Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам
Главные новости

«Деньги нам туроператор вернул, но разочарование и обида на РЖД остались»

04:50, 7 ноября 2019

Более 530 школьников из Московской области не смогли отправиться в оплаченный железнодорожный тур на осенние каникулы: Федеральная пассажирская компания (ФПК) отказалась предоставить туроператору вагоны.

Поездка планировалась на 25-27 октября, но не состоялась. Мы узнали об этом из гневного письма, поступившего в RATA-news. Житель города Реутов Московской области Андрей Костычев прислал нам жалобу на ФПК, по вине которой в выходные 25-27 октября несколько сотен детей из подмосковных школ, включая его 11-летнего сына, не уехали в турпоездку с посещением Казани и Нижнего Новгорода. Причем об отмене тура все узнали за день до отправления. По словам г-на Костычева, туроператор «Ретро-Туризм», который организовывал поездку, деньги за несостоявшийся тур вернул: «Деньги нам вернули, но разочарование и обида на РЖД остались».

О несостоявшейся туристической поездке более 600 человек Андрей Костычев написал также президенту ОАО «РЖД» Олегу Белозерову через виртуальную приемную. «Но единственным мне ответом была отписка, что обращение направлено на рассмотрение в Федеральную пассажирскую компанию. То есть непосредственно виновникам срыва детского праздника», – сказал он.

Мы решили разобраться, что же произошло, и обратились в компанию «Ретро-Туризм». Как выяснилось, 30 сентября туроператор направил в ФПК заявку на организацию детской перевозки в рамках железнодорожного экскурсионного тура «Русь изначальная» с применением паровозов. Этот проект компания реализует в сотрудничестве с администрациями городов-спутников Москвы – Ногинска, Химок, Королёва и других.

Как пояснил RATA-news генеральный директор «Ретро-Туризма» Сергей Бобров, в качестве пилотной поездки предполагалось организовать детский поезд по маршруту Москва – Казань – Нижний Новгород – Москва, который должен был отправиться с Курского вокзала 25 октября. Планировалось, что в составе будет 12 вагонов, а потянет их паровоз. Общее количество пассажиров – 534 школьника и 70 сопровождающих.

В последующие две недели ответа от ФПК не последовало. Зато раздался звонок… из компании «РЖД Тур». Там сказали, что готовы предоставить вагоны и назвали свою цену. «Периодически мы пользуемся услугами «РЖД Тур» – когда это планово и нас устраивают финансовые и организационные условия. Но это был не тот случай. Речь шла о поездке для детей и в наших планах этих затрат не было», – говорит Сергей Бобров.

Туроператор от предложения «РЖД Тур» отказался и 16 октября повторил свой запрос в ФПК. Ответ пришел 23 октября, причем в письме стояла дата 21 октября. В нем говорилось: «Учитывая высокую загрузку вагонов АО «ФПК» в запрашиваемый Вами период, сформировать состав специального поезда по маршруту Москва – Казань – Нижний Новгород – Москва не представляется возможным. Одновременно с изложенным, для организации перевозки группы пассажиров предлагаем Вам рассмотреть возможность использования поездов АО «ФПК», следующих в регулярном сообщении».

То есть больше чем через три недели после получения заявки ФПК вежливым тоном предложила туроператору за день до отправления приобрести билеты пяти сотням детей в обычной кассе.

Но даже если бы компанию «Ретро-Туризма» отправили в обычные кассы намного раньше, а не накануне поездки, кому, как не ФПК знать, что регулярный поезд – это не вариант для такого тура с определенным графиком экскурсионных программ, режимом питания и другими необходимыми условиями для перевозки организованных детских групп.

Может быть, компания «Ретро-Туризм» слишком поздно обратилась в ФПК? Как пояснил RATA-news Сергей Бобров, официального регламента на этот счет нет. «Но если мы даже что-то нарушили и поздно подали заявку, пусть бы нам сразу об этом написали, мы бы стали искать другие варианты. Но ФПК просто молчала», – уточнил собеседник.

Более того, директор «Ретро-Туризма» несколько дней пытался прояснить ситуацию в самой ФПК, попасть на прием к руководству. Но его приняли только в среду утром 23 октября. Беседа состоялась, но осталось непонятным, дадут компании вагоны или нет. «И лишь к обеду 23 октября мы получили то самое письмо-отказ, датированное 21 октября. В нем еще упоминалось якобы направленное нам некое письмо ФПК от 20 октября, но мы его не видели».

А что касается версии об отсутствии вагонов, то 24 октября ФПК распространила новость: для удовлетворения повышенного спроса на перевозки в период ноябрьских праздников назначено около 200 дополнительных поездов.

Что ж, мы вынуждены напомнить читателям одну из похожих историй, которых вообще-то было множество. В 2016 году несколько петербургских туроператоров обратились к президенту ОАО «РЖД» Олегу Белозерову и генеральному директору Федеральной пассажирской компании (ФПК) Петру Иванову по поводу новогоднего чартерного поезда из Санкт-Петербурга в Великий Устюг. В письме говорится, что ФПК отказывается предоставить им железнодорожный состав напрямую, вынуждая бронировать его через компанию «РЖД Тур», которая откровенно завышает стоимость аренды всех типов вагонов. Мы написали об этом в материале, который так и назывался: «Федеральная пассажирская компания не дает туроператорам вагоны, принуждая работать через «РЖД Тур».

Заметим, что ни от РЖД, ни от ФПК туроператоры ответов тогда так и не получили. Через три недели мы продолжили эту тему публикацией «Не дождавшись ответа от «РЖД», питерские туроператоры были вынуждены подписать договор с «РЖД Тур».

Спустя несколько месяцев редакция получила от «РЖД Тур» претензию на сумму более 3 млн рублей, а затем и судебный иск. Через два года разбирательств Девятый арбитражный апелляционный суд отказал «РЖД Тур» в удовлетворении иска.

Мы неоднократно транслировали мнение туроператоров по поводу взаимодействия с ФПК. Если бы компания напрямую принимала от них заявки на вагоны и поезда, то решила бы сразу несколько задач. И прежде всего – значительно повысила бы свою доходность: в отсутствие дорогостоящего посредника в лице «РЖД Тур» туристические компании активнее потянулись бы к ФПК бы со своими заказами.

С 2016 года, а тем более с лета 2013-го, когда мы впервые написали о принципах работы ФПК и «РЖД Тур» с турбизнесом, много воды утекло. ФПК даже заключила прямые договора с двумя туроператорами – правда, немецкими. Минувшим летом сменился генеральный директор «РЖД Тур». Но «посредническая» политика железнодорожников в отношении турбизнеса, судя по всему, осталась на месте.

1 ноября RATA-news направила в пресс-службу АО «ФПК» просьбу прокомментировать отказ в организации перевозки школьников. Ответа пока нет.

Светлана Ставцева, Ирина Тюрина, RATA-news


Обсудить в telegram

вам может быть интересно