Таиланд
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

№5326

Рестораны освободят от НДС. И в гостиницах тоже?

Владимир Путин предложил с 2022 года в пилотном режиме освободить от НДС предприятия общественного питания, если их выручка не превышает 2 млрд рублей. При этом общепит сохранит право на уплату пониженной ставки страховых взносов в 15%, даже если численность персонала компании увеличится до 1500 человек. Сейчас пониженная ставка по страховым взносам предусмотрена для компаний численностью до 250 человек. По словам президента, это позволит оценить эффект в том числе для обеления бизнеса и стимулирования развития компаний.

Как сообщил первый вице-премьер Андрей Белоусов, Федеральная налоговая служба уже отобрала 500 компаний сферы общественного питания, которые примут участие в эксперименте. По его словам, многие ведущие рестораторы подтвердили, что в случае отмены НДС они пойдут на «полное обеление».

Глава Минфина Антон Силуанов также рассчитывает на эффект от отмены НДС: государство, по его словам, по сути, и не получает этот налог, потому что бизнес дробится и работает в качестве малых предприятий.

Эксперимент по отмене НДС планируется запустить осенью. Если он будет удачным, его могут распространить и на другие отрасли, в том числе на туристический бизнес.

Рестораторы ликуют. Омбудсмен по ресторанному бизнесу Москвы и основатель сети ресторанов «Мясо&Рыба» Сергей Миронов, один из инициаторов отмены налога, назвал произошедшее прецедентом для всей страны. С его подачи эта идея обсуждалась последние три года на разных уровнях законодательной власти с переменным успехом.

«Мы несколько раз почти достигали своей цели, но потом откатывались назад, на исходные позиции. Почему-то всегда считалось, что НДС – это «священная корова», которую ни в коем случае нельзя трогать», – написал он на своей странице в фейсбуке.

По словам Сергея Миронова, существующий налоговый режим буквально задушил отрасль. Основная проблема в том, что на выходе продукция ресторанов облагалась НДС 20%, в то время как на входе этого налога практически не было: большинство поставщиков у рестораторов – это ООО, которые работают на упрощенке, часть ИП, которые также не платят НДС, и немногочисленные поставщики-сельхозпроизводители, фермеры, у которых НДС 10%.

С ним согласен вице-президент Российской гостиничной ассоциации (РГА), генеральный директор управляющей компании «Кронвелл Менеджмент» Алексей Мусакин. «НДС для кафе, ресторанов, в том числе при гостиницах, фактически выступает налогом с продаж, а не реальным налогом на добавленную стоимость. РГА совместно с РСТ уже лет пять предлагает снизить НДС для гостиниц как минимум вдвое, до 7%», – сказал он RATA-news.

В 2019 году году НДС в России вырос с 18% до 20%, кроме того гостиницы вынуждены платить НДС еще и с комиссии Вooking.com. Плюс, по словам г-на Мусакина, положение общепита сильно ухудшилось из-за пандемии, поэтому весной 2020 года снижение НДС уже предлагалось как срочная антикризисная мера. Конкретно для гостиниц и других аналогичных средств размещения турбизнес просил снизить ставку НДС до 5% в 2020 году с последующим увеличением до 10% в 2022 году. Ростуризм эту активно идею поддержал.

По словам г-на Миронова, в пилотный проект попадут все рестораны, ресторанные сети с выручкой до 2 млрд рублей в год. У них будет нулевой НДС и, по сути, меняются еще и критерии МСП, то есть страховые взносы у ресторанов будут 15%, как у всех остальных. Параллельно начинается процесс «обеления» рынка, когда компания не должна открывать десяток разных юрлиц, потому что не помещается в упрощенку. Это огромный толчок к развитию, полагает эксперт.

Алексей Мусакин рад за рестораторов, но не понимает, почему ничего не говорится о гостиницах, хотя в течение всех последних лет, когда турбизнес предлагал снижение НДС, речь шла о гостинично-ресторанном бизнесе, и о гостиницах, прежде всего, так как именно они чаще кафе и ресторанов работают с НДС.

