Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Туристические возможности Беларуси недооценены россиянами

08:07, 7 марта 2009

Возможности отдыха в Беларуси пока мало известны россиянам, хотя заслуживают пристального внимания. Познавательные экскурсии, экологические туры, лечебно-оздоровительные программы и горнолыжный отдых – вот спектр турпродуктов, которые предлагает республика Беларусь российскому рынку. Белорусский курортно-рекреационный потенциал долгое время был продуктом исключительно для внутреннего потребления. Но рыночные отношения привели к тому, что на него обратили внимание другие страны, в частности, ближайший сосед – Россия. Особо привлекательным это направление становится в нынешних экономических условиях благодаря двум преимуществам: территориальная близость и низкие цены. Заместитель генерального директора туристической компании «Солвекс-трэвэл» Людмила Сысойкина (фото)считает, что цены – лишь одно из многочисленных достоинств Беларуси.

- Первое, что привлекло российских туроператоров в Беларуси, это ее санаторно-курортная система, - говорит г-жа Сысойкина. - Здравницы республики оснащены самым современным лечебно-диагностическим оборудованием и расположены в местах, обладающих уникальными природно-климатическими факторами, в числе которых минеральные воды, целебные грязи и чистейший воздух знаменитых белорусских лесов.

- Как давно «Солвекс-трэвэл» организует туры в Беларусь? Как развивается это направление?

- Мы делаем туры в Беларусь уже третий год. Хотя минский филиал компании «Солвекс» существует дольше – около 10 лет. Раньше мы сотрудничали, в основном, по приему белорусских туристов в России и для отправки их за рубеж. Но ракурс сменился после того, как в 2006 году вышел указ президента Беларуси о мерах по поддержке туризма в республике, позволивший санаторно-курортному комплексу страны продавать коммерческие путевки. Ведь до этого момента белорусские санатории работали исключительно на внутренний рынок, на социальные программы, ориентированные на собственных граждан. Социальные программы в Беларуси и по сей день весьма обширны. Это обеспечивает курортному комплексу круглогодичную загрузку и подпитывает материальную базу для реновации.

- Большинство белорусских санаториев и пансионатов строились еще во времена СССР. Как вы оцениваете их современное состояние?

- С тех времен здесь сохранилось самое ценное – хорошие врачи и методики, разработанные на основе советской курортологии, где основной идеей была последовательность и комплексность лечения. Сейчас во многих здравницах можно наблюдать своеобразную эклектику: среднего уровня номерной фонд сочетается с отличной лечебно-диагностической базой. Эта тенденция не зависит от форм собственности, разнообразие которых в Беларуси не так велико, как в России. Белорусские здравницы делятся на три группы: санатории Управления делами президента, профсоюзные и ведомственные (принадлежат заводам, предприятиям аграрного комплекса и др.). Везде инвестиции вкладываются в первую очередь в лечебную базу. В каждом санатории есть лаборатория для клинических исследований или оборудование для аппаратной диагностики, собственные авторские методики, связанные с применением тех или иных природно-климатических факторов, и, обязательно, бювет с минералкой.

Вторая очередь процесса обновления – это инфраструктура: строительство бассейнов, мини-аквапарков, тренажерных залов. Все это нужно, чтобы продлить сезон и доставить удовольствие отдыхающим в межсезонье. Кроме того, везде большое внимание уделяется территории санатория, у каждого курортного учреждения здесь есть огромная парковая зона с терренкурами и променадами. Все должно быть красивым и ухоженным. Третье направление инвестиций - ремонт столовых. Большое внимание уделяется качеству питания и состоянию обеденных залов. И затем подходит очередьобновления номерного фонда. Думаю, такой принцип обновления «советских» санаторно-курортных баз вполне оправданным: люди едут лечиться, наслаждаться природой и проводят в номере минимальное количество времени. В Белоруссии доминанта – это лечение. Поэтому даже пансионаты, в привычном для нас понимании, больше похожи на профилактории. У них тоже обязательно есть медицинская база: кабинет физиотерапии, минеральный источник. Конечно, в каждом санатории есть люксы и комнаты повышенной комфортности, а кое-где строятся новые корпуса или новые санатории, но в целом номерной фонд требует реновации. Хотя то, в каком виде белорусские санатории вышли на рынок три года назад, и то, что они представляют собой сегодня, это большая разница и серьезная динамика.

- «Солвекс-трэвэл» в своей работе с различными направлениями применяет комплексный подход, используя все рекреационные возможности страны. Что сыграло решающую роль при выборе Беларуси?

- Экологический компонент. Здесь невероятная природа, огромные озера. Везде чистота и порядок: ухоженные поля, леса, поселки. Плюс невысокие цены. Отдых здесь обходится дешевле, чем в аналогичных здравницах Средней полосы, Кубани или Кавказа. Сейчас на белорусском направлении мы предлагаем лечение, экскурсионные программы, детский отдых, охоту и рыбалку, индивидуальные туры и бронирование гостиниц.

- С какими массовыми туристическими направлениями можно сравнить Беларусь? В чем ее конкурентные преимущества нароссийском рынке?

- Страну часто сравнивают с украинскими курортами, на пример, с Трускавцом, Подмосковьем, Средней полосой России и Калининградской областью. По сравнению с ними Беларусь, прежде всего, бюджетное направление. Плюс чистота, порядок, гостеприимство, безопасность, предсказуемость и хорошие дороги. В республике два государственных языка – белорусский и русский. Если сравнивать с западными соседями, Литвой и Польшей, то фактор цены становится еще заметнее. Конечно, в этих странах выше уровень комфорта и сервиса, но возникает вопрос языка и визовый барьер. А на территорию Беларуси россиянин может въезжать по российскому паспорту. Думаю, в какой-то мере Беларусь может составить конкуренцию и курортам Краснодарского края. Ведь для тех, кто предпочитает летний отдых на воде, возможности Беларуси неисчерпаемы. Это край больших и чистых озер. Любая здравница стоит на берегу, имеет благоустроенный пляж и водные развлечения. По бальнеологическому потенциалу страну можно сравнить с курортами Кавказских Минеральных Вод. Решающий фактор – снова цена, безопасность и транспортная доступность. По природно-климатическим условиям Беларусь близка Средней полосе России, поэтому здесь не нужна акклиматизация - это важный фактор для детей. Но климат здесь мягче, чем в Москве или Санкт-Петербурге.

- В этом году «Солвекс» начал более активно продвигать белорусский турпродукт на российском рынке. Кто чаще покупает эти туры? Как развивается спрос на этом направлении?

- Одними из первых лечебные, природные и экскурсионные достоинства Беларуси оценили жители приграничных областей – Брянской, Смоленской, а также Калужской и северо-запада России. Сыграла роль транспортная доступность: люди ехали на своих автомобилях и самостоятельно открывали для себя Беларусь. Но самыми первыми и самыми активными потребителями белорусского продукта были и по сей день остаются жители Санкт-Петербурга. В последние годы в Беларусь активно поехали жители Подмосковья на своих автомобилях: прекрасные дороги, дорожная полиция не зверствует, как на Украине, а бензин дешевле, чем в России. Теперь география наших потенциальных туристов расширяется дальше на восток. Люди с не очень высокими доходами чувствуют себя в Беларуси достаточно уверенно. Товары, произведенные в Беларуси, отменного качества, а цены значительно ниже российских. В сезоне 2009 года мы ожидаем увеличения турпотока из Москвы. Решающие факторы, опять же, цена и транспортная доступность. Почти все поезда идут из Москвы на запад через Минск. Это комфортно, оптимально по цене и удобно по времени. Рассчитываем на туристов, которые уже не могут жить без отдыха и лечения, но не в состоянии позволить себе сейчас дорогостоящие перелеты и дальние поездки, хотя бы к Черному морю.

- Какие «белорусские» новинки появились у вас к сезону 2009 года?

- Мы продолжаем развивать санаторно-курортное направление и расширяем его географию. Во многих санаториях в этом сезоне берем блоки мест. Впервые предлагаем детские санатории и реабилитационные центры «Надежда», «Зубренок». Дети смогут также поехать в специализированные санатории с лечебным профилем. Для органов дыхания и пищеварения есть «Свислоч», «Случ», «Росинка» и «Солнышко». В санатории «Радуга» лечат заболевания кожи, это сейчас актуально для наших детей. В Беларуси находится единственный санаторий, специализирующийся на лечении детей с заболеваниями органов зрения, – «Богатырь».

- Какие есть варианты семейного отдыха в Беларуси?

- Все санатории, принимающие родителей с детьми – лучший вариант семейного отдыха. У нас есть прецеденты, когда на отдых в Беларусь выезжают семьи, которые хотят совместить лечение и экскурсионные поездки. Они размещаются в санатории, который находится недалеко от столицы, заказывают экскурсионную программу и чередуют процедуры с познавательными выездами. Для сравнения: в России много санаториев, которые принимают родителей с детьми, но лечат только родителей. В Беларуси в большинстве санаториев лечат и родителей, и детей, а в штате обязательно есть педиатр.

Уникальный белорусский опыт - детские здравницы, в которых есть корпус, предназначенный для родителей с детьми. Например, в санаториях "Ружанский" и "Колос". Такой вид санаторно-курортного лечения востребован среди россиян. Есть дети, которым трудно адаптироваться в новом коллективе, и есть родители, которые боятся оставить ребенка без присмотра. Такое размещение – это возможность совместить полноценное лечение, общение со сверстниками и родительскую заботу.

Для семейного путешествия подходит также отдых национальных парках: Беловежская пуща, Браславские озера, заповедные территории, нехоженые болота, проживание в коттеджах и избушках (фото). Есть путешествия по воде на байдарках и рыбалка. Это очень интересное с нашей точки зрения направление, которое мы будем рекламировать.

 

- Как «Солвекс» работает по Беларуси с российскими турагентствами?

- В 2008 году мы впервые включили Беларусь в наш каталог «Россия, Украина, Беларусь, Абхазия», он был выпущен большим тиражом и доступен для турагентов. В каталоге 2009 года раздел Беларуси значительно расширен, увеличен тираж издания. Там есть описания всех санаториев, с которыми мы сотрудничаем, и их лечебных возможностей. Описаны экскурсионные возможности Беларуси и на сайте «Солвекса», и эту информацию мы будем расширять. Планируем больше внимания уделить бальнеологии, создадим специальный раздел, по каждому санаторию будет размещена подробная информация о составе воды, которую там применяют, и о профиле лечения. Важно, чтобы агентства доводили эту информацию до клиентов, а те могли проконсультироваться со своими врачами. Традиционно весной и осенью «Солвекс-трэвэл» участвует в региональных воркшопах, где проводит мастер-классы, в том числе по Беларуси.

Начиная с марта мы планируем провести для турагентств ряд семинаров по Беларуси. Сейчас готовим видеопрезентацию. Семинары нужны, чтобы познакомить со спецификой продажи белорусских туров. А специфика такова, что в некоторых санаториях медицинская карта – непременное условие. В других же, наоборот, можно провести экспресс-обследование и сдать анализы. Где-то нужны специальные справки о состоянии здоровья, а где-то нет. Мы расскажем турагентам об особенностях инфраструктуры, медицинской базы, природной составляющей. А в марте проведем первый рекламный тур в Беларусь.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно