Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Россия открыла свои внутренние воды иностранным судам – только маленьким

Совет Федерации одобрил вчера изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, которые открывают российские водные пути для судов под флагами иностранных государств.

Но пока только для яхт, способных принять не более 18 человек, в том числе пассажиров – не более 12.

По данным только Всероссийской федерации парусного спорта, к ним поступает около 5 тыс. запросов из-за рубежа на проход по внутренним водным путям. Но до сих пор действующее законодательство разрешало хождение судов по российским водным путям только под государственным флагом РФ. В исключительных случаях можно было оформить разрешение судну под иностранным флагом, но для этого надо было пройти сложную и длительную процедуру, в которой участвовали и ФСБ, и МВД, и МИД. Как правило, такой возможностью пользовались только участники международных регат, маршрут которых предполагал заход в Санкт-Петербург. Но и они неоднократно сталкивались с проблемами. Теперь ситуация должна измениться, предполагается, что на получение разрешения потребуется неделя.

В новой редакции кодекса сказано, что «перечень портов и внутренних водных путей, открываемых для захода и плавания судов под флагами иностранных государств, устанавливается правительством РФ». Скорее всего, разрабатывать подзаконные акты будет Минтранс. Он определит, какие порты и водные пути готовы принимать яхты и катера.

Пока, по экспертным оценкам, их можно пересчитать по пальцам. К приему яхт готовы Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Тольятти. Но реально дойти сейчас иностранное судно сможет только до Санкт-Петербурга. До остальных городов добраться невозможно из-за отсутствия необходимой инфраструктуры – сервисных центров и «заправок». Российские яхтсмены вспоминают, как пять лет назад группу, совершавшую путешествие между Москвой и Санкт-Петербургом, сопровождал следующий по дороге бензовоз.

По этой же причине владельцы яхт не могут совершить полноценное путешествие по Волге. Река осваивается участками. С появлением «заправки» в яхт-клубе в Рыбинске можно совершить переход от Твери до Плеса. А когда завершится строительство яхт-клуба в Плесе, в распоряжении яхтсменов будут 400 км акватории без шлюзов между Рыбинскими и Городецкими шлюзами.

Как считают некоторые эксперты, если иностранных туристов заинтересуют путешествия по российским водным просторам, найдутся инвесторы, которые построят необходимую инфраструктуру. Есть, правда, и другое мнение. Огромная проблема – отсутствие точных карт, навигационного обеспечения, давно не чищеный фарватер. А эти мероприятия могут быть осуществлены только на бюджетные деньги. Для развития яхтенного туризма необходимы целевые программы – федеральная и региональные, которые предполагают государственно-частное партнерство.

Препятствует развитию яхтенного туризма и законодательная база, регламентирующая судоходство по внутренним водам. Развитие инфраструктуры, в первую очередь заправочных станций, причалов и дебаркадеров, поддержание фарватера в должном состоянии, разработка стандартов для яхт-клубов и яхтенного турпродукта, внесение изменений в правила прохождения шлюзовых сооружений, создание центров обучения, строительство яхт в России, обеспечение безопасности – вот лишь краткий перечень необходимых для развития яхтинга мер, требующих законодательной поддержки. (Интерфакс-Туризм)