«Мы не понимаем, относится ли все сказанное на форуме к отельным ресторанам, если они не выступают отдельным юрлицом, – говорит он. – В любом случае, конкретики пока мало, предстоит еще многое уточнить. Например, говорится о том, что эксперимент начнется только в 2022 году, а 500 компаний уже определены. Непонятно также, что будет с ними на выходе проекта. Эти вопросы мы зададим в письме правительству, которое сейчас готовят РГА совместно с РСТ».

Председатель комиссии РСПП по туризму и индустрии гостеприимства и почетный президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько также недоумевает, почему НДС не обнуляется для гостиниц. По его словам, большинство ресторанов в целом по России работают на УСН, а как раз отели часто превышают лимиты УСН и работают с НДС.

«Кроме того, в Европе, например, снижение НДС (VAT) в индустрии гостеприимства начиналось как раз с гостиниц и других коллективных средств размещения, чтобы поддержать в первую очередь въездной туризм. Увеличение экспорта услуг наряду с поддержкой занятости и было основным мотивом применения этой меры, в частности, для выхода из экономического кризиса 2008 года. Сейчас для всего гостиничного и ресторанного бизнеса, включая крупный, там действует льготная ставка НДС в размере до 10%», – сказал он.

Для информации: VAT – аналог НДС для гостиниц во Франции и Испании – составляет 10%, в Германии 7%, в Бельгии, Нидерландах и Португалии 6%, в Люксембурге – 3%.

«Если отмена НДС не распространяется на гостиничный общепит, цены в нем могут оказаться неконкурентоспособными. Это неправильно. В Европе НДС ресторанам снижали заодно с гостиницами, которые выступают более экспортоориентированным бизнесом», – считает Сергей Шпилько.

По его словам, анонсированную президентом льготу по отмене НДС необходимо распространить на предприятия общепита в гостиницах, а без этого предложенная мера окажется хотя и долгожданной, но половинчатой, если не сказать противоречивой по отношению к индустрии гостеприимства как целостному комплексу, включающему гостиничный и ресторанный бизнес.

Светлана Ставцева, RATA-news

Туроператоры готовятся предложить иностранцам вакцинные туры

Владимир Путин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, поручил правительству до конца июня проработать возможность платной вакцинации для иностранцев от коронавирусной инфекции Covid-19.

По словам президента, иностранные граждане смогут привиться вакцинами российского производства в рамках реализации программы по вакцинному туризму. Он отметил, что отечественная фармацевтическая промышленность готова и дальше наращивать выпуск вакцин. «Мы не только в полном объеме обеспечиваем собственные потребности, но и можем предоставить иностранцам возможность приехать в Россию и сделать здесь прививку», – подчеркнул Владимир Путин.

По словам генерального директора компании «Интурист» Виктора Тополкараева, туроператор предложил вакцинные туры еще в начале 2021 года, но реализацию проекта пришлось отложить из-за желания властей сначала обеспечить прививками граждан России. «Сейчас у нас собрался большой портфель заказов на такие туры от иностранных партнеров. Видимо, подошло то время, когда вакцинному туризму дадут дорогу», – сказал он.

Виктор Тополкараев надеется, что правовая база для вакцинации иностранных граждан в России на коммерческой основе будет разработана в течение июня, а с июля уже начнутся поездки. Он пояснил, что портфель заказов на вакцинные туры покрывает почти весь мир – это Индия, Иран, страны Юго-Восточной Азии и большое число запросов из арабских стран и Европы, где есть и свои вакцины. «Основной спрос формируется на «Спутник V», статистика ее применения наибольшая», – сообщил гендиректор «Интуриста». Виктор Тополкараев добавил, что все это время работали серые схемы посещения России иностранными туристами с целью вакцинации, но правовых основ для визовой поддержки и необходимых регламентов не было.

Генеральный директор Cosmos Travel Андрей Сивицкий тоже отмечает большой интерес к российской вакцине у иностранных граждан: «Мы ожидаем, что после снятия ограничений въездной поток по антиковидным турам составит не менее 50 тысяч человек до конца года».

