Интурмаркет с 1 октября

Татьяна Николюк: «Идеи туров по России предлагает жизнь, нужно только уловить и претворить»

Московский туроператор «Вокруг света» недавно вступил в РСТ. Компания работает в сфере внутреннего туризма, значительная часть ее ассортимента – сборные двух-трехдневные туры по регионам и однодневные экскурсии. О традиционных маршрутах и неожиданных открытиях, о том, как удивить постоянных клиентов и чем привлечь новых, рассказала в интервью RATA-news директор компании Татьяна Николюк.

- Сейчас, после прошлогоднего триумфа внутреннего туризма, рынок отмечает снижение спроса на российский продукт. Вы это заметили?

- На майские праздники продажи шли тяжело. Клиенты делали покупки в последний момент, из-за недобора пришлось снимать группы. Но по некоторым маршрутам в этом году мы серьезно увеличили количество заездов и групп. Да, практически исчезла глубина продаж экскурсионных туров, заранее бронируют примерно 15% программ, все остальное – за две недели до тура. Но вот продажи на июньские праздники уже в начале мая внушали оптимизм.

Делать сборные экскурсионные туры по России всегда было сложно и рискованно, а мы все 22 года нашей работы занимаемся именно этим. В маршруты, которые «пекутся» и разлетаются, как пирожки, я не верю. Хороший тур нужно выстрадать и прилично в него вложиться. Работа сложная и кропотливая. Прибыльная ли? Конечно. Но при условии, что группа будет набрана не менее чем на 85%. А чтобы цена была доступной и нам что-то досталось, надо набрать 35-40 человек. Темы для маршрутов – как сюжеты для книг, их предлагает сама жизнь, нужно только уловить. Немного фантазии, неделя командировки, «перелопачивание» тонн информации, придирчивые расспросы гидов и партнеров, пара дней споров о логистике в офисе, расчет коммерческой составляющей и, наконец-то, удовлетворение – маршрут выходит в свет.

- Бум на рынке внутреннего туризма как-то отразился на вашем бизнесе?

- За годы работы мы неоднократно сталкивались с периодами взлетов и падений спроса, обусловленных различными экономическими и политическими причинами. Поэтому тот «бум» и последовавший «спад» продаж, о котором сейчас так много говорят, для нас – явление привычное. Наша задача – оперативно реагировать на ситуацию, изучая рынок и собственную статистику.

Например, в начале 2016 года наиболее востребованными были классические экскурсионные маршруты, в том числе по Золотому кольцу. А в конце года спрос переориентировался на города, которые до этого не были центрами массового туризма: Липецк, Тамбов, Орел, Ростов-на-Дону, Астрахань. Динамика продаж по этим направлениям выросла на 50-60%! Поэтому мы расширили ассортимент за счет этих городов и организовали рекламные туры для агентств. В этой работе, кстати, очень порадовала активность региональных операторов, большинство из которых – члены РСТ. Число клиентов, обслуженных по партнерским программам, в 2016 году у нас выросло на 1,5 тыс. человек.

- Многие «выездные» операторы на волне роста спроса вышли на рынок внутреннего туризма. Вы почувствовали обострение конкуренции? Пришлось ли перестраиваться, чтобы сохранить позиции на рынке?

- Логично и предсказуемо, что туроператоры по выезду в прошлом году переориентировались на внутренний рынок из-за снижения спроса на зарубежные направления. И пришли они в эту нишу с привычными для себя стандартами работы, которые отличаются от наших. Мы в хорошем смысле избаловали туристов насыщенными экскурсионными программами, в которые включаем пакет интерактивных элементов, мастер-классов, комплексное питание и прочие услуги. Возможно, во время наших туров у людей нет избытка свободного времени, но зато мы успеваем максимально представить им основные достопримечательности. Безусловно, новые игроки и продукты на рынке – дополнительная конкуренция, но это и путь к повышению качества работы. В конечном счете, выигрывает и бизнес, и клиенты.

- С направлениями-лидерами внутреннего туризма все примерно понятно. А кто в условном «втором эшелоне» дышит им в спину?

- Вы правы, классика экскурсионных туров вне моды и времени. Никогда не перестанут быть популярными Санкт-Петербург, Псков, Байкал, Карелия, Казань, Золотое кольцо, Калининград, Дальний Восток, Астрахань. Второй эшелон – это города, которые пока не имеют больших потоков, но ситуация меняется на глазах. Появляются новые региональные туроператоры, которые берут на себя смелость консолидировать группы на месте.

Еще в прошлом году легче было нам самим организовать тур, например, в Воронежскую область, а сейчас есть множество интересных предложений от местных операторов. Региональные компании часто предлагают больше вариантов по датам и частоте заездов, у них разнообразнее наполнение туров и ассортимент. И если мы до сих пор какой-то регион делаем самостоятельно, значит, пока не нашли партнера на месте или нас не устроило качество и цена продукта.

Ко второму эшелону я бы отнесла Ростов-на-Дону, Воронеж, Белгород, Екатеринбург, Архангельск, Тамбов, Йошкар-Олу, Ижевск, Кавминводы, Пензу, Адыгею.

