Travelport с 18 января

Таиланд: как живут и принимают гостей северяне

По приглашению Туристического управления Таиланда (TAT) группа журналистов побывала на выставке Thailand Travel Mart + Mekong Subregion 2017 (ТТМ+), которая второй год подряд прошла в Чиангмае – столице Северного Таиланда.

В северных провинциях королевства нет моря, но это не повод отказываться от поездки. Там стоит побывать, чтобы увидеть другой Таиланд. Именно здесь, у бирманской границы, расселились полукочевые племена из Китая, Лаоса, Вьетнама и Бирмы, пришедшие на эту землю еще в прошлом веке.

В этнографической деревне Баан Тонг Луанг живут племена карен, лаху, хмонг, палонг, акха, падонг и другие, к которым мы совершили одну из самых примечательных экскурсий.

В деревне сохраняется традиционный уклад жизни и ремесла, в которых каждое из племен совершенствовалось веками.

Это доброжелательные, открытые люди, несмотря на то, что живут в самом настоящем проходном дворе – туристы приезжают к ним чуть не каждый день.

Сделанные вручную поделки и сувениры выставлены на верандах жилых домов. Когда кто-то из гостей подходит ближе, им ненавязчиво улыбаются.

На прилавках выложена всякая мелочевка – яркие лоскутные слоники, кошельки, бисерные серьги, расшитые головные уборы, шали и т.д.

Ранее утро, деревня еще в сонном состоянии, кроме нас, других туристов пока не видно. Люди заняты повседневными делами.

Например, женщины племени яо вышивают, это их давняя специализация. Женский национальный костюм состоит из саронга – это кусок полотна, обвязанный вокруг бедер, и куртки с «меховым» воротником.

В основном, рукоделием занимаются женщины в возрасте. Бабушка из племени хмонг наносит на ткань тонкие узоры. Судя по всему, раскрашенное полотно пойдет на саронг – такой же, как надет на ней.

У женщин племени карен длинные мочки ушей, растянутые увесистыми серебряными серьгами. Ноги ткачихи так сильно стиснуты под коленями латунными обручами, что в голову невольно закрадывается мысль о вреде таких украшений.

Руки практически всех местных женщин украшены не только множеством браслетов, но и непременно часами.

Некоторые девушки немного стесняются, стараются не смотреть в камеру, хотя, казалось бы, должны привыкнуть к вниманию туристов.

Узор на лица наносят травяной пастой не только для красоты, но и в лечебно-профилактических целях – от прыщиков и как солнцезащитное средство.

Это серьезное дитя играет со старым телефоном Nokia. Лишнее подтверждение тому, что местные жители, несмотря на традиционный уклад, пользуются благами цивилизации.

Уверена, в домах найдутся и другие приметы современного мира, которые не выставляются напоказ. Нельзя же нарушать этнографический колорит.

Впрочем, местные жители кормятся не только за счет демонстрации своей жизни публике, основное пропитание себе они обеспечивают тяжелым сельскохозяйственным трудом. Сами выращивают рис, кукурузу, фрукты и овощи. Излишки продают на местном рынке. Вот так, по колено в воде, возделывают рисовые поля.

Наибольшее любопытство туристов вызывают женщины племени падаунг. Славятся они своими окольцованными шеями.

Этой хрупкой женщине уже 67 лет. Возможно, в столь преклонном возрасте отказаться от ношения колец будет не очень комфортно – все-таки многолетняя привычка. Но это миф, что голова без поддержки сразу же заваливается набок. Даже за многие годы ношения колец шейные позвонки растянуться не могут, но деформируются, опускаясь вниз, ключицы.

Соседка по веранде еще старше – 72 года, и такая же стройная.

Обычно первое латунное кольцо надевают девочкам в возрасте пяти лет. Это даже не отдельные кольца, а спираль, обороты которой добавляют почти каждый год. У пожилых женщин спираль насчитывает порядка двадцати пяти колец. Объясняют традицию тем, что в давние времена, когда мужчины уходили на охоту, на деревню могли напасть тигры, обычно перегрызающие жертвам горло. Так появилась идея надежно защитить нежные женские шеи. Нельзя исключать также эстетического фактора.

Считается, что женщины оголяют свои шеи только во время мытья. Традиция подобным образом украшать шею постепенно отмирает. Местные матроны спокойно говорят о том, что их правнучки кольца, скорее всего, носить не будут. Вот и еще одна причина побывать в деревне Баан Тонг Луанг – ради удивительных длинношеих женщин.

Молодежь традицию пока поддерживает.

Этой девушке с виду лет 20, но оказалось, что она на десять лет старше, уже давно замужем и воспитывает детей. Муж с утра пораньше промышляет в лесу.

Многие из этих племен исповедуют католицизм. Над входом в крошечное помещение школы трогательно смотрится пожелание счастливого рождества.

А вот племена акха поклоняются духам природы и умершим предкам.

Весьма откровенная скульптурная композиция у ворот в их деревню установлена не из любви к искусству, а для защиты от незваных гостей – злых духов, хищных зверей и т.д.

Как пояснила смешливая представительница племени акха, мужчина и женщина символически показывают дикому миру, что это территория людей и вход за ворота запрещен. К примеру, возвращается домой охотник – мало ли кто увяжется за ним из лесу. Вот тут-то защита и сработает. В былые времена на ворота вешали шкуру или скелет собаки, чтобы священное животное наверняка отпугнуло пришельцев.

От ответа на вопрос, не мешает ли столь радикальная защита привлечению туристов, моя собеседница уклонилась.

 

Наталья Панферова, RATA-news

Фото автора