По поводу стоимость такой поездки г-н Тополкараев сказал, что это будет зависеть от условий и составляющих тура: «Цена самой прививки не будет решающей. Основное – это перелет и размещение. Кроме того, поскольку для прививки «Спутником V» нужны две дозы препарата, многое будет зависеть от того, какую логистику выберут туристы – либо двухразовая поездка по неделе, либо приезд сразу на 25 дней. Такие запросы у нас тоже есть. Это сочетание вакцинации с культурной и экскурсионной программой».

Андрей Сивицкий согласен с коллегой. По его мнению, желающим привиться от коронавируса в России можно предложить либо одну поездку с пребыванием в РФ в течение 21 дня, либо две поездки, каждая сроком на три дня. «Стоимость второго варианта, включающего проживание, трансферы, консультации и вакцинацию – от $700 без учета перелета. Стоимость тура сроком на 21 день составит от $1500», – подсчитал гендиректор Cosmos Travel.

Глава Ростуризма Зарина Догузова заявила, что возможность организации специальных туров для иностранцев, желающих пройти вакцинацию от коронавируса в России, ведомство прорабатывает с туроператорами. «И это будут те иностранные граждане, которые прилетят сюда специально, чтобы вакцинироваться», – подчеркнула г-жа Догузова, пояснив, что в поручении президента речь шла именно о туристической составляющей вопроса. Напомним, глава Минздрава Михаил Мурашко заявил, комментируя выступление Владимира Путина на экономическом форуме, что вакцинирование иностранцев от коронавируса будет распространяться лишь на тех, кто проживает в России.

По словам председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергея Корнеева, единственное в стране официальное Санкт-Петербургское агентство медицинского туризма, подведомственное городскому туркомитету, по договоренности с Россотрудничеством уже принимает на вакцинацию в Петербурге российских граждан, проживающих за рубежом. Россотрудничество обратилось к своим представителям в разных странах с просьбой распространить эту информацию среди соотечественников. Со всеми основными въездными туроператорами они тоже уже работают.

Добровольная вакцинация в России проводится с января текущего года. В стране одобрены четыре отечественные вакцины: «Спутник V», «Спутник Лайт» Центра им. Н.Ф. Гамалеи, «ЭпиВакКорона» новосибирского центра «Вектор» и «КовиВак» Центра им. М. П. Чумакова.

Ростуризм обозначил главные задачи на ближайшую перспективу

Главные задачи Ростуризма на ближайшие годы – победить сезонность и сделать вложения в туризм привлекательными для инвесторов. Пути их решения в ближайшие годы обсудили на посвященной туризму сессии ПМЭФ глава ведомства Зарина Догузова, губернаторы, представители туротрасли.

«Все наши усилия и инструменты национального проекта будут сфокусированы на том, чтобы инфраструктура работала круглогодично, чтобы победить сезонность и связанные с ней низкие доходы инвесторов, что напрямую влияет на качество сервиса, уровень оплаты труда и престиж работы в туристической отрасли. Также необходимо сделать инвестиции в современную туристическую инфраструктуру более привлекательными для инвесторов, снизить для них риски», – сказал г-жа Догузова.

Среди инструментов нацпроекта глава Ростуризма назвала льготное кредитование инвесторов для строительства новых современных гостиничных объектов.

«Эту меру мы запустим уже в этом году. У нас почти 100 млрд рублей на субсидирование процентной ставки на 10 лет, а до 2024 года в бюджетном цикле почти 20 млрд. При этом мы уверены, что сможем дофинансировать этот инструмент, если он хорошо пойдет и будет востребован инвесторами. Мы рассчитываем, что не менее 20 тысяч новых современных качественных номеров будет поддержано в ближайшие годы за счет субсидирования процентной ставки», – сказала она.

Г-жа Догузова сообщила, что Ростуризм собирается поддержать льготными кредитами проекты гостиниц от 120 номеров под международными или федеральными брендами, так как именно они задают стандарты качества и сервиса, которые нужны туристам. Кредиты можно будет получить на срок до 15 лет по ставке 3-5% годовых.

По ее словам, в последние 10-15 лет наблюдался перекос гостиничного строительства в пользу городов, где благодаря деловой активности сезон продолжается практически круглый год. Поэтому в рамках нацпроекта приоритет будет отдаваться проектам на курортах и природных территориях, на которых катастрофически не хватает отелей – это Краснодарский край за исключением Сочи, Крым, Алтай, Байкал, Карелия и другие регионы.

«Эта мера поддержки предназначена для крупного бизнеса. Но есть отдельная система мер грантовой поддержки через межбюджетные трансферты для малого и среднего бизнеса, которого больше всего в туризме», – добавила Зарина Догузова. С помощью грантов Ростуризм в ближайшие пару лет хочет обустроить более 1000 маршрутов на наиболее популярных направлениях по всей России. Речь идет о создании кемпингов, автокемпингов, глэмпингов, санитарных зон.

Кроме того, ведомство продолжит финансировать инженерно-коммунальную инфраструктуру для проектов, начатых в рамках Федеральной целевой программы развития туризма. Эта работа должна быть завершена в течение 2-3 лет. По словам г-жи Догузовой, здесь существует проблема недостаточной увязки дорожных объектов с туристическими проектами. Она подчеркнула, что Ростуризм должен «понимать объем создаваемого номерного фонда на конце дороги, которую строит».

Выступления на сессии губернаторов стали в какой-то мере иллюстрацией к словам Зарины Догузовой. Так, глава Бурятии Алексей Цыденов сообщил, что в регионе катастрофически не хватает отелей и ему приходится отказываться от чартерных программ, так как туристов негде селить.

Губернатор Камчатки Владимир Солодов сказал, что сейчас Камчатку посещают 200 тыс. человек в год. В планах довести это число до 800 тыс. – одного миллиона, а число рабочих мест в отрасли увеличить с нынешних 6,5 тыс. до 10 тыс. По его словам, этой цели невозможно достичь без расширения сезонности. «Пока мы не расширим сезон с нынешних 2-3 месяцев до как минимум 10, ничего не сделаем. Мы активно продвигаем зимний туризм – помимо хелиски и хелибординга это разнообразные активности на беспрецедентном по качеству снегу», – отметил он.

«За последний год была решена основная проблема, которая сдерживала развитие турпотока по России – транспортная доступность. Сейчас, благодаря программе субсидирования чартеров, мы можем вполовину снизить стоимость перелетов, причем особенно это важно для тех регионов, где частота регулярных рейсов не такая высокая», – подчеркнул в своем выступлении генеральный директор «TUI Россия» Тарас Демура.

По его словам, сейчас главная задача туроператора – работа над едиными стандартами сервиса и качества продукта в регионах для приема чартерных туристов. «На месте работают несколько принимающих турфирм, у которых очень разные представления о сервисе. Одни и те же экскурсии одна компания проводит час, другая пять часов, гиды рассказывают разное, разный уровень транспорта. Когда прилетает чартер на 350 кресел, необходимы единые стандарты автобусов, экскурсий, клиентского опыта, и ни одна маленькая принимающая компания это не потянет. В числе наших основных задач – создание так называемых SLA, service level agreement, чтобы унифицировать работу местных принимающих компаний, научить их действовать в консорциуме и давать единый клиентский опыт», – подчеркнул эксперт.

Ирина Сафронова, специально для RATA-news

Туризм останется, но будет другим: на ПМЭФ обсудили будущее индустрии гостеприимства

Индустрия гостеприимства никуда не исчезнет и со временем восстановится, однако, она станет иной. Уже сейчас появляются новые запросы потребителей на качество и форматы отдыха, меняется характер и инструментарий работы участников рынка, которые еще недавно вели всю свою деятельность офлайн. Своими мыслями о перспективах, подводных камнях и уже предпринятых шагах по развитию отрасли, в частности, молодежного туризма, поделились эксперты дискуссии «Туризм: путешествия и работа мечты», организованную Российским союзом туриндустрии, которая прошла в субботу на Петербургском международном экономическом форуме в рамках Молодежного международного экономического форума (ММЭФ).

