Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Андрей Михайловский: «При нынешних темпах продаж до апреля круизов с кэшбэком не хватит»

Генеральный директор круизного центра «Инфофлот» Андрей Михайловский рассказал RATA-news, как программа кэшбэка помогает привлекать в речные круизы новых туристов, какие маршруты наиболее популярны и почему компания с 19-летним стажем именно сейчас вступила в Российский союз туриндустрии.


- Какие у вас впечатления после трех недель очередного этапа программы кэшбэка и какие связываете с ней ожидания?

- Это здорово, что для круизного продукта были сделаны исключительные условия – период осуществления поездок продлен до 1 июня. Иначе этот этап не имел бы для нас смысла: навигация открывается только в 20-х числах апреля и лишь для небольшого числа судов.

Ожидания наши базируются на позитивных итогах прошлых этапов. Самое важное, что среди туристов, которые покупали круизы, была большая доля тех, кто прежде не бывал в речных путешествиях. Это необходимо для дальнейшего развития рынка.

«Инфофлот» 19 лет занимается популяризацией круизного отдыха. Даже не рекламой маршрутов, а самого принципа – чем он отличается от пляжного или экскурсионного. У многих был барьер непонимания, почему это столько стоит, и для них кэшбэк 20% стал хорошим стимулом.

И, судя по темпам продаж, можно предполагать, что объема круизного рынка России не хватит, чтобы протянуть свободные места до 12 апреля. За восемь месяцев до старта нынешнего этапа программы кэшбэка, то есть с мая прошлого года, на майские рейсы 2022 года было продано порядка 30% объема. И еще столько же – за две с половиной недели после старта нынешнего этапа акции. То есть сейчас средняя загрузка майских круизов приближается к 70%, а конкретно по майским праздникам – уже 80-90%. И мы прогнозируем, что через 7-10 дней на самые интересные и насыщенные майские рейсы мест уже не будет.

Поскольку турпакеты и отели с кэшбэком можно купить до 12 апреля, туристы думают, что и спешить некуда. Так вот в плане круизов надо спешить, поскольку количество продукта, в отличие от экскурсионных поездок, ограничено. И такая динамика, как сейчас – не до апреля.

Кстати, «исключительность» круизов в условиях программы кэшбэка сделала отличную рекламу. Многие обратили внимание на этот вид отдыха, решили попробовать и сейчас выбирают уже июньские круизы, в том числе потому, что летом теплее и можно поехать с детьми. И это несмотря на некоторую разницу в цене и отсутствие скидки 20%.

- Получается, главная ценность кэшбэка для вашей компании – привлечение новых клиентов?

- Да, можно попасть в круиз, заплатив меньше, и на всех этапах программы это привлекало именно новых туристов. Потому что постоянные клиенты покупают за год-полтора. И тот же самый майский круиз им достается еще дешевле, чем со скидкой 20% по кэшбэку, так как на него была сезонная скидка до 15% плюс низкая цена. Поэтому кэшбэк – хорошая история для тех, кто покупает ближе к дате отправления, а это обычно новички.

- Как вы оцениваете итоги прошедшего года для всего рынка и своей компании?

- Итоги довольно позитивные относительно и ковидных годов, и доковидных. Закрытые границы стимулировали спрос на российские круизы. И, повторю, привели к нам новых клиентов. Мы проанализировали: среди тех, кто в 2020 году отправился в круизы по России из-за закрытых границ, было очень много новых клиентов. А в 2021 году они стали повторными туристами. И уже не благодаря кэшбэку или скидкам, а потому что, «случайно» попав на речной теплоход и оценив продукт российских компаний, неожиданно для себя отметили, что это полноценный вариант траты отпускного бюджета. Итог последних двух сезонов – в том, что не круизы переродились, а клиент переродился. В том числе происходит омоложение публики, потому что люди поняли, что можно поехать с детьми, так как на кораблях и анимация, и детское питание, и есть каюты, где удобно жить семьей.

И в этом точно будет продолжение, так как многие заказывали круизы по раннему бронированию, уже не дожидаясь, откроются ли границы, будет ли кэшбэк. И это здорово. Плюс некоторые круизные компании выставили на российский рынок корабли, которые раньше работали с иностранцами. Это суда хорошего уровня, модернизированные, комфортабельные, и они позволили еще больше повысить удовлетворенность новых туристов. Плюс построили «Мустай Карим», это уровень отеля 5*, в Москве открылся после реконструкции красивый Речной вокзал. Все это дало синергетический эффект – новых туристов было много и хорошего предложения тоже было много.

- Какие круизные маршруты по России наиболее популярны? Изменился ли ваш топ продаж за последние два года из-за притока новых клиентов?

- Самый массовый спрос – на круизы выходного дня, потому что это классный способ, не планируя заранее, просто взять и поехать, если есть места. У кого времени побольше – это Золотое кольцо, Ярославль, Кострома, Плёс на 4-6 дней. И отпускные варианты – 10-14 дней. Путевку можно выбрать под любое количество дней. Длительные маршруты, например, Москва – Астрахань – Москва, уже давно предлагаются эпизодически, несколько рейсов в год каждая компания делает. Это вариант для ценителей, которые располагают временем и деньгами. Путешествие длится 20-24 дня, здесь расширения спроса нет.

Недельные круизы Москва – Петербург традиционно популярны, и это оптимальный вариант для новичков. Плюс сейчас активно развивается тема волжских круизов. По качеству, удовлетворенности, эмоциям – что в Петербург поехать на 10 дней, что в Казань. Приток на Петербург, конечно, есть, а те, кто туда съездил, потом отправляются в Нижний Новгород или Казань. Тем более, что в 2021 году Нижнему Новгороду было 800 лет, и там конфетку сделали. Казань еще раньше преобразилась. Эти города из провинциальных превращаются в привлекательные туристические центры.

- Расширяется ли география речных круизов?

- Появляются новые продукты, например, на Енисее ходит комфортабельный теплоход «Максим Горький». В целом в последние годы интерес к Сибири растет, там очень много рек, но мало достойного круизного флота. И как только на это поняли не транспортные компании, которые просто перевозят людей, а те, кто делает классические круизы, на Енисее появился «Максим Горький». На 2023 год заявлен теплоход «Северная сказка» на Обь и Иртыш. Байкал становится круизным регионом. Объемы пока малы, но они растут, так как людям хочется чего-то еще после Москвы – Петербурга или Москвы – Казани

- Как растут цены на круизы по российским рекам?

- Исторически круизы не привязаны к валютам, рынкам и прочим составляющим. Не скажу, что они не дорожают, но это предсказуемо, не резко и довольно стабильно. И точно на моем веку ни разу не было историй, когда люди покупали за год-полтора, а потом с них требовали доплату. Конечно, дорожает топливо, питание. В районе 10-12% ежегодно подорожание путевок происходит, но все круизные компании поддерживают сезонные скидки. То есть, если покупать за год, ты подорожания не почувствуешь. По мере приближения к дате отправления круиз дорожает, но компании очень любят раннее бронирование, стимулируют, и с каждым годом все больше клиентов этим пользуются.

- Какие зарубежные круизы доступны сейчас россиянам?

- Costa и MSC с декабря возобновили регулярные и доступные для россиян круизы по Персидскому заливу, на все эти маршруты можно ехать с прививкой «Спутником V». Изначально программы были заявлены до середины марта, отправление каждую неделю, но сейчас MSC продлило до конца июня. Летние программы Costa по Греции и Турции вовсю продаются. Тем более с условиями, когда вы вносите 50 евро и может все аннулировать за две недели до тура без штрафов. По сравнению с нулем в 2020 году и нулем в 2021 году суммарно бронирования по российскому рынку измеряются тысячами.

- «Инфофлот» недавно вступил в РСТ. Почему было принято такое решение?

- Есть необходимость сообща решать проблемы, касающиеся не конкретно компании, а всей отрасли. В том числе правовые вопросы, которых в последние два года стало особенно много. И мы видим, что растет роль профессиональных объединений, связи с государством. Поэтому есть ожидания, что мы будем больше общаться с коллегами, и благодаря РСТ многие вопросы будут эффективнее и быстрее решаться.

Кроме того, мы в большей степени агентство, супермаркет круизов, продаем продукт многих компаний. И в свете новых изменений законодательства в этой сфере для нас важно не только круизное сообщество, но и агентское. И грех не объединяться на базе РСТ, имеющего самую большую историю на рынке.

Ирина Сафронова, специально для RATA-news