Travelport с 25 октября

2006 год по части выездного туризма в Петербурге будет показательным

Пресс-служба Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии провела опрос петербургских турфирм – членов РСТ относительно итогов летнего сезона и перспектив выезда петербуржцев на новогодние каникулы. В числе респондентов были компании «Вест-тревел», «Калипсо – мир путешествий», «Конкорд тревел», «Нева», «Прима», «Ривьера тревел», «Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга», «Солвекс турне», «Тез тур».

По мнению участников опроса, высокий сезон 2006 года в целом прошел ровно и вполне удачно. Например, стабильный рост спроса по всем направлениям отметили в турфирме «Нева»: в среднем динамика составляет 30% ежегодно. Но есть фирмы, которые считают, что сезон 2005 года был успешнее нынешнего. Если раньше темпы роста спроса на рынке составлял до 25% в год, то в 2006-м - порядка 10%.

Следует отметить, что в 2006 году произошло очередное повышение цен на авиаперевозку (20-25%), соответственно увеличилась и цена туров по сравнению с прошлым годом. Тем не менее, заметных провалов в сезоне не было, даже несмотря на открытие дополнительных чартерных линий, принадлежащих московским туроператорам. Питерский рынок выдержал - «съел» увеличенное предложение.

Главная неожиданность сезона – плавный спад интереса к Турции и перемещение акцентов на Европу. Турпоток в основном перераспределился на Грецию, Кипр, Испанию, Италию. Турция, считают туроператоры, в этом году была «тяжелой».

Главной причиной, по мнению экспертов, явилось снижение качества турецкого продукта. Связано это с оттоком европейских туристов из Турции. Дело в том, что Европейский союз отменил социальную поддержку отдыха в странах, которые в ЕС не входят. Поэтому, со слов турецких партнеров, европейское бронирование упало у них на 66%, они вынуждены были снизить цены на ряд отелей. А это повлекло за собой сокращение количества дополнительных услуг, снижения уровня сервиса. В этом году по Турции было много жалоб на качество, даже в отелях 5*. В компании «Тез тур» тоже считают, что Турция сдала свои позиции с точки зрения ожидаемого роста. Он прогнозировался в пределах 25%, а оказался - 13%. Впрочем, объемы продаж самого «Теза» возросли в 3 раза по сравнению с прошлым годом! Причина - продуманная стратегия за счет тщательной проработки предложений.

С другой стороны, петербуржцы, насытившись турецким продуктом, в последнее время отдают предпочтение новым направлениям. В частности, Греция, по мнению многих туроператоров, оттянувшая на себя основную часть туристов, не поехавших в Турцию, в этом году явно в лидерах роста: плюс почти 50%. Отчасти греческий «взрыв» в Санкт-Петербурге был связан с увеличением авиаперевозки: три рейса на Крит, три - на Родос, пять - на Халкидики и Салоники, новый самолет на Корфу, и все это было востребовано. Кстати, в настоящее время на уровне правительств России и Греции подписан контракт о дополнительном авиационном обслуживании линии Санкт-Петербург – Греция, что, несомненно, будет способствовать дальнейшему увеличению турпотока в страну древней Эллады. Как отмечают турфирмы, в сезоне лета 2006 года, особенно в августе, практически, все отели Греции были переполнены. Спрос явно превышал предложение. Это несмотря на увеличение стоимости турпакета, в основном, за счет авиаперевозки и 10-процентный рост цен на средства размещения. Наиболее успешно прошли программы по Родосу и Криту.

Хорошие показатели и у Кипра. По питерскому рынку – плюс 20%. И тоже, говорят, частично из-за Турции. На острове, как и в Греции, появились отели, работающие по системе «все включено», что очень нравится российским туристам.

Италия и Испания прибавили примерно по 20%. Значительно возрос спрос на Болгарию, Черногорию, Хорватию. Если говорить о скандинавском направлении, то безусловным лидером продаж оставалась Финляндия, хотя довольно быстрый рост показала и Норвегия с ее знаменитыми фьордами.