Генеральный директор VFS Global Зубин Каркария напомнил, что до пандемии индустрия гостеприимства росла самыми быстрыми темпами, «даже быстрее чем мировая экономика в целом – в 2019 году у нас было зафиксировано полтора миллиарда туристов».

«Есть ли какая-то яркая перспектива для молодежи в нашем бизнесе? Да, есть. Будут создаваться рабочие места, и это может касаться не только турагентств и туроператоров, будут возникать и новые возможности. Например, появится потребность в специалистах по технологиям, по реализации цифровых решений, продакт-менеджеры. Такие виды занятости также будут очень важны для индустрии туризма», – сказал Зубин Каркария.

Отвечая на вопрос, влияет ли экология на выбор молодежи при планировании путешествий, президент РСТ Андрей Игнатьев отметил, что такой тренд действительно есть, и у него есть название – устойчивый туризм. «Все чаще молодые люди выбирают не просто путешествия, а поездки туда, где разделяется мусор, где готовят свежую рыбу, купленную у местных производителей, где используются возобновляемые источники энергии. Устойчивый туризм – это осмысленные путешествия, которые не вредят окружающей среде. Это основной критерий», – пояснил глава РСТ.

Что касается выбора между онлайн и офлайн, а также digital-инструментами в индустрии и специалистами, то главный исполнительный директор Emerging Travel Group Феликс Шпильман считает, что здесь важен симбиоз живого общения и технологий: «Мы, например, работам в России с более 30 тысячами агентов, которые обслуживали офлайновый спрос. И видим, что агентства не закрываются и продолжат жить, но уходят в онлайн. И мы перестраиваем сейчас все наши инструменты, чтобы помочь им делать свою работу с экспертизой и сервисом в онлайне. Их профессия и жизнь тоже меняются – они становятся digital-travel-экспертами, которые продолжают обслуживать клиентов. Соответственно, это новая профессия».

Вице-президент РСТ, руководитель Регионального совета союза Ольга Санаева подчеркнула важность поддержки молодежного туризма: «Но надо понимать, что необходимо молодым людям, в том числе студентам, как правильно построить маршрут. Многие из них говорят, что в путешествии хотели бы увидеть что-то, касающееся их будущей профессии».

Основатель Biletarium, победитель конкурса «Мастера гостеприимства» Анисия Евдокимова уверена, что туризм останется, но будет другим: «Важно сохранять баланс, когда ты создаешь продвинутый сервис. Мы, например, приезжаем в маленькое село, где есть музей регионального значения. Подходим к бабушке на входе и пытаемся ей объяснить, что тут какие-то QR-коды будут выдаваться. Она смотрит на нас и говорит: девочки, вот я тут выписываю билетики ручкой на бланке, отрываю, и вы можете зайти. И в эту секунду ты понимаешь, что технологии – это здорово, классно, это будущее. Но страна наша огромная, и общение человека с человеком не так быстро исчезнет, как, может быть, хотелось поколению новых бизнесменов».

В сессии также приняли участие председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев и заместитель председателя комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Сергей Кривоносов.

Модератор сессии, заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Антон Сериков поблагодарил спикеров за наставничество в конкурсе «Мастера гостеприимства» и напомнил, что 8-10 июня в Нижнем Новгороде состоится финал второго сезона: «Уверен, что много новых интересных проектов будет реализовано благодаря акселерации и менторству наставников, которые помогут продвижению идей финалистов в российских регионах».

В чем Пермский край может рассчитывать на РСТ

В дни работы ПМЭФ губернатор Пермского края Дмитрий Махонин и президент РСТ Андрей Игнатьев подписали соглашение, направленное на развитие туризма в регионе и содействие в реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».

По словам Дмитрия Махонина, сфера туризма – одна из перспективных и стратегически важных отраслей для Пермского края. «Сейчас мы определяем наиболее значимые, финансово емкие для региона направления в развитии отрасли, и нам необходимо договориться о форматах, в которых будем работать», – подчеркнул губернатор.

