Интурмаркет с 1 октября

Туроператоры ждут восстановления въездного рынка не раньше 2021 года

Коронавирус нанес удар по въездному рынку в самый пик бронирований на лето. Возобновления спроса можно ждать в сентябре – конечно, если обстоятельства позволят. Но самый реалистичный вариант – 2021 год, считают принимающие туроператоры.

По словам главы компании «Тройка» Антона Соловьева, в январе-феврале происходит до 70% всех летних бронирований. «Аннуляции активно пошли с конца февраля. Мы предлагали партнерам перенести даты поездки. Уже в начале марта стало понятно, что сезон фактически сорван, и мы приняли на вооружение самый пессимистичный сценарий. Пока он оправдывается», – сказал RATA-news собеседник.

Даже если ситуация стабилизируется в ближайшее время, европейцы сначала предпочтут поездки внутри своих стран, а уж потом зарубежные, полагает г-н Соловьев. И вряд ли Россия окажется на первом месте. Тем не менее, рынок может восстановиться довольно быстро, ведь людям после всего пережитого захочется положительных эмоций. Но надо быть реалистами и рассчитывать только на 2021 год.

Сейчас в компании занимаются маркетингом, обучением. «Знаю, что некоторые коллеги переориентируются на внутренний туризм, но мы потратим время простоя на то, чтобы быть сильнее на наших основных въездных направлениях», – заметил г-н Соловьев.

«Да, мы сейчас активно развиваем внутренние направления, создаем новый продукт, хотя традиционно въезд у нас занимал подавляющую часть объема», – сказала генеральный директор компании «Фаворит-Москва» Анисия Евдокимова. По ее словам, въездному рынку для восстановления может понадобиться гораздо больше времени, чем кажется сейчас.

Вообще прогнозировать в такой ситуации что-либо трудно, поэтому компания не стала переносить поездки, вернула своим партнерам депозиты. «В условиях роста курса валют мы не знаем, какие отели, услуги и за какие деньги сможем им предоставить через полгода или год. Мы потеряли деньги на возврате, но показали свою надежность партнерам и обезопасили себя на будущее», – пояснила эксперт.

Оператор закрыл операционные офисы, сократил затраты, штат. «Но нам повезло, у нас большой опыт удаленной работы. Проводим семинары, они очень востребованы у турфирм. Ничто не мешает компании стартовать в любой момент, как только это станет возможно, – говорит г-жа Евдокимова. – Но глобально мы готовимся к 2021 году. Европейцы бронируют туры за 7-8 месяцев, так что время есть. Раньше они все равно не придут».

Управляющий директор компании «Тари Тур» Игорь Кузьмин видит основную проблему в отношениях с отелями. Вернее, в отношении отелей к туроператорам. «До 95% отелей не собираются возвращать нам деньги. Большинство отказывают под разными предлогами, но все-таки общаются с нами, а некоторые, например, Maxima в Москве, ряд петербургских, откровенно грубят», – сказал он. Между тем, полагает эксперт, турфирмам, возможно, и не понадобилась бы помощь государства, отдай им отели хотя бы половину депозитов.

Непонятна также ценовая политика гостиниц на будущий год. «У нас есть заказы на 2021 год, но что-либо квотировать невозможно, потому что отели как будто живут в другом мире и тарифы снижать не собираются», – заметил Игорь Кузьмин.

«Мы даже и не обращаемся в отели и транспортные компании с просьбами вернуть деньги, – говорит генеральный директор компании «Свой ТС» Сергей Войтович. – Отели их израсходовали на подготовку к сезону, транспортники обновили технику. На аннуляции отели отреагировали нормально, штрафы не выставляют, и это уже радует».

В компании сократили расходы, «ужали» платежи по мобильным телефонам. Аренду платить не надо – офис в собственности. «Вполне возможно, в июле-августе будет оживление, но оно не сможет ничего компенсировать, а затем мы снова приходим к низкому сезону. Так что в итоге нам надо продержаться до марта 2021 года», – пояснил г-н Войтович.

Игорь Кузьмин также рассчитывает начать в августе, однако признает, что это все-таки «очень оптимистичный вариант».

Светлана Ставцева, RATA-news