«Такой активной совместной работы регионов мы давно не видели»
Региональный совет Российского союза туриндустрии (РСТ) определил первостепенные меры поддержки для региональных предприятий малого и среднего предпринимательства (МСП) в туризме. В ходе онлайн-заседания, прошедшего 31 марта, приняты решения, которые будут сформулированы и доведены до руководства РСТ, федеральных органов исполнительной и законодательной власти.
География участников заседания охватила всю страну, в онлайне общались руководители туристических компаний из Москвы и области, Санкт-Петербурга, Волгоградской, Воронежской, Калининградской, Кемеровской, Кировской, Псковской, Самарской, Свердловской, Томской областей, а также Карачаево-Черкесии, Карелии, Крыма, Тюменского, Приморского, Хабаровского краев,
Как рассказала RATA-news директор по маркетингу компании «Анкор» Ирина Маштакова, для оперативности и с учетом эпидемиологической ситуации заседание Регионального совета решено было провести в чате. «В рамках РСТ организовано несколько чатов, где турбизнес обсуждает текущие вопросы. Аналогичный был создан и для Регионального совета. Договорились, что все будут готовы писать четко, оперативно, чтобы можно было сразу фиксировать ответы в протоколе заседания. Все шло в режиме вопрос-обсуждение-решение. И мы довольно быстро выработали предложения по срочной поддержке турбизнеса. Такой активной совместной работы регионов мы давно не видели», – сказала г-жа Маштакова.
Решив общие вопросы, участники онлайн-встречи разбились на группы для обсуждения ситуации в отдельных видах туризма, включая речные круизы, развлекательные парки, частные музеях и т.п. Выработанные в группах меры были объединены затем в общий протокол заседания.
«Такая форма взаимодействия оказалась очень эффективной. К нам присоединилась советник руководителя Ростуризма Елена Лысенкова и приняла активное участие в обсуждении предлагаемых мер. Мы сразу же получали рекомендации, в какое ведомство и кому конкретно направить наши предложения», – рассказала Ирина Маштакова.
Среди неотложных мер, которые помогут турбизнесу выстоять в кризисной ситуации, члены Регионального совета выделили следующие.
- Документально зафиксировать сумму, невыплаченную туристу за неиспользованный тур. После возобновления продаж, по-возможности, вернуть оставшуюся часть суммы, в том числе, вероятно, из средств, выделенных государством на поддержку турбизнеса, либо предоставить скидку на эту сумму на будущие выезды.
- Предоставить турбизнесу не отсрочку, а каникулы по различным формам налогов.
- В связи с отсутствием возможности выплачивать зарплату предприятия малого и среднего бизнеса должны иметь право оставить в режиме «простоя» определенное количество сотрудников, оплатив им две трети зарплаты. Остальных сотрудников вывести в неоплачиваемый отпуск (с предоставлением им государственной поддержки в размере МРОТ).
- Определить политику возмещения иностранным партнерам, продавшим туры в Россию, стоимость оплаченных, но неполученных услуг.
Стремясь не зацикливаться на сегодняшних проблемах, члены Регионального совета также выработали основные посткризисные меры, которые должны максимально быстрому восстановлению турбизнеса.
1. Субсидирование акций (скидки, бонусы и пр.), направленных на снижение стоимости турпродукта, чтобы повысить его доступность для массового туриста после окончания карантина.
2. Субсидирование социального туризма – организованных познавательных поездок школьников, студентов, пенсионеров и других социально незащищенных групп.
3. Частичное субсидирование авиаперелетов для групп в регионы, обладающие туристической привлекательностью, но малодоступные из-за высокой стоимости билетов (Сахалин, Приморский край, Алтай, Байкал и т.д.), а также субсидирование межрегиональных перелетов для стимулирования коротких путешествий (маршруты выходного дня).
4. Стимулирование предпринимательских инициатив по созданию турпродуктов, маршрутов, объектов показа, развитию туристической инфраструктуры с целью создания дополнительных рабочих мест и увеличения турпотока.
Светлана Ставцева, RATA-news