«В рамках соглашения с РСТ Пермский край получит экспертную и менторскую поддержку инвестиционных проектов в сфере туризма. Регион намерен сотрудничать с союзом для создания концепции и подпрограммы по детскому и молодежному туризму, реализации туристической составляющей проекта «Пермь-300», а также разработки пилотных проектов, среди которых внедрение электронных билетов в музеи и основные достопримечательности Прикамья, туристический паспорт школьника, разработка единой системы бронирования туруслуг, в том числе связанных с продажей местной продукции и изделий мастеров народных промыслов», – сказал президент РСТ Андрей Игнатьев..

Как отметили в РСТ, Пермский край может стать одним из первых регионов, где будет реализован «Туристический паспорт школьника» – проект, который вошел в топ-100 по итогам конкурса «Сильные идеи для нового времени» Агентства стратегических инициатив. Он предполагает введение туристических дневников активности ребенка и интеграцию путешествий в учебный процесс.

Кроме того, союз намерен оказать поддержку в развитии туризма на особо охраняемых территориях Пермского края, содействовать в проведении блог-туров для развития экспорта услуг, способствовать образовательному туризму и развитию культурных и туристических связей между Пермским краем и европейскими странами.

Пермский край, в свою очередь, планирует привлекать экспертов РСТ для участия в профильных мероприятиях – Всероссийском форуме по промышленному туризму, Всероссийском круизном форуме и других.

По мнению руководителя Пермского регионального отделения РСТ Ксении Ведерниковой, подписание соглашения позволит систематизировать усилия бизнеса и власти в рамках реализации конкретного плана мероприятий, что принесет синергетический эффект в развитии туризма в регионе.

«Мос-Тур»: вебинар по экскурсиям и турам в Москву – сегодня

Сегодня, 7 июня, в 11.00 по московскому времени компания «Мос-Тур» проведет вебинар по экскурсиям и турам в Москву.

Все самое главное о новом сезоне в столице и новых программах, самых актуальных предложениях и условиях сотрудничества.

Вы познакомитесь с туристическими продуктами компании на предстоящий сезон – сборными и индивидуальными экскурсиями, турами в сборных группах с гарантированными заездами и под запрос, специальными программами для родителей с детьми.

Комиссия по экскурсиям и турам в Москву для агентств – 20%.

Регистрация на вебинар.

При регистрации пишите ваши вопросы, и их включат в программу вебинара.

«Мос-Тур»: (495) 120-47-74

Круизы Costa Cruises на трех новых лайнерах с обновленными маршрутами

Costa Cruises продолжает постепенное возобновление круизного сообщения 2021-2022 на трех новейших лайнерах с обновленными маршрутами. Итальянская компания приглашает в путешествие по Средиземноморью, Карибскому бассейну, ОАЭ и Южной Америке. Основные изменения коснутся трех самых инновационных судов – Costa Firenze, Costa Toscana и Costa Smeralda.

Costa Firenze – самый новый корабль, присоединившийся к флоту Costa, спроектирован в духе флорентийского Ренессанса. Он начнет навигацию 4 июля 2021 года из Савоны и будет ходить по Средиземному морю до конца ноября текущего года. Зимой 2021-2022 лайнер совершит круизы из Дубая по Объединенным Арабским Эмиратам, Оману и Катару с посещением Expo-2020 Dubai. С апреля 2022 года Costa Firenze вернется в Средиземное море с недельными круизами по Италии, Франции и Испании.

В первое плавание по Средиземному морю в декабре нынешнего года отправится новый эко-лайнер Costa Toscana, строительство которого завершается на верфи Meyer Turku в Финляндии. В течение 2022 года Costa Toscana будет выполнять семидневные круизы по Западному Средиземноморью с посещением двух испанских городов – Барселоны и Валенсии весной или Ибицы и Валенсии летом. Зимой 2021-2022 флагман Costa Smeralda придет на смену кораблю-близнецу Costa Toscana в Южной Америке, а затем вернется в Средиземное море с круизами по Италии, Франции и Испании.

«Круизное предложение Costa на оставшуюся часть года и весь следующий год обширно и значимо, – рассказал президент Costa Cruises Марио Дзанетти. – Получив множество положительных отзывов и запросов после открытия продаж, мы улучшили и дополнили маршруты, выполняя план постепенного и поэтапного рестарта, ориентируясь на изменяющуюся ситуацию в мире. Благодаря этому мы предлагаем путешествия на самых современных кораблях с обслуживанием мирового класса, ресторанами, спа-салонами и значимым присутствием в регионах захода наших кораблей. Впервые, начиная с мая 2022 года, три наших самых инновационных лайнера будут курсировать вместе в Средиземном море, даря гостям поистине уникальный круизный отдых».

В предложения зимнего сезона 2021-2022 вошли круизы на четырех лайнерах. Costa Diadema отправится из Савоны 26 сентября в продолжительное путешествие по Турции и Греции или Испании и Португалии. С декабря корабль будет курсировать в Карибском бассейне с тремя различными маршрутами, чтобы познакомить пассажиров с красотой Карибских островов. Costa Fascinosa вернется в навигацию 23 сентября для 10-дневных круизов в Лиссабон с выходом из Савоны, а в зимний период предложит круизы по Южной Америке. Costa Deliziosa продолжит совершать круизы по Восточному Средиземноморью до 8 января 2022 года, а затем отправится в кругосветное плавание. Costa Luminosa, в настоящее время курсирующая в Восточном Средиземноморье, будет совершать двухнедельные круизы на Канарские острова или в Израиль.

В течение летнего сезона 2022 года, в дополнение к Costa Firenze, Costa Smeralda и Costa Toscana в Западном Средиземноморье, три корабля Costa Deliziosa, Costa Luminosa и Costa Pacifica будут осуществлять навигацию по восточной части Средиземного моря. Еще четыре лайнера – Costa Diadema, Costa Fascinosa, Costa Favolosa и Costa Fortuna – будут курсировать по Северной Европе с заходами в балтийские города и норвежские фьорды.

Обновленные программы Costa будут доступны для бронирования в ближайшее время.

Истрия – по островам и весям

Завершаем рассказ корреспондента RATA-news, побывавшего в Хорватии по приглашению национального туристического офиса страны.

Хорватия – государство хоть и не островное, но на острова богатое. Если посмотреть на карту, можно увидеть, что вдоль всего побережья тянутся вереницы островов и островков, каждый из которых чем-нибудь да примечателен.

Острова Бриюни, расположенные возле западного побережья полуострова Истрия, не отличаются большой площадью, зато по части богатой истории дадут фору многим своим соседям по Адриатике. Впрочем, обо всем по порядку.

Мимо острова Бриюна… Бриюни состоят из четырнадцати островов – самый большой называется Вели-Бриюн. В отличие от большинства других, расположенных в Адриатическом море, они сплошь покрыты субтропической растительностью. Средиземноморские дубы и лавры, кедры и эвкалипты, кипарисы и секвойи, олеандры и розмарины – здешние вечнозеленые леса не зря считаются одними из самых красивых в Хорватии.

Первые туристы посетили острова в 1896-м. К 1914 году на Вели-Бриюне был построен гостиничный комплекс, появился причал, заработали почта и телефонная станция. Бассейн с подогреваемой морской водой, казино, ипподром, теннисные корты и самое большое в Европе поле для гольфа на восемнадцать лунок – Бриюни быстро стали одним из самых популярных мест отдыха для европейской элиты.

Но в развитие курорта вмешались войны – сначала первая мировая, потом вторая, после которой Вели-Бриюн был превращен в роскошную летнюю резиденцию тогдашнего президента Югославии Иосипа Броз Тито.

Не только с политиками и дипломатами встречался на архипелаге югославский лидер: в разное время сюда приезжали Валентина Терешкова и Че Гевара, Софи Лорен и Карло Понти, Элизабет Тейлор и Ричард Бёртон. Свидетельства самых ярких встреч теперь можно найти в местном музее, посвященном личности Иосипа Броз Тито.

Рядом с музеем в прозрачном боксе стоит принадлежавший Тито Cadillac, который в 1953 году подарили бывшему югославскому президенту канадские иммигранты. Автомобиль до сих пор на ходу и на нем можно прокатится: полчаса обойдутся примерно в 50 тысяч рублей.