Неожиданность летнего сезона – превращение некоторых традиционно зимних направлений во всесезонные. Это, прежде всего, касается Бангкока, Мальдив, Маврикия. Нынешним летом из Санкт-Петербурга впервые летали самолеты «Трансаэро» в Бангкок, и всегда заполненные. Рейс был поставлен прошлой осенью, и вот спустя год программа стала круглогодичной. Основная причина популярности – климатическая. Петербуржцы все чаще стали отдавать предпочтение дестинациям, где средняя температура держится в пределах 25 градусов тепла.

Что касается наших черноморских курортов, то, несмотря на повышение стоимости отдыха на 10-12%, все было распродано. К сожалению, показатель цена-качество, по-прежнему, работает в пользу чартерных перевозок на зарубежные курорты. Выбирая отдых на отечественной ривьере, туристы не выигрывают в цене, но пока проигрывают в качестве. Тем не менее, своей любви к привычным с детства пляжам не изменяют.

Не сдают свои позиции в рейтинге популярности речные круизы. В этом году все теплоходы, вставленные на маршруты Валаам, Кижи, Соловки, были полностью загружены. Осваивается новое направление на остров Каневец. Значительно вырос интерес петербуржцев к речным круизам по Волге, северным рекам, Черному морю.

Как всегда была востребована у петербуржцев летом Ленинградская область – коттеджи, пансионаты, санатории. Тенденция совмещать отдых с оздоровлением во время отпуска продолжается. Особенность летней жизни большого мегаполиса – повышенный спрос на путевки выходного дня.

Среди новинок сезона - всевозможные комбинированные туры. Например, перелет на какой-нибудь европейский курорт, отдых там, плюс недельное путешествие на автобусе по разным городам и странам. Это предложение очень понравилось туристам в Испании и Скандинавии.

Многие туроператоры в 2006 году отмечают рост числа индивидуальных туров, особенно в сентябре, октябре и даже ноябре

Отрадно, что границы высокого сезона стали расширяться. Интересно, что в самые жаркие месяцы петербуржцы предпочитали отдыхать в своей климатической зоне или на ближних направлениях, а в период бархатного сезона отправлялись в дальние южные страны. Таким образом, пик сезона опять сместился на август-сентябрь. Вообще сентябрь сильно прибавил по оборотам.

Довольно активная туристическая осень – еще одна особенность 2006 года. Участники опроса говорили об отсутствии резкого перехода от высокого сезона к низкому. Граница смыта, продажи идут нон-стоп по сей день.

Летние программы закончились 15 октября и в это же время активно пошли зимние. Хорошо продались ноябрьские каникулы и начались продажи новогодних туров, что подтверждает тенденцию среди петербуржцев заблаговременно планировать свой отдых на самые востребованные даты.

Неплохое начало и стабильный рост демонстрирует Египет – наиболее массовое зимнее направление. Пока все летает очень ровно и низкого сезона не наблюдается. Близки к пику продажи по Скандинавии. Здесь особым спросом пользуются коттеджи в Финляндии, встречи с Санта Клаусом и пр. Кстати, наша родина Деда Мороза - Великий Устюг - тоже широко востребована. Нынче из Санкт-Петербурга туда будет курсировать чартерный поезд, который станет настоящим украшением каникулярных программ.

Хорошо продаются дальнемагистральные направления: Бангкок, Таиланд, Гоа, Австралия, Новая Зеландия, Куба, Доминикана, Карибские острова. Растет интерес к ЮАР, Замбии, Зимбабве. Впервые из Санкт-Петербурга поставлены рейсы в Шарджу (ОАЭ) и Хайнань (Китай). Традиционно хорошо бронируется Англия, Франция, круизы.

Вообще питерские операторы полагают, что в части выездного туризма 2006 год будет показательным. Летом довольно успешно прошел эксперимент с московскими чартерными программами из Петербурга, зимой появились новинки на рынке, связанные с приходом авиакомпании «Трансаэро». Раньше город не видел особого выбора - куда «Пулково» скажет, туда все и летели. Сейчас ситуация меняется, возникает конкуренция и, соответственно, новые предложения. Как это отразится на петербургском туристическом рынке, покажет время. (Татьяна Деменева, СЗРО РСТ, специально для RATA-news)