как принято считать. Дело в том, что для получения такой информационной услуги нужно предпринять довольно приличные усилия. Во-первых, зарегистрироваться на портале госуслуг. А для этого необходимо заполнить регистрационную анкету в Личном кабинете пользователя, при этом необходимо выбрать способ получения кода активации: 1) почтовым отправлением через ФГУП «Почта России», 2) в центрах продаж и обслуживания клиентов ОАО «Ростелеком». Получение кода активации занимает не более 2 недель. После прохождения регистрации и введения кода активации для входа в «Личный кабинет» используется СНИЛС и пароль, указанный пользователем при регистрации. Очевидно, что воспользоваться предлагаемой услугой надо сильно «захотеть».
Возможно, и в плане добровольной регистрации российские туристы окажутся столь же активны. Однако в турфирмах хорошо знают, как часто туристы просят не сообщать родным или еще кому-то, куда и с кем они едут отдыхать, как неохотно люди делятся дополнительной информацией о себе. Специалисты полагают, что пройдут годы, пока регистрация станет привычной, и туристы будут ею активно пользоваться. «Но дело может ускориться, если появятся реальные примеры того, как это помогло людям в реальной сложной ситуации», – заметила пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина.
Светлана Ставцева, RATA-news
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic, генеральный директор
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»