Все в парк! В начале 1980-х острова, отделенные от материка Фажанским проливом, приобрели статус национального парка. Из небольшого городка Фажана в сторону острова Вели-Бриюн ежедневно курсируют туристические корабли. Время в пути занимает примерно пятнадцать минут.

Чтобы попасть на борт, надо купить билет в кассах нацпарка в Фажане или на сайте. В стоимость входят услуги гида – экскурсия по острову занимает около четырех часов. До Вели-Бриюна можно добраться и самостоятельно, арендовав яхту или катер, однако цена входного билета в парк будет такой же, как и с профессиональным сопровождением.

По острову Вели-Бриюн туристов возят экскурсионные паровозики.

В базовую экскурсию входит посещение постоянных экспозиций и сафари-парка, который был создан в северной части острова в 1978 году. Его основой стали «живые подарки» Иосипу Броз Тито от глав иностранных государств. Например, в 1970 году Индира Ганди подарила пару двухгодовалых индийских слонят по имени Сони и Ланка. Сони умер в 2010 году, а Ланка до сих радует посетителей сафари-парка своим миролюбивым видом.

В сафари-парке обитают зебры, ламы, олени, морские черепахи, павлины, страусы…

Задолго до них острова Бриюни топтали совсем другие существа – динозавры. При входе в порт Вели-Бриюна можно увидеть трехпалый отпечаток, оставленный крупным хищником из семейства тероподов. Всего на Бриюни было найдено более двухсот (!) следов динозавров: считается, что эти древние рептилии гуляли здесь примерно сто миллионов лет назад.

Там же, у причала, есть несколько уютных кафе и лавочек, а также готического вида церковь святого Германа, построенная в 1481 году. Ее стены украшают древние фрески, прекрасно сохранившиеся до наших дней.

Держать руку на Пуле. До нацпарка можно добраться не только от Фажаны, но и от Пулы, которая находится в шести километрах от островов. Пула – местный административный центр и негласная столица Истрии.

Город привлекает путешественников древней историей и памятниками архитектуры разных эпох. Местные пляжи живописны и чисты, это подтверждают реющие на побережье Голубые флаги.

В городских окрестностях раскинулись виноградники и оливковые рощи, заросли можжевельника сменяются дубовыми лесами, аромат пряного лавра смешивается с запахом хвои средиземноморских сосен. Расположившаяся в окружении такого природного великолепия Пула бережно хранит следы античного прошлого – в виде древнеримских храмов и мозаик.

Однако все исторические памятники города меркнут перед грандиозным амфитеатром, которой в Пуле называют просто Ареной. Это одна из шести крупнейших в мире сохранившихся римских построек такого типа. Впечатляющий амфитеатр, вмещавший больше двадцати тысяч зрителей, строили одновременно с римским «собратом» – в I веке нашей эры во времена правления императора Веспасиана.

В средние века на Арене устраивали религиозные шествия, рыцарские турниры и городские торжества. Не пустует это место и сегодня: летом здесь проходят концерты и спортивные соревнования, международный кинофестиваль.

В подземных помещениях под амфитеатром располагается экспозиция археологических находок и выставка, где представлены мельницы и прессы для производства оливкового масла и вина, а также коллекция античных глиняных амфор.

Еще одна античная достопримечательность Пулы, арка Сергиев, была сооружена не в честь триумфа императора, а на средства богатой семьи Сергиев. Арка была встроена в Золотые ворота – самые торжественные из десяти ворот крепостной стены. В XIX веке большую ее часть снесли, арка теперь стоит сама по себе, но по-прежнему выглядит весьма солидно.

В высокий сезон Пулу заполняют туристы: в многочисленных кафе и ресторанах, например, Sopravento или Milan, становится многолюдно и шумно. Пляжи заполняют отдыхающие, которые с наступлением темноты плавно перетекают в ночные клубы. И только ленивые коты, вальяжно развалившиеся у столиков и познавшие дзен, напоминают о том, что спешить никуда не нужно. Достаточно просто замереть на мгновение и вдохнуть воздух Адриатики, чтобы понять, что ты обязательно сюда вернешься.

Екатерина Веллинг, специально для RATA-news
Фото автора