Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Интервью

Ирина Тюрина: «Во мне постоянно борются три человека с противоположными интересами»

10:09, 8 февраля 2010

Электронной газете RATA-news исполнилось 10 лет. И я, главный редактор Ирина Тюрина (фото), под видом юбилейного интервью решила ответить на «часто задаваемые вопросы», которые поступают от читателей и коллег мне лично или через специальный раздел на нашем сайте.

- Участвует ли Российский союз туриндустрии в финансировании электронной газеты?

- RATA-news – самостоятельное юридическое лицо, а РСТ – один из его учредителей. Газета существует на полной самоокупаемости и финансируется исключительно за счет средств от рекламы. Впрочем, нет, не совсем. Материальное участие РСТ выражается в частичной оплате услуг связи моего мобильного телефона, поскольку я еще и пресс-секретарь этой организации.

 

- Вмешивается ли в работу редакции президент РСТ Сергей Шпилько? Влияет ли он на содержание газеты?

- Конечно, влияет, если того требуют обстоятельства. Но не вмешивается, это слово здесь неправильное. Он подключается – в сложных случаях, в ситуациях, требующих особого внимания, в моменты серьезных политических разногласий на рынке. Многие важные материалы Сергей Павлович диктует или пишет сам. Вообще позиция РСТ редко освещается без участия руководителей Союза.

- Всегда ли вы согласны с позицией президента РСТ?

- Странный вопрос, хотя задавался неоднократно. Теряюсь в догадках, что могло послужить поводом для его возникновения. С генеральной линией, с миссией РСТ я, разумеется, согласна. И, мне кажется, это ясно следует из материалов газеты, из всех моих комментариев как пресс-секретаря – иначе с чего бы я работала в РСТ? По конкретным поводам, бывает, мы с Сергеем Павловичем дискутируем, спорим и даже ругаемся. Я многое оцениваю как журналист и пиарщик, а шеф – с высоты своего опыта руководящей работы, знания аппаратной специфики, чиновничьих «многоходовок». И вынуждена признать, что чаще всего прав оказывается именно он.

- Совмещение должностей главного редактора RATA-news и пресс-секретаря РСТ – это необходимость или вынужденная мера?

- Это стечение обстоятельств. Я всю жизнь работала в ежедневных газетах, и эта гонка меня утомила еще в середине 90-х. В 1998-м пришла в РСТ на «спокойную» должность пресс-секретаря. Это сейчас мне то и дело кажется, что я работаю в генштабе и идет война. А 12 лет назад никто не предполагал, в какой сумасшедший круговорот все это превратится, что туризм станет одним из основных ньюсмейкеров для медиа-рынка. Тогда же Сергей Павлович решил, что у РАТА должно быть свое электронное издание. Я довольно долго отказывалась от этого проекта – слово «газета» вызывало у меня аллергию. Но Шпилько то ли угадал, то ли просчитал: во время моей командировки он силами исполнительной дирекции выпустил первый номер. Вернувшись и узнав об этом, я, разумеется, захотела его посмотреть и села за компьютер. Вот так и сижу уже 10 лет. Разделить две должности тогда не было финансовой возможности, да, собственно, и претендентов не было. А сейчас эти функции так срослись, что и не разорвешь.

- Одно другому помогает или мешает?

- О, это очень сложно. С одной стороны, если бы я ежедневно не собирала материалы для газеты, то, возможно, не была бы достаточно информирована для работы с прессой. И наоборот: нередко журналисты, обращаясь за комментариями, подкидывают темы, которые мы, конечно, не упускаем. С другой стороны, во мне постоянно борются три человека с абсолютно противоположными интересами. Один - главный редактор газеты, которой нужны яркие и актуальные материалы. Второй – пресс-секретарь организации, призванной отстаивать интересы турбизнеса. И третий – руководитель коммерческого предприятия, которому надо зарабатывать деньги. В борьбе между первым и вторым неизменно побеждает пресс-секретарь. К огромному сожалению, мы не можем публиковать в газете все, о чем узнаем. Для главного редактора важная информация – это, прежде всего, материал в номер. Но пресс-секретарь понимает: публикация может сослужить недобрую службу турфирмам, отразиться на спросе, вызвать серьезные осложнения на рынке. То, что могут позволить себе наши «общеполитические» коллеги, совершенно недопустимо для корпоративного издания. В недрах пресс-службы РСТ тонет немало маленьких и больших сенсаций, и для меня как журналиста это тяжкое искушение. Но – терплю.

Особенно в этом смысле бывает трудно, когда просят помочь подготовить пресс-релиз по поводу знаковых для рынка событий. Мы предварительно обсуждали с Андреем Озолинем все его сообщения по поводу покупок-продаж «Магазинов горящих путевок». И с Сергеем Агафоновым - когда в прошлом году готовилась сделка «МГП» и «Русских фондов». И с Элладой Песковой – когда TUI покупала VKO Group. Вот материал, в руках! Но как поступиться доверием партнеров, ведь они просят не выпускать информацию раньше обозначенного времени. И мы смирненько выходим вместе со всеми, после официальной рассылки пресс-релиза.

