Пегас с 18 октября

Тиволи – маленькое достояние всего человечества

Продолжаем рассказ о пресс-туре, организованном компанией «ПАК групп» по маршруту одной из своих классических групповых экскурсионных программ «Италия дель Арте эконом».

В обязательную часть маршрута входит посещение Тиволи. Городок этот крохотный, но как практически всё в Италии буквально до краев заполнен памятниками истории и культуры.

Тиволи, раскинувшийся на склоне высокого холма примерно в 40 км от Рима, – потомок античного города Тибур. Свидетелями тех мифических времен являются зримые и сейчас руины храма, посвященного богине Весте (I век до н.э.) и пря­моугольное сооружение, которое принято называть храмом Сибил­лы (II век до н.э.). Дело в том, что согласно преданиям именно в этих местах жила одна из десяти легендарных пророчиц – Тибуртинская Сивилла. Дельфийская, как мы помним, предсказала Троянскую войну, а вот Сивилла из Тибура, жившая якобы во времена императора Октавиана Августа, предрекла рождение младенца Христа.

Красота тиволийских пейзажей и местные целебные серные источники (не самый приятный запах серы живо ощущается при въезде в город) всегда очень высоко ценились. Во времена древних римлян, например, в роскошных загородных виллах от трудов праведных отдыхали Юлий Цезарь, упоминавшийся уже Август и еще один император – Адриан. Размеры его неплохо сохранившейся «дачи», которую называют царицей императорских вилл античного мира, огромны. По сути дела при жизни хозяина это был музей, где всемогущий глава государства стремился воссоздать архитектурные сооружения древних Греции и Египта, наиболее понравившиеся ему во время его многочисленных, как мы сейчас сказали бы туристических поездок. Что-то от былого величия сохранилось до наших дней.

Еще одно знаменательное место в Тиволи – крепость Рокка Пиа, построе­нная по приказу папы Пия II в XV веке. Есть версия, что именно в ней в 1540 году папа Павел III утвердил придуманный богатым испанским идальго доном Игнацио Лопесом де Рекальдо Лойолой орден иезуитов, доныне представляющий собой грозную силу и даже имеющий официально зарегистрированное отделение в России.

В малюсеньком Тиволи сразу два исторических памятника признаны достоянием человечества и взяты под охрану ЮНЕСКО – вилла Адриана и вилла д’Эсте. Именно последняя сделала город знаменитым. Загородная резиденция, созданная в XVI веке архитектором Пирро Лигорио для кардинала Ипполито д’Эсте на месте бенедиктинского монастыря, славится, прежде всего, садово-парковым комплексом. Он, по сути, является прародителем более поздних шедевров этого наиболее сложного из видов искусств – французского Версаля и российского Петергофа.

Ипполит д’Эсте был сыном Лукреции Борджиа, дочери папы Александра VI Борджиа, известного и своими разносторонними талантами, и своими не менее разнообразными грехами. Одно только наличие детей у давшего обет безбрачия священника чего стоит. В 1550 году Ипполит, будучи кардиналом, претендует на папский престол, но терпит крах и назначается губернатором Тиволи. Его вилла, строительство которой началось в 1560-м и закончилось в 1575 году, – плод подражательства близлежащей вилле Адриана и зависти к другому кардиналу Алессандро Фарнезе, вот-вот собиравшемуся явить миру гигантский загородный дворец, известный нам сегодня как палаццо Фарнезе в Капрароле. Д’Эсте решил превзойти его если не дворцом, то садом. И весьма преуспел в этом. Творение архитектора Лигорио называют виллой пятисот фонтанов, причем, почти все они, благодаря мастерству предков и усилиям наших современников, действуют и сегодня.

У подножия дворца (внутрь стоит зайти, чтобы полюбоваться сохранившейся росписью стен и потолков) раскинулся чудо-сад. Спускаясь по его широким террасам-ступеням, постепенно начинаешь понимать, в какую удивительную сказку ты попал.

Вот самый крупный фонтан – Орган (фото).

 

Назван так потому, что может издавать мелодичные звуки. А вот аллея ста фонтанов (фото).

 

Барельефы воспроизводят главные темы поэмы Овидия «Метаморфозы» (фото).

 

Бродя по лабиринтам сада, почти случайно выходишь к фонтану богини плодородия Артемиды (фото).

Почти напротив, на другой стороне сада, устроена целая группа фонтанов под названием Рометта, как напоминание о Риме – руины, египетская колонна и мраморная лодка с площади Испании (фото).

 

Есть в саду д’Эсте и настоящее чудо технической мысли даже по нынешним временам – фонтан с птичками: бронзовые птахи щебечут, пока не появляется грозная сова и не распугивает их своим уханьем. Были когда-то и сюрпризы. Вставал гость на определенную ступень лестницы, и его окутывал дождь из водяных струй.

Утеряны, к сожалению, большинство статуй, украшавших сад. А они несли довольно сложную идеологическую нагрузку. Вилла была посвящена двум древним героям мифов: Геркулесу, от которого д’Эсте вели свою родословную, и Ипполиту, оклеветанному влюбленной в него мачехой Федрой. Памятник первому символизировал силу, второму – чистоту и непорочность. Кроме того, прогулка по саду являла, да и по сей день являет собой иллюстрацию к некой моральной притче. У фонтана Дракона гость может выбрать одну из двух расходящихся от него дорожек. Одна ведет к гроту Венеры, богине чувственной греховной любви, вторая к гроту Дианы, воплощению добродетели и неприступной девственности. Вот и интересно, кто какую дорогу выберет? (Любовь Булгакова, RATA-news)