- Расскажите о своих последних удачах в этом «эшелоне».

- Во-первых, линейка туров по Черноземью – Тамбов, Липецк, Воронеж. К семидневному туру, объединяющему все три области, можно присоединиться в любой день – это удобно для туристов и снижает риски недобора групп для нас. Не понимаю, как мы раньше жили без Тамбова?! Наши менеджеры могут долго рассказывать о чудесном дворце Асеевых – филиале музея «Петергоф», о картинной галерее, коллекцией которой могли бы гордиться и столичные музеи, о фонтанах, о сохранившемся центре города, о храмах с росписью гризайль, о радушии и гостеприимстве.

Еще одна гордость – тур «Путешествие на землю Донскую» по маршруту Ростов-на-Дону – Азов – Танаис – Таганрог – Старочеркасск – Новочеркасск. Земля, которая помнит венецианских купцов, татаро-монгольскую орду, воинов Тамерлана, турецких янычар, знаменитые осадные сидения донских казаков, азовские походы Петра I, открывшие России выход в Азовское, а затем и в Чёрное моря. В станице Старочеркасской есть Атаманское подворье, где сохранились жилые дома казаков – курени, старинные храмы, атаманский дворец. Нельзя пропустить Таганрог – город Чехова и Раневской, Азов – город-крепость, археологические раскопки городища Танаис.

К 50-летию Золотого кольца по просьбам региональных и московских турагентств мы составили четырехдневный тур, включающий восемь «классических» городов – Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир. Маршрут получился насыщенным, доступным по цене и очень востребованным.

Назову маршруты «Палитра Курской земли» (Курск – Марьино – Рыльск – Курская Коренная пустынь), «Путешествие в страну Белогорье» (Белгород – Борисовка – Хотмыжск – Головчино – Ракитное – мемориал «Прохоровское поле».

Есть в России регионы, которые незаслуженно обойдены вниманием туристов, например, Адыгея. В сознании туристов регион ассоциируется исключительно с активным туризмом. А ведь там можно организовать прекрасный отдых с осмотром природных достопримечательностей и без длительных переездов, все объекты располагаются максимум в 30 км от гостиниц. Есть возможность комфортного проживания, посещения термальных источников. Туры начинаются и заканчиваются в Краснодаре, где много авиарейсов и поездов, доступные цены. Природа, достопримечательности Адыгеи ничем не уступают популярному Алтаю.

- В каких регионах турбизнес наиболее развит, где проще искать партнеров?

- Туристический рынок более развит в европейской части России – Петербург, Псков, Казань, Калининград. Везде, где уже налажен поток, где есть здоровая конкуренция. В других регионах если находишь турфирму, которая готова все сделать, как тебе нужно, – это удача. В таких случаях рождается и качественный продукт, и долгосрочное сотрудничество. Наши примеры – Белгород, Воронеж, Орел, ТИЦ в Тамбове и Мичуринске, Чаплыгине. Пока трудно с Алтаем и Дальним Востоком, риски огромные, но, надеюсь, все наладится. А еще опыт показывает, что партнеров надо искать на неформальных проектах РСТ – региональных слетах турбизнеса, стройотрядах и в других поездках.

- Особая головная боль операторов по России – железнодорожные туры.

- Конечно, грустно, когда проезд оказывается дороже стоимости самого тура, в том числе «благодаря» динамическому ценообразованию, которое практикует РЖД. Хотелось бы гарантированных блоков с возможностью оплатить их заранее, а выписать билеты – накануне поездки. Но это мечты. Хорошо, что любознательность наших туристов берет верх, они стараются планировать поездки и покупать билеты заранее.

Увеличился спрос на программы с проездом дневными скоростными поездами типа «Ласточка». Это хорошая альтернатива автобусным турам. Линейка таких предложений называется у нас «Туры без пробок». За последние 10 лет количество туристов, путешествующих по железной дороге, у нас даже увеличивается, в среднем – на 15% в год. Но, увы, не могу похвастаться, что стало больше молодежи.

- А вы где предпочитаете отдыхать?

- Сколько себя помню – путешествовала всегда. Я родилась на Сахалине, и каждый год меня возили к бабушкам в Москву и Владивосток. Люблю российскую природу, люблю Крым в марте-апреле, когда все расцветает, можно бродить по пустынным пляжам, пить кофе в безлюдных кафе, неспешно осматривать замки и великолепные парки. Очень хочу съездить в наш собственный тур по Липецкой области: Данков – Лебедянь – Троекурово – Чаплыгин – Кураповские скалы. Вообще у этого региона богатейший экскурсионный потенциал. Думаю, в ближайшее время мы сделаем по нему еще пару авторских программ.

- Что вас побудило вступить в РСТ?

- Неофициально мы уже давно вместе: слеты в Карелии и Тольятти, сбор винограда в Крыму, участие в концерте «Таланты турбизнеса». Наших Ольгу Фишелеву и Инессу Рубцову многие знают и любят, они у нас звезды. И, как порядочные люди, мы в этом году, наконец-то, оформили свои отношения с РСТ.

 

Анна Вальцева, RATA-news