Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Обнуление НДС для отелей усугубило налоговые проблемы туроператоров

Применение НДС в сфере туризма стало одной из основных тем прошедшего заседания комиссии РСПП по туриндустрии под председательством главы этой комиссии, члена правления РСПП, почетного президента РСТ Сергея Шпилько.

Напомним, с 1 июля отели освобождены от уплаты НДС, соответствующая норма содержится в подписанном президентом законе об антикризисных налоговых мерах. Однако представители гостиничной сфера отмечают, что из налогооблагаемой базы выводится только стоимость проживания, а питание и дополнительные услуги по-прежнему облагаются НДС.

«Это приводит к затратному раздельному учету и мало помогает загородным и курортным отелям, в выручке которых услуги размещения составляют 45%», – сказал управляющий партнер Cronwell Hotels & Resorts, вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин. Эксперты также обращают внимание на тот факт, что услуги питания в кафе и ресторанах от НДС освобождены, а в гостиницах нет, что делает их цены неконкурентными по сравнению с предприятиями общепита, расположенных в двух шагах от входа в отель.

Алексей Мусакин также отметил, что при работе с туроператорами и крупными заказчиками отельеры сталкиваются еще с одной сложностью: партнеры, являясь плательщиками НДС и не имея возможности зачесть входящий налог, теперь просят у гостиниц скидки 20%, чтобы компенсировать свои затраты на уплату налога.

«Тема НДС – большая проблема, особенно в контексте работы по расширению географии поездок, организации чартерных маршрутов, – отметил генеральный директор компании «Алеан», председатель комиссии РСТ по внутреннему туризму Илья Уманский. – При формировании комплексного турпродукта туроператоры вынуждены платить НДС 20% именно как оборотный налог, а не со своего дохода. При такой ставке деятельность компаний становится нерентабельной. Обнуление НДС для отелей усугубило эту проблему и подталкивает туроператоров либо к разделению бизнеса и переходу на упрощенную систему налогообложения, либо к дроблению турпродукта и переходу на агентскую форму работы, что противоречит действующему законодательству».

Решением этой проблемы, по мнению г-на Уманского, было бы включение туроператорской деятельности в статью 149 Налогового кодекса РФ, что позволит причислить этот вид бизнеса к необлагаемым НДС.

Коллегу поддержал генеральный директор компании «Интурист» Виктор Тополкараев: «Получается, что мера, которая вводилась с целью повышения доступности услуг для конечного потребителя, приводит к их удорожанию. И от НДС необходимо освобождать туроператоров в сфере не только внутреннего, но и въездного туризма».

«В структуре себестоимости внутреннего турпродукта НДС в два раза больше, чем та прибыль, которую мы получаем, в том числе при реализации чартерных программ, – отметил заместитель генерального директора туроператора Fun&Sun Александр Сирченко. – То есть работа по внутреннему туризму убыточна и приводит к проблемам, о которых здесь уже говорили коллеги».

Также, по мнению г-на Сирченко, для расширения географии направлений остро стоит вопрос разработки механизма субсидирования так называемых специальных туристических тарифов для блоков мест на регулярной перевозке. При этом надо сделать так, чтобы этот механизм не пересекался с другими мерами субсидирования межрегиональных авиаперевозок.

По этой теме дал пояснение генеральный директор компании «Випсервис», вице-президент РСТ Дмитрий Горин. По его словам, авиаторы поддерживают субсидирование, помимо чартерных рейсов, блоков мест на регулярных перевозках. Сейчас из-за переизбытка провозных емкостей на внутреннем рынке распространен демпинг и регулярная перевозка порой продается дешевле, чем субсидируемые чартерные билеты. Здесь необходима координация с туристическими компаниями, обсуждается возможность совместной эксплуатации чартерных рейсов авиакомпанией и туроператорами.

Также Дмитрий Горин коснулся вопроса международных перевозок, где наоборот провозных емкостей не хватает. «Необходимо увеличение перевозки авиакомпаниями из дружественных стран, увеличение квоты по Турции, чтобы туроператоры могли выполнить свои обязательства перед клиентами. Возможно, придется уходить от принципа паритета по количеству рейсов, предусмотренного ранее в межправсоглашениях, – отметил он. – Впереди сложный зимний сезон, когда не будет летней Турции, и нужны гарантии по Египту, Таиланду, ОАЭ и другим странам».

Все обсуждавшиеся вопросы вошли в итоговую резолюцию заседания. На их основе будут направлены обращения в органы власти с целью выработки новых мер поддержки турбизнеса.