И всегда проигрывает и главному редактору, и пресс-секретарю руководитель коммерческого предприятия. Принцип «издание не несет ответственности за содержание рекламных текстов» в нашем случае не срабатывает. То есть, сначала мы считали, что нас это тоже касается. Но каждый раз, когда какой-либо туроператор сообщал, что он первый открыл для российского рынка некое направление, непременно находился другой, который утверждал, что это он был первым. Если кто-то обозначает себя в рекламном тексте чьим-то приоритетным партнером, то тут же выясняется, что у всех его конкурентов есть договора с такой же формулировкой - priority partner. Поэтому мы стали писать «один из первых», «один из приоритетных партнеров», «один из ведущих» и т.д. А если рекламодатель настаивает, что за свои деньги он может утверждать все, что считает нужным, предпочитаем отказаться от рекламы, нежели выставлять на посмешище профессиональное издание.

- Но рекламы у вас много, и вы никак не выделяете ее в номере. Многих это раздражает.

- Самая обсуждаемая тема. Рекламы хотелось бы больше, RATA-news живет на эти деньги. Ее количество в номере по знакам строго соответствует требованию закона «О рекламе» - не более 40%. Просто материалы эти небольшие, заголовков много, поэтому и кажется, что перебор. Реклама – та же информация. Раздражает она, как правило, тех, кому не адресована. Например, предложения для турагентств раздражают туроператоров – разумеется, не тех, кто дает эту рекламу, и журналистов. Ну и не читайте, кто же заставляет? Из некоммерческих новостей мы ведь тоже читаем только те, которые нам интересны. А вот, например, информация об ознакомительной поездке в Псков на Масленицу обрадовала и туроператоров, и журналистов: одна публикация сразу собрала целую группу. Одно время мы выделяли заголовки рекламных текстов цветом, но рекламодатели были недовольны. Мы отказались от этой практики, тем более что определить коммерческий текст просто: видите в конце координаты фирмы – значит, реклама. Вот и все.

Мы благодарны всем нашим партнерам. Спасибо, что поддерживаете нас. Надеюсь, что мы своей работой тоже вам помогаем.

- RATA-news распространяется по 12000 адресов в России, странах СНГ и дальнего зарубежья. Эта база кажется небольшой по сравнению с заявлениями других подобных изданий.

- Если бы мы гнались только за количеством, это было бы проще всего: можно купить диск с электронными адресами и заявлять, что у тебя 8 миллионов подписчиков. Наша база качественная, чистая – в том смысле, что газета доставляется только тем, кто в ней действительно заинтересован. У нас уже несколько лет сидит на этом отдельный сотрудник и методично заносит в программу адреса – из каталогов, дисков, рекламных изданий, буклетов, которые нам присылают в неимоверном количестве. Но каждый новый адресат не попадает в базу автоматически, сначала ему уходит письмо с предложением подписаться на газету. И только если он кликнет на слово «да», будет получать рассылку. Причем в программе видно, что список тех, кто ответил «нет» или вообще не отреагировал на предложение, растет примерно тем же темпом, что и количество подписчиков. То есть никаких скачкообразных многотысячных пополнений, если относиться к этому честно, быть уже не может. Мы еще и чистим базу периодически, поскольку адреса устаревают, меняются и т.д. В общем, за нашу рассылку я отвечаю.

- Все ли вам нравится в вашей газете?

- Нет, разумеется. Думаю, у нас могло бы быть больше оперативной внутрирыночной информации – чартеры, увеличение и сокращение перевозки, изменение цен, ситуация на направлениях и т.д. С другой стороны, мне кажется, эту нишу с успехом заполняют многие наши коллеги-конкуренты – полагаю, ни в одной отрасли нет такого количества электронных изданий для бизнеса, как в туризме.

Моя больная тема – регионы. Мы бы очень хотели больше рассказывать о возможностях отдыха в России, считаю это одной из главных задач RATA-news. Но раскачать регионы совсем не просто. Буквально единицы регулярно присылают информацию – Тверская область, Ханты-Мансийск, Ямал, Находка, с некоторых пор Кировск и Татарстан, появляется Якутия, иногда – Челябинская область. Северо-Запад мелькает благодаря активной работе отделения РСТ в Петербурге, хотя и многие области там в смысле собственного продвижения неленивые. Более-менее активны некоторые музеи – Пушкинский заповедник, Малые Корелы, Кижи, Соловки, периодически Куликово поле, калининградский музей Мирового океана, изредка объявляется Ясная Поляна. А самая инертная, как ни странно - Центральная Россия, как будто в Курской, Орловской, Тамбовской, Липецкой, Рязанской, Смоленской и других областях смотреть нечего и туристы там не нужны. Денег не просим, дайте только информацию. Рыщем по сайтам, вылавливаем крупицы сведений, событий. Надеюсь, сейчас активизируется Ярославская область, есть у нас такие договоренности. Из дальневосточников оживился Сахалин, ждем информацию.

К сожалению, и региональные турфирмы плохо себя продвигают. Выручает только наш специальный проект «Интервью по желанию» для компаний, которые принимают туристов в своем регионе. Но и там мелькают далеко не все области. А уж свои коммерческие программы по приему в «некурортных» регионах практически никто не рекламирует, хотя в RATA-news для них расценки буквально символические. Навскидку могу назвать только тольяттинский «Пилигрим». И дело вовсе не в деньгах: есть фирмы, которые заплатили нам за рекламу, но все равно ее не дают. Во многих региональных компаниях нет сотрудника, отвечающего за продвижение, а у руководителей руки не доходят. Но, думаю, раз не доходят, может, зря мы так печемся, они и без нас неплохо живут?

- RATA-news – успешный проект. Поступают ли вам предложения по работе в других организациях или проектах?

- Меня почему-то об этом очень часто спрашивают. Предложения поступают, я их не рассматриваю. Хотя бывают заманчивые - по деньгам. Но мне все еще кажется, что я на своем месте.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно